Перейти к содержанию

Святая Мария Магдалина


Neta
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

874658_900.jpg

 

Мария Магдалина – преданная ученица Иисуса Христа, входившая в группу женщин, везде следовавших за Учителем и «служивших Ему имением своим» (ср. Лк 8,2-3). Она стояла у подножия креста на Голгофе (Мф 27,56 и др.), была свидетельницей погребения Иисуса (Мф 28,61 и др.), а рано утром первого дня недели, вместе с некоторыми другими женщинами, пошла к гробнице Христа, чтобы помазать Его тело благовониями (Мф 28,1; Мк 16,1-8). Здесь Воскресший Господь явился ей, хотя и в измененном облике, а она узнала Его, когда Он окликнул ее по имени. Таким образом, согласно Евангелию от Иоанна (Ин 20,11-18), Мария Магдалина удостоилась первой увидеть Воскресшего Иисуса и возвестить о Его Воскресении апостолам и прочим ученикам.

 

Имя «Мария» было очень распространенным в иудейском мире, а прозвище «Магдалина» указывает на происхождение этой ученицы Иисуса из галилейского поселка Магдала на северо-западном берегу Геннисаретского озера.

 

Mariya-u-nog-Iisusa-Hrista-300x200.jpg

 

В Евангелиях о Марии Магдалине сообщается еще одна подробность: до встречи с Иисусом она страдала от одержимости, и Иисус изгнал из нее семь бесов (Мк 16,9; Лк 8,2). Возможно, по этой причине, отождествляя «бесов» с похотью и грехами, в западной церковной традиции Марию Магдалину стали идентифицировать с безымянной женщиной, помазавшей голову Иисуса в Вифании в доме Симона прокаженного (Мк 14,3-9; Мф 26,6-7), и безымянной грешницей (блудницей), помазавшей ноги Иисуса миром, омывшей их слезами и отершей их волосами своими в доме Симона фарисея (Лк 7,37-38). Впрочем, это отождествление восходит еще к Отцам Церкви. Если Климент Александрийский и Амвросий Медиоланский лишь допускали, что во всех этих эпизодах речь может идти об одной и той же женщине, то святой Августин прямо утверждает, что это – одно и то же лицо. Сюда же добавляется и отождествление Марии Магдалины с Марией из Вифании, сестрой Марфы и Лазаря (очевидно, по созвучию имени; ср. Ин 12,1-8 и Лк 10,38-42). Окончательно идентичность всех этих женских образов подтвердил святой Папа Григорий Великий.

 

Jose-de-Ribera-300x276.jpg

 

Здесь нужно еще добавить, что латинская традиция о Марии Магдалине впитала и некоторые мотивы восточной небиблейской легенды о кающейся блуднице Марии Египетской. Так сложился «хрестоматийный» образ Марии Магдалины в предании Западной Церкви: до встречи с Иисусом она зарабатывала на жизнь блудом, затем, встретив Его, оставила свое ремесло и последовала за Ним, а уже после Воскресения Господа искупала свои прежние грехи строжайшей аскезой и слезным покаянием.

 

С другой стороны, предание Восточной Церкви называет Марию Магдалину «равноапостольной», и не видит в ней тип кающейся грешницы. Исторических оснований для отождествления упомянутых выше евангельских фигур с Марией Магдалиной тоже недостаточно, поэтому после литургической реформы конца 60-х годов Церковь уже не говорит о «кающейся Магдалине», делая акцент на ее роли свидетельницы Христа (хотя в массовом сознании, воспитанном многовековой традицией изобразительного искусства, эти изменения происходят не так быстро).

 

Служение Марии Магдалины как свидетельницы Иисуса Христа, носящей высокий титул «равноапостольной», также имеет свое отражение в древнем церковном предании.

 

В восточной традиции Мария Магдалина после пасхальных событий отправилась вместе с Девой Марией в Эфес, где помогала апостолу Иоанну (любопытно, что больше всего сведений о Марии Магдалине мы находим именно в Евангелии от Иоанна).

