Перейти к содержанию

Зачем нужен церемониарий. Состав причта


Neta
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Подготовка к торжественной процессии в праздник Лурдской Божией Матери

Служение Церемониария

О своём служении в семинарии рассказал семинарист 5-го курса Александр Зонн

- Кто такой этот «церемониарий», какие именно функции он выполняет?

- Церемониарий – это министрант, но с особенным функционалом. Прежде всего церемониарий должен следить за порядком во время проведения богослужений. Также в эту должность входят проведения репетиций, особенно перед торжественными или понтификальными Мессами в нашей семинарии. Ещё в служение церемониария входит множество тонкостей, так как необходимо действительно всё держать под контролем, от начала Мессы и до конца всё должно идти благочинно, достойно и красиво. Поэтому как церемониарий я слежу не только за порядком Мессы, но и за тем, всё ли подготовлено, готова ли чаша, облачения, богослужебные книги – за этим всем надо следить. В случаях, когда в семинарии служит епископ, также необходимо встретиться с ним и обсудить организационные вопросы касательно хода богослужения. Конечно, красота богослужения несомненно важна, но для меня также важна и духовная подготовка к Мессе. Я считаю, что невозможно выполнять какое бы то ни было служение без молитвы. Особенно часто бывает так, что есть волнения перед торжественным богослужением, поэтому в такие моменты надо найти время, чтобы остановиться, успокоится, прийти к Господу и сказать: «Без Тебя я не могу ничего, помоги мне!», эта молитва — мой ответ на слова Иисуса из Евангелия от Иоанна 15, 5 – «Ибо без Меня не можете делать ничего».

- Церемониарий – это ведь не только семинарская должность, в приходах тоже могут существовать церемониарии. Как им стать, что нужно знать, существуют какие-то пособия?

- Если кто-то хочет в своём приходе исполнять служение церемониария, то прежде всего я советую прочесть «Общее наставление к Римскому Миссалу» —оно приведено в начале Миссала, но и надо хорошо знать сам Миссал. Также рекомендую книжку «Служение министранта», которую издал о. Михаил Цымляков. И самое главное — любите литургию.

в ризнице

В ризнице

- А какой был опыт служения у алтаря до семинарии?

- Служить министрантом я начал в 9 лет, так что небольшой опыт был. В более сознательном возрасте я начал интересоваться литургией ещё больше и таким образом открыл для себя широкое литургическое разнообразие. Меня стали интересовать литургические традиции Востока, а также экстраординарный обряд латинской Мессы. И уже будучи здесь, в семинарии, по-возможности я стараюсь продолжать открывать для себя красоту всех литургических традиций. Слава Богу, в моей жизни есть много хороших священников, которые помогают мне в вопросах литургических традиций не только теоретически, но и практически. За годы в семинарии мне довелось побывать на греко-католической, армяно-католической и экстраординарной латинской литургии.

- В семинарии есть предметы, на которых изучается литургия?

- Да, у нас есть такой предмет как «Литургика». На этом предмете мы изучаем литургию в историческом, богословском, антропологическом и пастырском аспектах.

Служение Церемониария, изображение №3

- Ты служишь церемониарием третий год подряд и говоришь, что очень этом рад. Почему?

- Для меня литургия всегда была источником духовных сил и радости. До семинарии я старался часто посещать Мессу по будням в моём родном приходе, это меня очень поддерживало, и, как я думаю, стало духовным фундаментом перед поступлением в семинарию. Помню, что задолго до поступления, неоднократно пересматривал фильм про семинарию, и там был кадр, где о. Георгий Кромкин (тогда он ещё был семинаристом) рассказывал о служениях в семинарии и сказал, что является церемониарием. Тогда меня это впечатлило, так как до этого я не знал о существовании должности церемониария. Я подумал: «Вау, быть церемониарием, да ещё и в семинарии, – это круто!». И вот теперь я тут, в семинарии, служу церемониарием. Это круто!

- Это замечательно, что твоё служение совпадает с тем, что ты любишь!

- Конечно, мне кажется что любая работа или служение выполняются более ответственно и с усердием, если ты это любишь. Для священника или семинариста Месса должна быть центром жизни, ведь на ней мы самым совершенным образом соединяемся со Христом в Евхаристии. Папа Бенедикт XVI называет Евхаристию таинством Любви, поэтому мы призваны тонуть в этой Любви. Служение священника – это служение любви.

