Jump to content

Зачем нужен церемониарий. Состав причта


Neta
 Share

Recommended Posts

Подготовка к торжественной процессии в праздник Лурдской Божией Матери

Служение Церемониария

О своём служении в семинарии рассказал семинарист 5-го курса Александр Зонн

- Кто такой этот «церемониарий», какие именно функции он выполняет?

- Церемониарий – это министрант, но с особенным функционалом. Прежде всего церемониарий должен следить за порядком во время проведения богослужений. Также в эту должность входят проведения репетиций, особенно перед торжественными или понтификальными Мессами в нашей семинарии. Ещё в служение церемониария входит множество тонкостей, так как необходимо действительно всё держать под контролем, от начала Мессы и до конца всё должно идти благочинно, достойно и красиво. Поэтому как церемониарий я слежу не только за порядком Мессы, но и за тем, всё ли подготовлено, готова ли чаша, облачения, богослужебные книги – за этим всем надо следить. В случаях, когда в семинарии служит епископ, также необходимо встретиться с ним и обсудить организационные вопросы касательно хода богослужения. Конечно, красота богослужения несомненно важна, но для меня также важна и духовная подготовка к Мессе. Я считаю, что невозможно выполнять какое бы то ни было служение без молитвы. Особенно часто бывает так, что есть волнения перед торжественным богослужением, поэтому в такие моменты надо найти время, чтобы остановиться, успокоится, прийти к Господу и сказать: «Без Тебя я не могу ничего, помоги мне!», эта молитва — мой ответ на слова Иисуса из Евангелия от Иоанна 15, 5 – «Ибо без Меня не можете делать ничего».

- Церемониарий – это ведь не только семинарская должность, в приходах тоже могут существовать церемониарии. Как им стать, что нужно знать, существуют какие-то пособия?

- Если кто-то хочет в своём приходе исполнять служение церемониария, то прежде всего я советую прочесть «Общее наставление к Римскому Миссалу» —оно приведено в начале Миссала, но и надо хорошо знать сам Миссал. Также рекомендую книжку «Служение министранта», которую издал о. Михаил Цымляков. И самое главное — любите литургию.

в ризнице

В ризнице

- А какой был опыт служения у алтаря до семинарии?

- Служить министрантом я начал в 9 лет, так что небольшой опыт был. В более сознательном возрасте я начал интересоваться литургией ещё больше и таким образом открыл для себя широкое литургическое разнообразие. Меня стали интересовать литургические традиции Востока, а также экстраординарный обряд латинской Мессы. И уже будучи здесь, в семинарии, по-возможности я стараюсь продолжать открывать для себя красоту всех литургических традиций. Слава Богу, в моей жизни есть много хороших священников, которые помогают мне в вопросах литургических традиций не только теоретически, но и практически. За годы в семинарии мне довелось побывать на греко-католической, армяно-католической и экстраординарной латинской литургии.

- В семинарии есть предметы, на которых изучается литургия?

- Да, у нас есть такой предмет как «Литургика». На этом предмете мы изучаем литургию в историческом, богословском, антропологическом и пастырском аспектах.

Служение Церемониария, изображение №3

- Ты служишь церемониарием третий год подряд и говоришь, что очень этом рад. Почему?

- Для меня литургия всегда была источником духовных сил и радости. До семинарии я старался часто посещать Мессу по будням в моём родном приходе, это меня очень поддерживало, и, как я думаю, стало духовным фундаментом перед поступлением в семинарию. Помню, что задолго до поступления, неоднократно пересматривал фильм про семинарию, и там был кадр, где о. Георгий Кромкин (тогда он ещё был семинаристом) рассказывал о служениях в семинарии и сказал, что является церемониарием. Тогда меня это впечатлило, так как до этого я не знал о существовании должности церемониария. Я подумал: «Вау, быть церемониарием, да ещё и в семинарии, – это круто!». И вот теперь я тут, в семинарии, служу церемониарием. Это круто!

- Это замечательно, что твоё служение совпадает с тем, что ты любишь!

- Конечно, мне кажется что любая работа или служение выполняются более ответственно и с усердием, если ты это любишь. Для священника или семинариста Месса должна быть центром жизни, ведь на ней мы самым совершенным образом соединяемся со Христом в Евхаристии. Папа Бенедикт XVI называет Евхаристию таинством Любви, поэтому мы призваны тонуть в этой Любви. Служение священника – это служение любви.

