Перейти к содержанию

Образы рождественского кондака: и невозможное возможно


Neta
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

ria_8347140-1024x654.jpg

 

В пяти поэтических строках кондака? Рождества Христова запечатлено все главное, что видим мы на иконе этого праздника: Дева и Младенец, вертеп-пещера, звезда, ангелы, волхвы и пастухи. Все это ясно, отчетливо и мощно!

 

Словесная икона праздника

 

Кондак Рождества Христова с русским переводом

 

Дева днесь Пресущественного рождает,

и земля вертеп Неприступному приносит;

Ангели с пастырьми словословят,

волсви же со звездою путешествуют:

нас бо ради родися Отроча младо, превечный Бог.

 

Русский перевод:

 

Дева в сей день Сверхсущественного рождает, и земля пещеру Неприступному приносит; Ангелы с пастухами славословят, волхвы же за звездою путешествуют, ибо ради нас родилось Дитя младое, Предвечный Бог!

Главные краткие песнопения всякого праздника, указывающие на его суть, – тропарь и конда?к – можно называть словесными иконами: они, как и иконописное «богословие в красках», создают образ события (икона и образ – синонимы, в греческом это вообще одно слово). Но словесная икона не всегда, и даже редко, прямо соотносится с живописной. А вот кондак Рождества Христова полностью соотносится!

 

Преславные парадоксы

 

ria_6737527-1024x701.jpgФото: Виталий Белоусов/РИА Новости

 

Богослужение и богослужебная поэзия в частности призваны вместить невместимое, выразить невыразимое, ибо вся наша вера в Распятого и Воскресшего Богочеловека, в Бога-Троицу – для иудеев соблазн, для эллинов безумие (1 Кор.1:23). В основе жизни Церкви лежат учрежденные Христом таинства, также непостижимые логикой, но реальные и действенные. Ирмос 9-й песни Рождественского канона поет:

 

«Таинство странное вижу и преславное: Небо – вертеп, престол херувимский – Деву, ясли – вместилище, в нихже возлеже невместимый Христос Бог, Егоже воспевающе, величаем».

 

«Преславное», так часто повторяющееся в церковных молитвах, не просто «очень-очень славное», как слышится носителю русского языка; по-гречески это звучит как «парадоксальное», идущее вразрез с мнениями и представлениями. Можно было бы перевести начало ирмоса как «таинство странное вижу и сверхстранное». И в этом великая Божья слава! Между сотворенным и нетварным, между Богом, объемлющим вселенную, и творением Его, человеком, – неодолимая, казалось бы, бытийная пропасть. Но для Бога нет неодолимого, и эта пропасть преодолевается силою Его любви.

 

Основная мощь кондака Рождества заключена в соединении противоположностей – причем космических, первоосно?вных, бытийных! Их в этих пяти строках как минимум пять:

 

Дева – рождает;

Рождает днесь (то есть сегодня, сейчас) – Того, Кто существовал прежде существования;

Земля приносит вертеп-пещеру – Тому, к Кому приступиться невозможно;

Отроча Младо, младенец – он же Превечный Бог – бывший прежде веков;

И этот Превечный Бог – родился, стал Человеком ради нас, смертных Своих творений.

Столкновение этих противоположностей и порождает невероятную энергию кондака.

Разберем каждую из них.

 

Днесь – Пресущественнаго

 

ria_2770311-1024x682.jpgФото: Илья Питалев/РИА Новости

 

Христос «от Отца рожден прежде всех век», как твердим мы в Символе веры: до творения мира, до начала времен, в вечности. Все ве?домое нам существование – временно и тварно, Он – вечен. Пресу?щественный – Пред-существовавший, Превышающий всякое существование, Высший сущности, более чем существующий, Сверхсущественный – так можно перевести это слово.