Католическая семинария в Санкт-Петербурге

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

министранты.jpg

Состав причта для воскресных и праздничных Месс и действия отдельных министрантов

Автор: Редакция Рускатолик.рф

Полный состав для служения в воскресном и праздничном Евхаристическом собрании должен состоять из 14 человек:

Министрант креста – К
Церемониарий – Ц
Лектор (министрант слова Божьего) 1 – Л1
Лектор (министрант слова Божьего) 2 – Л2
Псаломщик – П
Министрант книги – МК
Министрант света– МС1
Министрант света– МС2
Министрант света – МС3
Министрант света – МС4
Министрант алтаря 1 – МА1
Министрант алтаря 2 – МА2
Министрант кадила (туриферарий) – Т
Министрант кадила (навикулярий) – Н

В определенных случаях этот состав увеличивается. Может быть больше министрантов света, они могут нести факелы. Кроме того, в случае необходимости служат:

Министрант воды – МВ
Министрант митры – ММ
Министрант пасторала – МП

Сокращенный состав в пресвитерии

Церемониарий, министрант креста, министрант книги
Лектор
Псаломщик
Министрант света 1
Министрант света 2
Министрант алтаря 1
Министрант алтаря 2
Министрант кадила

Минимальный состав в пресвитерии

Лектор
Псаломщик, министрант креста
Министрант 1 (свет, алтарь, книга)
Министрант 2 (свет, алтарь)

Полный состав в храме

Служение пения (хор, кантор)
Комментатор

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Порядок процессии

министранты1.jpg

Действия отдельных министрантов

Церемониарий

Церемониарий следит за правильным ходом всех обрядов, исполняемых служителями Св. Мессы, и за поведением отдельных министрантов. В случае нужды деликатно вмешивается с соответствующими замечаниями.

Обслуживает микрофон (включает, регулирует, переставляет, переносит).

Подает целебранту дополнительные молитвы и тексты, не содержащиеся в миссале (комментарии, объявления и т.п.).

Следит и вмешивается в нетипичных ситуациях, когда что-то препятствует нормальному ходу литургии, напр. отсутствие ключа от дарохранительницы, нехватка вина, гостии, пурификатора и т.п.

Формирует процессию в начале и в конце. Подает знак к отправлению процессии словами «Поклонимся кресту». Дойдя до алтаря, в случае необходимости дает другую команду: «поклонимся», чтобы все преклонили колено одновременно.

Если во время Св. Мессы предусмотрена процессия с дарами и МА идут с целебрантом, чтобы помочь в принятии даров, выносит на алтарь чашу и раскладывает корпорал на середине алтаря. Покров с чаши он снимает на столике.

Министрант креста

Несет крест в процессии Входа. Дойдя до алтаря, не становится на колени вместе с другими и не кланяется. Крест ставит на алтарь или сбоку от алтаря в специальную стойку (если процессионный крест является одновременно алтарным), или относит его в ризницу (никогда не ставит в угол и не прислоняет к стене), или же держит крест во все продолжение Св. Мессы, стоя в соответствующем месте. Преклоняет колено (или кланяется) только после помещения креста на алтарь, или же отнеся крест в ризницу и вернувшись к алтарю.

К концу Св. Мессы (после молитвы после Причащения) приносит крест из ризницы (если крест для процессий является одновременно алтарным, берет его с алтаря после заключительных обрядов), становится перед алтарем со стороны народа, повернувшись лицом к целебранту, принимает благословение со склоненной головой и идет во главе процессии Выхода.

Лектор (Министрант слова Божьего)

Один из лекторов перед Св. Мессой кладет Лекционарий на амвон.

Один из лекторов несет в процессии Входа Евангелиарий. Дойдя до алтаря, не преклоняет колен и не кланяется, но сразу подходит к алтарю и кладет Евангелиарий между свечами, ранее поставленными министрантами света (если нужно, поправляет свечи, чтобы они стояли симметрично по обе стороны книги, лежащей посередине алтаря). Только теперь кланяется или преклоняет колени перед алтарем и идет на свое место.

К амвону лекторы подходят только после окончания вступительной молитвы.

Псаломщик

Если текст ответного псалма находится в Лекционарии, кладет его на амвон перед Св. Мессой.

Встает и подходит к амвону только по окончании первого чтения.

Если исполняет также «Аллилуйя» и Стих перед Евангелием (это должен делать хор или органист), не поет с амвона, а стоит сбоку (так как во время пения «Аллилуйя» читающий Евангелие вносит на амвон Евангелиарий).

Если поет или читает прошения молитвы верных, становится к амвону перед введением к молитве, читаемым целебрантом, или после введения. Спев последнее прошение, поворачивается к целебранту и сходит с амвона только после «Аминь» заключительной молитвы.

Министрант книги

Перед Св. Мессой узнает, какое будет вступление, префация и Евхаристическая молитва, и на нужных местах в миссале оставляет закладки. Узнает также, нужен ли миссал для акта покаяния. Потом несет миссал в пресвитерий, кладет рядом с местом, на котором будет сидеть, на столик или пюпитр.

Если миссал не нужен во вступительных обрядах, подходит к целебранту с открытым миссалом только после возгласа «Помолимся», а отходит и закрывает миссал после «Аминь» народа на вступительную молитву целебранта (и сам присоединяется к возгласу).