Католическая семинария в Санкт-Петербурге

  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

министранты.jpg

Состав причта для воскресных и праздничных Месс и действия отдельных министрантов

Автор: Редакция Рускатолик.рф

Полный состав для служения в воскресном и праздничном Евхаристическом собрании должен состоять из 14 человек:

Министрант креста – К
Церемониарий – Ц
Лектор (министрант слова Божьего) 1 – Л1
Лектор (министрант слова Божьего) 2 – Л2
Псаломщик – П
Министрант книги – МК
Министрант света– МС1
Министрант света– МС2
Министрант света – МС3
Министрант света – МС4
Министрант алтаря 1 – МА1
Министрант алтаря 2 – МА2
Министрант кадила (туриферарий) – Т
Министрант кадила (навикулярий) – Н

В определенных случаях этот состав увеличивается. Может быть больше министрантов света, они могут нести факелы. Кроме того, в случае необходимости служат:

Министрант воды – МВ
Министрант митры – ММ
Министрант пасторала – МП

Сокращенный состав в пресвитерии

Церемониарий, министрант креста, министрант книги
Лектор
Псаломщик
Министрант света 1
Министрант света 2
Министрант алтаря 1
Министрант алтаря 2
Министрант кадила

Минимальный состав в пресвитерии

Лектор
Псаломщик, министрант креста
Министрант 1 (свет, алтарь, книга)
Министрант 2 (свет, алтарь)

Полный состав в храме

Служение пения (хор, кантор)
Комментатор

  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

Порядок процессии

министранты1.jpg

Действия отдельных министрантов

Церемониарий

Церемониарий следит за правильным ходом всех обрядов, исполняемых служителями Св. Мессы, и за поведением отдельных министрантов. В случае нужды деликатно вмешивается с соответствующими замечаниями.

Обслуживает микрофон (включает, регулирует, переставляет, переносит).

Подает целебранту дополнительные молитвы и тексты, не содержащиеся в миссале (комментарии, объявления и т.п.).

Следит и вмешивается в нетипичных ситуациях, когда что-то препятствует нормальному ходу литургии, напр. отсутствие ключа от дарохранительницы, нехватка вина, гостии, пурификатора и т.п.

Формирует процессию в начале и в конце. Подает знак к отправлению процессии словами «Поклонимся кресту». Дойдя до алтаря, в случае необходимости дает другую команду: «поклонимся», чтобы все преклонили колено одновременно.

Если во время Св. Мессы предусмотрена процессия с дарами и МА идут с целебрантом, чтобы помочь в принятии даров, выносит на алтарь чашу и раскладывает корпорал на середине алтаря. Покров с чаши он снимает на столике.

Министрант креста

Несет крест в процессии Входа. Дойдя до алтаря, не становится на колени вместе с другими и не кланяется. Крест ставит на алтарь или сбоку от алтаря в специальную стойку (если процессионный крест является одновременно алтарным), или относит его в ризницу (никогда не ставит в угол и не прислоняет к стене), или же держит крест во все продолжение Св. Мессы, стоя в соответствующем месте. Преклоняет колено (или кланяется) только после помещения креста на алтарь, или же отнеся крест в ризницу и вернувшись к алтарю.

К концу Св. Мессы (после молитвы после Причащения) приносит крест из ризницы (если крест для процессий является одновременно алтарным, берет его с алтаря после заключительных обрядов), становится перед алтарем со стороны народа, повернувшись лицом к целебранту, принимает благословение со склоненной головой и идет во главе процессии Выхода.

Лектор (Министрант слова Божьего)

Один из лекторов перед Св. Мессой кладет Лекционарий на амвон.

Один из лекторов несет в процессии Входа Евангелиарий. Дойдя до алтаря, не преклоняет колен и не кланяется, но сразу подходит к алтарю и кладет Евангелиарий между свечами, ранее поставленными министрантами света (если нужно, поправляет свечи, чтобы они стояли симметрично по обе стороны книги, лежащей посередине алтаря). Только теперь кланяется или преклоняет колени перед алтарем и идет на свое место.

К амвону лекторы подходят только после окончания вступительной молитвы.

Псаломщик

Если текст ответного псалма находится в Лекционарии, кладет его на амвон перед Св. Мессой.

Встает и подходит к амвону только по окончании первого чтения.

Если исполняет также «Аллилуйя» и Стих перед Евангелием (это должен делать хор или органист), не поет с амвона, а стоит сбоку (так как во время пения «Аллилуйя» читающий Евангелие вносит на амвон Евангелиарий).

Если поет или читает прошения молитвы верных, становится к амвону перед введением к молитве, читаемым целебрантом, или после введения. Спев последнее прошение, поворачивается к целебранту и сходит с амвона только после «Аминь» заключительной молитвы.

Министрант книги

Перед Св. Мессой узнает, какое будет вступление, префация и Евхаристическая молитва, и на нужных местах в миссале оставляет закладки. Узнает также, нужен ли миссал для акта покаяния. Потом несет миссал в пресвитерий, кладет рядом с местом, на котором будет сидеть, на столик или пюпитр.

Если миссал не нужен во вступительных обрядах, подходит к целебранту с открытым миссалом только после возгласа «Помолимся», а отходит и закрывает миссал после «Аминь» народа на вступительную молитву целебранта (и сам присоединяется к возгласу).