 

Слово «днесь» особое, ключевое в церковной поэзии. Им начинаются тропари или кондаки многих праздников. Никогда мы не поем о том, что вот тогда-то произошло то-то и то-то, мы не вспоминаем событие двухтысячелетней давности, мы в Церкви соприсутствуем событию, живем им. Парадокс нашего бытия, что мы можем реально, а не воображаемо и воспоминательно, соприсутствовать и Рождеству, и Страстям, и Воскресению и причащаться единственной и неповторимой, неповторяющейся Тайной Вечери вместе с апостолами. В богослужении, в храме Вечность входит во время и может побеждать его для нас.

 

Христос рождается сегодня, днесь. В истории, в тварном мире. «Воплотившись от Духа Свята и Марии Девы», по Символу веры. И после проходит весь земной путь человека…

Дева – рождает

 

Богородица – Приснодева («присно» по-церковнославянски значит «всегда»): до рождества, в рождестве и по рождестве Дева.

В иконографии эту идею отражают три звезды на мафории (головном покрывале) Богоматери – одна на челе и две на плечах.

Неприступному – приносит

 

ria_3007320-1024x682.jpgФото: Константин Чалабов/РИА Новости

 

«Светом неприступным» именует Христа кондак праздника Крещения (Богоявления). Это выражение восходит к посланию апостола Павла Тимофею: «Бог – Царь царствующих и Господь господствующих, единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может» (1 Тим. 6:15–16). Святитель Феофан Затворник поясняет: «Чтобы показать нам непостижимость Божеского естества, сказал Апостол, что Бог живет во свете неприступном, – настолько изъясняя учение о Боге, насколько это было для него возможно…».

 

«Естеством Неприступным» именуют Бога некоторые другие песнопения.

А вот кондак Рождества называет Господа просто Неприступным, без добавлений. То есть Недоступным, Недосягаемым, в старообрядческой традиции – Неприкосновенным. В Крестопоклонную Неделю мы тоже поем: «Днесь Неприкосновенный существом прикосновен мне бывает…».

 

Творец неба и земли, времени и пространства, «содержащий небо дланию», принимает дар земли – пещеру. А люди не принесли Ему ни дворца, ни храма, ни даже простой хижины…

 

Нас ради родился Превечный Бог

 

ria_6737307-1024x691.jpgФото: Максим Богодвид/РИА Новости

 

К тому, что Бог родился ради нас, мы привыкли так, что редко воспринимаем это как нечто невероятное. А на этой невероятности, можно сказать, висит едва ли не все богословие.

 

Невероятность эту, необъяснимость любви Бога к человеку ощущал еще древний псалмопевец, восклицая в изумлении: «Что есть человек, яко помниши его; или сын человечь, яко посещаеши его?» (Пс. 8:5). И в другом псалме такое же вопрошение: «Господи, что есть человек, яко познался еси ему; или сын человечь, яко вменяеши его?» (Пс.143:3).

 

Оказалось, что Бог не только помнит человека, придает ему значение (вменяеши его), посещает его, но и – невероятное – ради человека принимает смертность и смерть, и всю человеческую природу. Он Сам становится Человеком, и вот этим крошечным Младенцем рождается на свет после девятимесячного возрастания в Материнской утробе, – рождается в холодной пещере, в яслях для скота Отроча Младо, Превечный Бог!

 

За этим стоит важное богословское понятие кенозис (от греческого «опустошение, истощение»), то есть Божественное истощание. Нерв этого понятия – в предельном противопоставлении величия и могущества Божества и состояния, которое добровольно принял Господь Иисус Христос для спасения мира.

 

А начинается это Божественное истощание с вифлеемского вертепа.

И об этом с предельной силой говорит (поет и вопиет) кондак праздника.

Помните, еще в Ветхом Завете в продолжении 143-го псалма псалмопевец с невероятным дерзновением взывает: «Господи, преклони небеса и сниди!» (Пс. 143:5).

 

И Бог преклонил Небеса – и сошел к людям.

 

Елена ТРОСТНИКОВА, редактор Мария ХОРЬКОВА

 

МИЛОСЕРДИЕ.RU

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...