Подходит к целебранту с книгой молитв верных, открыв ее в том месте, где находится начало и окончание молитвы.

После молитвы верных ставит на алтарь пюпитр с миссалом слева от целебранта. Миссал должен быть открыт на молитве приношения даров.

После очищения снимает с алтаря миссал вместе с пюпитром. После «Помолимся» перед молитвой после Причащения подходит к целебранту с открытым миссалом; отходит после «Аминь» верных. Если целебрант произносит молитву после Причащения перед алтарем, МК после очищения ставит пюпитр с миссалом на середине алтаря, открыв его на нужном месте. После «Аминь» снимает с алтаря миссал вместе с пюпитром.

Министранты света

Перед Св. Мессой зажигают свечи на алтаре (если этого не делает ризничий).

Принимают участие в процессии Входа с зажженными свечами, идя по сторонам креста. Дойдя до алтаря, не преклоняют колен и не кланяются, но сразу ставят свечи на алтарь (или на столик рядом с алтарем) так, чтобы они стояли симметрично относительно Евангелиария, который будет лежать на середине алтаря. Затем низко кланяются алтарю (могут преклонить колено перед Св. Дарами) и идут на свое место.

Во время пения «Аллилуйя» или Стиха перед Евангелием подходят к алтарю, берут свечи, идут с ними перед священником (диаконом), несущим Евангелиарий на амвон. Становятся симметрично перед амвоном, лицом друг к другу или к Евангелию. После чтения Евангелия ставят свечи перед амвоном (или на амвоне, по сторонам Евангелиария) и возвращаются на свое место.

После «Аминь» молитвы над дарами ставят свечи на алтарь.

После отпуста берут свечи, становятся по обе стороны министранта креста и в таком порядке возвращаются в ризницу.

Министранты алтаря

Перед Св. Мессой готовят у входа в храм столик с дарами (вода и вино, облатки), а на столике в пресвитерии чашу и другие литургические сосуды и все для омовения рук. Если есть женская «служба даров», она готовит столик с дарами.

В процессии Входа не несут ничего. Дойдя до алтаря, преклоняют колено или низко кланяются и занимают свои места около столика.

После молитвы верных (ни в коем случае не во время ее) МА1 приносит на алтарь корпорал и чашу с пурификатором. Корпорал раскладывает на середине алтаря, чашу ставит сбоку, вне корпорала, по правую сторону. Затем МА1 и МА2 помогают целебранту принять дары от верных перед алтарем, а если процессия не предусмотрена, сами приносят хлеб, вино и воду со столика. МА1 подает целебранту патену или другой сосуд с хлебом, а МА2 подает вино и воду целебранту, диакону или другому священнику, готовящему чашу.

Оба возвращаются, берут поднос, воду и полотенце и прислуживают целебранту при омовении рук.

Во время раздачи Св. Причащения МА1 держит патену, а МА2 подает вино и воду для очищения. После очищения чаши МА1 забирает чашу с алтаря, относит ее на столик и прикрывает покровом.

Министрант кадила

Перед Св. Мессой должен узнать у целебранта, в какие моменты нужно будет кадило.

Перед процессией Входа подходит к целебранту, чтобы наполнить кадильницу. В процессии идет во главе, перед крестом.

Дойдя до алтаря, преклоняет колено или низко кланяется; когда целебрант поцелует алтарь, подходит к нему. Если процессия Входа была долгой, кадило наполняют еще раз, после чего Т подает кадило целебранту. Когда целебрант обходит алтарь, Т и Н идут по обе стороны, одновременно с ним кланяясь кресту или алтарю. После каждения Т берет кадило, оба относят кадило и лодочку в ризницу и возвращаются на свое место.

Перед Евангелием, когда начинают петь «Аллилуйя», Т и Н подходят к целебранту, чтобы наполнить кадило. Затем стоят сбоку от МС1 и МС2, идут с ними в процессии к амвону, стоят по бокам амвона. После слов «Чтение Святого Евангелия от…» Т подает кадило тому, кто читает Евангелие. После чтения Евангелия относит кадильницу в ризницу и занимает свое место в пресвитерии.

Перед омовением рук подходит к целебранту, чтобы наполнить кадило. Вместе с ним кадит алтарю, затем Т окаждает целебранта (и сослужащих ему, если они есть) и народ. Если есть диакон, он окаждает целебранта и сослужащих. Затем Т идет на свое место, не относя утварь в ризницу.

Перед Эпиклезисом (молитва с руками, простертыми над дарами) Н наполняет кадило, затем Т и Н становятся на колени перед алтарем, окаждая Св. Дары, когда целебрант являет их народу. Отходят в ризницу только после «Аминь» по окончании префации, чтобы отнести кадильницу, и сразу же возвращаются. До конца мессы стоят на своих местах. Для процессии выхода кадильницу не приносят.

Источник

 

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 Поделиться

×
×
  • Создать...