Подходит к целебранту с книгой молитв верных, открыв ее в том месте, где находится начало и окончание молитвы.

После молитвы верных ставит на алтарь пюпитр с миссалом слева от целебранта. Миссал должен быть открыт на молитве приношения даров.

После очищения снимает с алтаря миссал вместе с пюпитром. После «Помолимся» перед молитвой после Причащения подходит к целебранту с открытым миссалом; отходит после «Аминь» верных. Если целебрант произносит молитву после Причащения перед алтарем, МК после очищения ставит пюпитр с миссалом на середине алтаря, открыв его на нужном месте. После «Аминь» снимает с алтаря миссал вместе с пюпитром.

Министранты света

Перед Св. Мессой зажигают свечи на алтаре (если этого не делает ризничий).

Принимают участие в процессии Входа с зажженными свечами, идя по сторонам креста. Дойдя до алтаря, не преклоняют колен и не кланяются, но сразу ставят свечи на алтарь (или на столик рядом с алтарем) так, чтобы они стояли симметрично относительно Евангелиария, который будет лежать на середине алтаря. Затем низко кланяются алтарю (могут преклонить колено перед Св. Дарами) и идут на свое место.

Во время пения «Аллилуйя» или Стиха перед Евангелием подходят к алтарю, берут свечи, идут с ними перед священником (диаконом), несущим Евангелиарий на амвон. Становятся симметрично перед амвоном, лицом друг к другу или к Евангелию. После чтения Евангелия ставят свечи перед амвоном (или на амвоне, по сторонам Евангелиария) и возвращаются на свое место.

После «Аминь» молитвы над дарами ставят свечи на алтарь.

После отпуста берут свечи, становятся по обе стороны министранта креста и в таком порядке возвращаются в ризницу.

Министранты алтаря

Перед Св. Мессой готовят у входа в храм столик с дарами (вода и вино, облатки), а на столике в пресвитерии чашу и другие литургические сосуды и все для омовения рук. Если есть женская «служба даров», она готовит столик с дарами.

В процессии Входа не несут ничего. Дойдя до алтаря, преклоняют колено или низко кланяются и занимают свои места около столика.

После молитвы верных (ни в коем случае не во время ее) МА1 приносит на алтарь корпорал и чашу с пурификатором. Корпорал раскладывает на середине алтаря, чашу ставит сбоку, вне корпорала, по правую сторону. Затем МА1 и МА2 помогают целебранту принять дары от верных перед алтарем, а если процессия не предусмотрена, сами приносят хлеб, вино и воду со столика. МА1 подает целебранту патену или другой сосуд с хлебом, а МА2 подает вино и воду целебранту, диакону или другому священнику, готовящему чашу.

Оба возвращаются, берут поднос, воду и полотенце и прислуживают целебранту при омовении рук.

Во время раздачи Св. Причащения МА1 держит патену, а МА2 подает вино и воду для очищения. После очищения чаши МА1 забирает чашу с алтаря, относит ее на столик и прикрывает покровом.

Министрант кадила

Перед Св. Мессой должен узнать у целебранта, в какие моменты нужно будет кадило.

Перед процессией Входа подходит к целебранту, чтобы наполнить кадильницу. В процессии идет во главе, перед крестом.

Дойдя до алтаря, преклоняет колено или низко кланяется; когда целебрант поцелует алтарь, подходит к нему. Если процессия Входа была долгой, кадило наполняют еще раз, после чего Т подает кадило целебранту. Когда целебрант обходит алтарь, Т и Н идут по обе стороны, одновременно с ним кланяясь кресту или алтарю. После каждения Т берет кадило, оба относят кадило и лодочку в ризницу и возвращаются на свое место.

Перед Евангелием, когда начинают петь «Аллилуйя», Т и Н подходят к целебранту, чтобы наполнить кадило. Затем стоят сбоку от МС1 и МС2, идут с ними в процессии к амвону, стоят по бокам амвона. После слов «Чтение Святого Евангелия от…» Т подает кадило тому, кто читает Евангелие. После чтения Евангелия относит кадильницу в ризницу и занимает свое место в пресвитерии.

Перед омовением рук подходит к целебранту, чтобы наполнить кадило. Вместе с ним кадит алтарю, затем Т окаждает целебранта (и сослужащих ему, если они есть) и народ. Если есть диакон, он окаждает целебранта и сослужащих. Затем Т идет на свое место, не относя утварь в ризницу.

Перед Эпиклезисом (молитва с руками, простертыми над дарами) Н наполняет кадило, затем Т и Н становятся на колени перед алтарем, окаждая Св. Дары, когда целебрант являет их народу. Отходят в ризницу только после «Аминь» по окончании префации, чтобы отнести кадильницу, и сразу же возвращаются. До конца мессы стоят на своих местах. Для процессии выхода кадильницу не приносят.

Источник

 

  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

  • 10 months later...

435A8102.jpg

Путь веры: служение министранта

Путь веры каждого драгоценен и уникален. Путь веры некоторых проходит на виду всей общины в виду особых служений, которые они исполняют. К 25-летию освящения Кафедрального собора Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии Ольга Хруль поговорила с министрантами – «людьми в белом», которых мы привыкли видеть в пресвитерии рядом со священниками. Кто они? Как пришли к этому служению? И что оно для них значит? Об этом ребята рассказали в рамках цикла «Церковь с человеческим лицом».

Григорий

435A1296.jpg

Фото: Ольга Хруль

Меня зовут Григорий, в этом году мне исполнится 30 лет и 20 из них я министрант.

Если говорить кратко, я пришел в Церковь в 9 лет, когда впервые задался вопросом о смерти. Я спросил у своего отца, что будет после смерти и как мне не умереть. Тогда мой папа, еще не верующий, а только надеющийся, догадывающийся о том, что Бог есть, ответил: я не знаю, но есть люди, которые считают вот так. И рассказал мне о религиях, о конфессиях, и отвел меня в католический храм, потому что в православии он не был воцерковлен, всю жизнь был атеистом, но в Польше, где он проработал 2 года, его поразила человечность и открытость верующих людей. Там мы и остались, прошли катехизацию, укрепляясь в этой первой догадке, что Он есть, потом, постепенно, вся семья присоединилась к Церкви.

Почти сразу меня, как и почти всех молодых парней тогда, салезианский священник пригласил прислуживать у алтаря. Своих первых впечатлений я не помню, слишком давно это было, но когда уже влился в ряды министрантов, точно помню о соперничестве. Всегда было желание исполнять более «крутое» служение. Сначала нести свечку, потом приносить Дары на алтарь, потом читать чтение, наконец кадить или открывать, листать литургические книги для священника. О том, что я когда-то буду церемониарием епископа, я тогда и подумать не мог, потому что не знал таких слов.

5f12b0ef-ef64-4200-b4a3-dba4e0b2fa8a.jpg
Фото: Наталья Гилёва

Вначале нас было много, и мои ровесники, и старше, и младше, но постепенно детский запал пропадал, а интересовать в силу возраста стали другие вещи: тусовки, девушки, алкоголь… Очень много ребят ушли из министрантов, многие ушли и из Церкви, но для меня служение министрантом в те годы как раз было соломинкой, за которую я держался, а точнее, Бог меня держал. За это время у меня сложилась очень крепкая дружба с несколькими министрантами, которая жива и по сей день – Дима, Влад, Илья, недавно рукоположенный. И то, что моя жизнь не разделялась на два состояния – один я в Церкви, другой я в миру – это во многом заслуга той министрантской дружбы, потому что с ними я был и верующим, и нормальным 16-тилетним парнем, вовлеченным в мир музыки, кино, отношений, игр, политики. Из-за этого и в миру, с моими неверующим друзьями, я мог оставаться верующим и открыто об этом говорить. Мне кажется важным сейчас учитывать опыт прошлого: священники и старшие министранты не могли нас сплотить выездами, каникулами с Богом или другими совместными мероприятиями, но они дали нам место и ориентир пути, а дальше работала наша свобода, друзьями мы стали сами, и не коллективно, а каждый по-разному с каждым в отдельности.

Когда я закончил университет и в очередной раз оказался в растерянности перед жизнью, Бог даровал мне новое призвание, в братство Communione e Liberazione. Как всё, что дает Господь, оно не отменяло, а включало и расширяло предыдущую жизнь. В общине я столкнулся с очень серьёзным отношением ко всей повседневной жизни, а тем более, к Литургии, и моё призвание быть министрантом ожило заново. Я стал интересоваться Литургией, историей Церкви, национальными и культурными особенностями (благо, министранты, священники и наш Архиепископ очень помогали). Я даже православную Литургию стал узнавать через друзей, потому что благодаря богатству и разнообразию традиций ты можешь замечать больше в своем собственном обряде.

Служение министрантом – удивительный опыт. С одной стороны, одеяние, нахождение в пресвитерии, непосредственная близость к творящимся Таинствам, участие и помощь в творящихся Таинствах, наконец, единство с братьями-министрантами и священнослужителями – это то, что позволяет переживать Литургию гораздо глубже, интенсивнее, полнее, по крайней мере, лично для меня. С другой стороны, это всегда борьба. Борьба с формализмом и цинизмом, которые развиваются с годами. Борьба с гордыней, что ты понимаешь больше, чем кто-то другой. Борьба с суетой, за которой теряется суть происходящего, особенно, когда ты исполняешь функции церемониария и следишь, чтобы все министранты, священники и даже епископ делали всё литургически верно. В конечном итоге, министрантское служение – это именно служение, причем максимально бескорыстное: мы помогаем народу и священникам, но без нашего участия Таинство все равно случилось бы. Поэтому мы, по крайней мере, я делаю то, что должен и отдаю то, что могу в силу истории, которая со мной случилась, насколько мою жизнь сопровождало служение министранта.

Сейчас, когда у меня есть жена и ребенок, я продолжаю прислуживать у алтаря, и сын очень рвется в пресвитерий, зная, что там папа (может быть, вы слышали это на Мессах). Надеюсь, с годами это желание не пройдет, и он тоже станет министрантом и сможет рассказать об этом служении как о призвании.

Дмитрий

435A3587.jpg
Фото: Ольга Хруль

Когда-то я уже рассказывал о себе и своём пути веры, а теперь меня попросили сказать пару слов о служении министрантом.

Когда я начал прислуживать у алтаря, это было началом интересного пути. Ведь, приходя каждый день прислуживать, я осмыслял каждое свое движение: ровная осанка, расположение рук, поклоны, правильность чтений, и, если я был в какой то степени не удовлетворен на Мессе своими действиями, например, не в тот момент поклонился или прочитал неправильно, то в следующий раз я был более требовательнее к себе, потому что понимал, что прислуживаю у алтаря Христу через священника. Я должен быть примером для прихожан, которые, хочешь или не хочешь, но видят меня, и любое мое движение может отвлечь их от центра молитвы. Самое сложное было приходить на Мессу и понимать, что я один, министрантов больше не будет. Тут появлялся страх, начинали руки трястись, ноги подкашиваться и провалы в памяти появлялись, забывал, что делать дальше (смеётся). Постепенно это всё проходило, появлялись знания, опыт и пришла привычка. Привычка жить министранством.

У министранта бывает очень много обязанностей на Святой Мессе, особенно если министрант один на Мессе, или на большие торжества, когда один министрант может исполнять сразу несколько задач. Самое любимое моё служение – это каждение. Для меня это особый вид молитвы. Вспоминается отрывок из Библии, из книги Откровения глава 8, стихи 3 и 4: «И пришел иной Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед престолом». Для меня это показатель Божьей любви и действия Святого Духа в Церкви, где присутствуют все святые и вместе с нами возносят хвалу Всевышнему в большой Тайне Евхаристического Единства. Конечно, это объяснение есть совсем малая часть того, что кроется глубже происходящего на Святой Мессе.

В нашем приходе сейчас около 20 министрантов разной возрастной категории, всех их мы видим на разных Святых Мессах, и каждый старается исполнить свое служение ответственно и четко. Можно сказать, что министранство – это небольшая храмовая семья где мы стараемся поддерживать друг друга. Кто-то общается больше друг с другом, кто-то меньше, есть какие-то разногласия и споры, но нас соединяет наше служение при алтаре, где мы в одном духе создаем целую Христову команду.

4Pu2z6xCt_4.jpg
Фото: Ольга Хруль

За последние годы очень сильно поменялся штат министрантов, старые почти все ушли, у кого-то семья, дети, работа и т.п., старых министрантов можно по пальцам пересчитать, но радует то, что появляются новые, желающие больше прислуживать и отдавать свое время Церкви.

В конце хочется сказать, что Царство Божие и Церковь Божья нуждаются в истинных поклонниках, и пусть наше служение в качестве министрантов исправит нашу молитву, яко кадило пред Тобою (Псалом 140).

 

Кирилл

435A3590.jpg
Фото: Ольга Хруль

Церковь всегда была мне близка и сейчас – особенно. Моё воцерковление началось ещё с детства, когда в доме у бабушки, где я жил, висели иконы большие и на маленьких пластиковых карточках с молитвами на обороте, которые я часто перечитывал, а также когда бабушка водила меня с завидной периодичностью в православный храм близ нашей деревни на праздники и службы.

В сторону Католической Церкви я всегда смотрел с восхищением и трепетом. Читаемые и просматриваемые мною художественные произведения только усиливали интерес и тягу к католицизму.

В начале 2021 года, в один из весенних вечеров, гуляя по Москве с другом, мы набрели на Римско-католический Кафедральный собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. И я решил зайти в него. Друг решил подождать на улице, и я не стал возражать. В тот момент шла Месса. Я зашёл, сел на лавку в правом боковом нефе и стал слушать с большим вниманием и завороженностью. При этом я вспоминал периодически, что на улице сидит друг и ждёт меня. Послушав проповедь, я пошел к другу, вышел из храма в тот день, но точно решил для себя, что мне завтра нужно вернуться и прослушать Мессу от начала и до конца.

На следующий день я пришёл в собор на Мессу, внимательно всё прослушал и по завершении, сев на лавку, ощутил, что не хочу уходить. Уже выключили свет, прихожане разошлись, а я не могу, не хочу уходить. Это чувство побудило меня посещать Мессу вновь и вновь, день за днем.

Летом, в июне, одну из Месс служил о. Сергей Гоман, SDB, который во время проповеди рассказал о своем служении в Сьерра-Леоне. Его свидетельство о служении Католической Церкви в этой отдаленной африканской стране ещё сильнее закрепило во мне желание служить именно в Католической Церкви Богу, который всегда оберегает нас от всех опасностей и бед. Помогать этим бедным детям, жертвам насилия, а также всем людям обрести Господа, чтобы Он оберегал и направлял каждого из нас.

aka35qIlnZs.jpg
Фото: Ольга Хруль

В августе после одной из Месс я окончательно решил для себя, что хочу присоединиться к Католической Церкви, после чего спросил у проходящего мимо министранта, куда я могу обратиться с этим вопросом. Он рассказал мне, что в ризнице сидит отец, который подскажет мне, как быть. Там сидел о. Кшиштоф, который рассказал мне, что скоро откроется запись на грядущую катехизацию. Я звонил пару раз с интервалом в несколько дней, и в один из дней мне ответили, что открыта запись. И я первым же делом пошел в ризницу и записался на катехизацию.

По прошествии нескольких лет после присоединения к Католической Церкви и уже в качестве министранта Кафедрального собора хочу сказать, что это литургическое служение с моими собратьями во Христе помогает каждому из нас быть и ощущать себя ещё сильнее частью общины и Церкви в целом – мистического Тела Христова.

Наша постоянная близость к алтарю, к совершаемым на нём Таинствам, прямое участие в Литургии и помощь, а если быть точнее – прислуживание священникам на Святых Мессах – все это позволяет нам, министрантам, переживать поистине незабываемые чувства и ощущения, а также не формально присутствовать на Литургии, а быть «изнутри», непосредственными участниками происходящего. Даже когда мы пребываем в организационных заботах и мыслях во время богослужения и не успеваем, так сказать, выделить себе время для индивидуальной молитвы, то совершаемые дела и действия в пресвитерии являются нашей молитвой в тот момент, нашим способом единения с общиной, Церковью и Богом.

Каждому молодому католику я лично желаю пройти через этот путь служения министранта, потому что он дает ещё глубже окунуться и прочувствовать жизнь служителя Церкви, пусть даже не в числе духовенства. Уверен, данный опыт может помочь молодым людям определиться в том призвании, которое даёт им Господь Бог.

Обращаясь к вышесказанному, хочу уделить внимание текущим трудностям Церкви с призваниями к священству и монашеству, о которых сейчас так часто говорят наши священники и епископы. Христианину не стоит теряться и бояться своего будущего в тот момент, когда он/она впервые ощущает призвание Господа, каким бы оно ни было. На своем примере хочу сказать, что жизненно необходимо по мере возможности уделять время личной молитве, беседе с Богом, чтобы укрепляться в призвании, которое Он даёт. Стоит найти помощь и духовную поддержку в распознании призвания у тех священников, которые близки по духу, и это может быть даже не в своем приходе, а в каком-то Ордене, конгрегации или иной общине Католической Церкви. Да, распознание призвания может занять какой-то период времени, но хочу сказать, что, во-первых, не нужно искусственно затягивать этот процесс на длительные годы, а, во-вторых, этот период времени позволяет с полной уверенностью встать и идти тем путём, на который направляет Господь.

  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

Роман

435A3054.jpg
Фото: Ольга Хруль

Я в Церкви практически с рождения. Мои родители родом из Хмельницкого, где, собственно, и осуществлялись первые шаги. Самые первые воспоминания приходятся на 5-6-летний возраст, когда с бабушкой за ручку приходил в единственный на весь город и район храм. Причем это делалось «в тайне» от родителей.

Во время Святой Мессы я постоянно озирался по сторонам: вдруг кто-то знакомый увидит? И однажды увидел на хорах маму. Что было в моих глазах, не представляю. Бабушка сразу успокоила: как ты мог увидеть, далеко ведь! Лишь спустя лет семь я узнал, что это действительно была мама. И как они играли в «шпионов2, чтобы я, ненароком чего не заметил… Ведь потрепаться я всегда любил.

Помимо всего прочего, папа в то время был офицером Советской армии и служил в Подмосковье. 50 км от дома до храма, да ещё и с двумя-тремя пересадками – это очень далеко, да и времена были иные. А вот летом у бабушки, куда почти каждый год ездили на каникулы, самое то. Впрочем, кутья в Сочельник была столько, сколько помню домашние вечера перед Рождеством.

Хочу отдельно подчеркнуть, что наши бабушки – это святые люди, именно они на своих плечах вынесли и сохранили веру на территории бывшего Советского союза. Ведь, помимо всего прочего, в те времена даже не было нормальных молитвенников и они от руки переписывали молитвы в школьные тетради.

Потом, все как-то перевернулось, уже не было необходимости «шпионить», «скрываться». Но моя жизнь в церкви по-прежнему ограничивалась 1,5-2-мя летними месяцами на каникулах. Кстати, именно в Хмельницком, я впервые примерил министрантское облачение.

Я уже говорил про одну бабушку, но обязательно нужно отметить и дедушку. Он был министрантом. Как я на это смотрел! И однажды я его спросил, – а мне было лет 10, – можно ли и мне так. Когда на меня надели комжу, моему счастью не было предела.

Поразительно, но на переосмысление повлиял футбол. В конце 90-х мы с братом и его одноклассником стали регулярно выбираться в Москву на стадион. 2-3 пересадки, 2-3 часа в одну сторону уже не казались чем-то «неподъемным». И в какой-то момент встал вопрос: почему съездить на футбол – это близко, а на службу – далеко?

Храм св. Людовика продолжал функционировать и в 80-е, и в 90-е. и именно туда мы выбирались на Пасху. Казалось бы, куда ходить, вопрос не должен был стоять, тем более, небольшие храмы мне всегда были как-то ближе… Но удивительным образом наш Кафедральный собор, несмотря на свою величественность, статус, внутри оказался очень «теплым», душевным. Полагаю, во многом этому поспособствовали отцы-салезианцы во главе с о. Иосифом. Я понял, что ходить буду именно сюда. По воскресеньям с утра очень хотелось выспаться, поэтому я стал посещать службу в 17:30, а в Людовике Месса была в 17:00. Мы с братом вместе ехали в Москву, он шел на 17:00, а я – на 17:30, что позволяло ему приезжать домой на час раньше, но меня это не смущало.

И вот, как-то перед службой вижу, что чашу и ампулки для приношения Даров на алтарь выносит священник, а это «не царское» дело, – значит министрантов в ризнице нет. Я захожу и говорю, что это неправильно и что у меня есть какой-никакой опыт министрантского служения. Отец показал, где висят альбы. Так я стал прислуживать на Мессе в 17:30, а спустя некоторое время и Паша решил, что наш храм для него больше подходит.

Прихожане со стажем помнят, что на вечерней Мессе, а она тогда была только в 17:30, пожертвования собирал сам настоятель. И вот однажды (а нас, министрантов, было много) мы видим, что его нет, и самостоятельно решаем собрать. После службы или уже через неделю я рассказал о. Иосифу об этой нашей самодеятельности. Его реакция была бесценна: «Ай-яй… Молодцы!».

Вообще, у нас в приходе всегда служили замечательные священники! Я мог бы очень много добрых слов сказать в адрес своих учителей: о. Аркадия, о. Михаила, о. Дариуша, которые в свое время работали с министрантами и с каждым из которых сложились дружеские отношения, да и не только о них, но это очень широкая тема, требующая отдельного разговора.

Михаил

435A4885.jpg
Фото: Ольга Хруль

Меня зовут Михаил, мне 21 год, из которых 10 я министрант.

Родился и вырос в городе Калининграде, там же начал прислуживать. Крестили меня не сразу при рождении, а за два дня до моего 9-летия в Германии в городе Бад Мергенхайм, и с этого же времени активно начал ходить на воскресные Мессы с родителями и своей тогда ещё маленькой сестрёнкой.

Поначалу я ничего особо не понимал: ни процессии, ни смысла – зачем это всё делается, но атмосфера нашего храма Святого Адальберта меня восхитила сразу, благодаря чему желание ходить в храм со временем становилось сильнее. Помимо воскресных богослужений мама начала водить меня и по будням, хотя я много противился, но в итоге ехал.

Потом уже начал ходить на катехизацию после Святых Месс, чтобы готовиться к Первому Причастию. К нам было прекрасное отношение, занятия были интересными, что ещё больше вдохновляло продолжать ходить в храм и приближаться к Богу.

В июне 2014 года, в первое же воскресенье после Первого Причастия, меня один из наших священников пригласил в ризницу, дал комжу и сказал, что я сегодня буду служить в алтаре. Морально я был к этому не готов, волновался всю Мессу, не знал, когда вставать, когда садиться, когда куда идти, но, благо, на первый раз у меня была простая задача – сидеть в сторонке, наблюдать и запоминать, кто из моих более опытных коллег чем занимается.

Несколько недель я учился, даже почти пропало волнение, и на четвертую службу мне уже дали подержать патену на Причастии, и вроде даже справился. Итак, со временем я научился звонить в колокольчик (хоть и далеко не с первого раза, пару раз делал фальстарты), выносить воду и вино, помогать на Крещении детей, готовить алтарь к Мессе и убирать его после. Помню, у нас даже были специальные занятия, с нами занимался отец Кшиштоф, который, к сожалению, уже много лет назад уехал в Польшу, проходили они по субботам буквально месяц, там тоже научился многому.

Постепенно у нас образовалась министрантская компания с ребятами, с кем мы общаемся по сей день, хоть и находимся в разных городах и странах. Я продолжал ходить на все Мессы, которые мог, даже без родителей, всегда служил и даже не заметил, как в какой-то момент стал чуть ли не самым старшим министрантом, многие разъехались, кто-то переставал ходить, да и молодое поколение всегда приходило. И это уже другая ответственность, всегда надо быть готовым к тому, что если произойдёт нештатная ситуация, то обращаться будут именно ко мне, и это уже не пугало, в отличие от самых первых дней, когда просто стоять было страшно.

К 17 годам я, уже закончив школу и будучи опытным министрантом, отправился в Москву за высшим образованием, но ходить в Церковь не переставал, с первых же дней ходил как прихожанин в собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, потому что не решался зайти в ризницу. Но всегда, когда приезжал в Калининград, продолжал нести своё служение.

И только на второй год учёбы в Москве меня буквально за руку привёл в ризницу мой хороший друг Артём, который тоже приехал учиться. И вот уже идёт четвёртый год моего служения здесь, тут я тоже многому научился и продолжаю учиться (например, только год назад впервые самостоятельно был на кадиле, без помощи и подсказок), тут такой же прекрасный министрантский коллектив, в который сложно не вписаться.

Для меня Церковь уже больше половины жизни – это не просто место, куда я хожу по воскресеньям, а место, где я общаюсь с Богом молитвами и действиями, помогая в алтаре. Это место, где у меня много близких друзей, на которых я всегда могу положиться, с которыми всегда можно классно провести время. Это место умиротворения, где забываются ежедневные проблемы. Это то место, куда хочется всегда вернуться. А служение министрантом – это прекрасный способ выразить свою любовь к Богу и помогать Церкви.

Артём

435A3870.jpg
Фото: Ольга Хруль

«Не вы Меня избрали, а Я вас избрал…» (Ин 15,16), – именно этим отрывком из Евангелия от Иоанна я бы хотел начать свою историю. Меня зовут Артём, мне 24 года и я родом из такой холодной, но прекрасной Сибири.

Тернист путь от сомнений и неведения до министранта. История моего призвания уходит в детство, где не было рядом католических храмов, а детство и подростковый период прошли, как у многих моих сверстников, в светской среде. Но невзирая на такую физическую отдаленность от Церкви, я всегда питал интерес к Богу. Немногочисленные посещения Божественной Литургии в православном храме в период Пасхи всегда оставляли отклик в сердце. Неторопливо, но отношения с Богом начинали выстраиваться, и я стал доверять Ему себя. Однако кардинально всё изменилось в 2020 году, когда я переехал в Москву и первый раз познакомился с Католической Церковью. Посещение первой Мессы вызвало у меня множество теплых эмоций, и я «услышал» внутри себя словно голос, что моё место здесь. Дальше стартовал годичный курс катехизации, которую вели замечательные священники из Ордена францисканцев (OFMConv) о. Дарий и о. Пётр. За период катехизации изменился круг общения, укрепилась вера в Бога, а также я заметил, как меняюсь сам. В процессе посещения Святых Месс, а также изучения чина и литургики, я обращал внимание на тех «необычных» ребят в белом облачении, которые отличались от священнослужителей, и стал задаваться вопросом, кто они и какова их роль в служении. Время быстро идёт, и вот я уже сдал экзамен в конце курса катехизации и был принят в полное общение с Католической Церковью, впереди было Первое Причастие и полноценная новая жизнь.

Понимая, как много Христос значит в моей жизни, я хотел быть благодарным Богу за Его любовь ко мне и, спустя некоторое время после присоединения к Католической Церкви, отправился в ризницу, где в беседе с настоятелем прихода о. Дмитрием заявил о своём желании и попросился в ряды министрантов. И вот, прошло уже почти 3 года, как пресвитерий стал для меня родным.

435A8118.jpg
Фото: Ольга Хруль

Служение министранта – ответственный шаг мирянина. Данное служение подчеркивает, что священнослужители и миряне во время Мессы являются единым целым, и каждый вносит свой вклад в общение со Христом. Это также шанс, чтобы распознать своё место в жизни с Богом. Служение у алтаря учит меня смирению и любви к ближнему, дисциплине. У каждого из нас свои личным отношения со Христом, и, находясь в пресвитерии, невольно начинаешь относиться к себе предвзято. Борьба с самим собой, с искушениями, которые всех нас окружают каждый день. В этом мне помогает наш прекрасный приход, а также отзывчивые священники и епископ.

Я рад, что нахожусь в окружении таких прекрасных людей, и могу служить не только нашему Господу, но и каждому из вас!

vYVg3GJvIlY.jpg

Материал подготовила Ольга Хруль

  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

 Share

×
×
  • Create New...