 

Мария Магдалина также благовествовала Христа в Риме. Считается, что именно ее имеет в виду апостол Павел, когда пишет в своем Послании к Римлянам: «Приветствуйте Мариам, которая много трудилась для нас» (Рим 16,6). С пребыванием Марии Магдалины в Риме предание связывает возникновение традиции пасхальных яиц. Когда Мария пришла к императору Тиберию и проповедала ему о Воскресении Христа, тот заявил, что это так же невозможно, как если бы куриное яйцо вдруг стало красным. И тогда куриное яйцо в руке Марии Магдалины действительно стало красным.

По другой версии той же легенды Мария Магдалина уже пришла к императору с красным яйцом, а когда тот заинтересовался столь необычным явлением, возвестила ему Воскресение Христово, после чего император уверовал.

 

Jajco-300x271.jpg

 

В традиции же Западной Церкви Мария Магдалина (вместе с братом Лазарем, сестрой Марфой и еще несколькими спутниками) проповедовала Христа в Галлии, а последние 30 лет своей жизни провела в строгой аскезе и уединении.

 

Pokajanine-237x300.jpg

 

Культ Марии Магдалины в католическом мире широко распространился в Средние века, и особенно – в эпоху Контрреформации, когда в ней видели образец кающейся грешницы и даже Таинства покаяния как такового. 3 июня 2016 года Папа Франциск подписанным им декретом Конгрегации богослужения и дисциплины Таинств поднял день ее обязательной памяти 22 июля до уровня праздника, принимая это решение в год Великого Юбилея Божия Милосердия, дабы подчеркнуть достоинства этой женщины, чье сердце пылало любовью ко Христу, и которую Он одаривал Своей любовью. Поскольку Мария Магдалина проповедовала Евангелие многим народам, вполне справедливо, что отныне ей будут воздаваться те же литургические почести, что и апостолам (напомним, что в восточной традиции Мария Магдалина изначально носила титул «равноапостольной»).

 

СКГ

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

The_resurrection_day_-247x300.jpg

 

Мы никогда не одиноки

 

Песн 3, 1-4а 2 Кор 5, 14-17 Пс 63(62) Ин 20, 1. 11-18 Сегодня праздник святой Марии Магдалины. Она современница Иисуса, она с любовью следовала за Ним в Его земной жизни. Она была с Ним на пути к Голгофе и стояла под Его крестом. Эта женщина в силу обстоятельств очень любила Иисуса, Он освободил её от власти злого духа и руин греховной жизни, в которых она находилась. Сегодня евангелист показывает нам Магдалину в необычный момент. Рано утром, еще до рассвета, Мария уже идет ко гробу Иисуса. Она останавливается перед местом захоронения и плачет. Она снова переживает чувство полного бессилия и провала. Произошел полный крах всех её надежд и ожиданий, всех перспектив и возможностей. Она снова оказывается в безвыходной ситуации. Человек, спасший ей жизнь, подаривший ей надежду, новую возможность, Иисус, которому она посвятила свою жизнь и которому служила, теперь мертв. Его убили, государственные власти привели в исполнение смертный приговор, а религиозные авторитеты Его народа отвергли Его, осудили и предали на смерть.

 

И это еще не все — теперь она стоит одна перед Его гробом, который опустошен, развален — входной камень отброшен. Вот такое положение Марии Магдалины, которую представляет нам сегодня Евангелие. Смерть дорогого Человека, горе, боль и слезы не парализовали её любовь, она пришла рано утром к месту, где было погребено тело Иисуса. Никто другой не решался посетить могилу так рано. Она одна на том месте, где его положили два дня назад, и видит перед собой опустошенную могилу. Последующие ее шаги были направлены к осматриванию разваленной могилы. Она смотрела, всматривалась в то место, где лежало тело Иисуса.

 

В этот момент она замечает, что она не одна, там кто-то еще. Присутствие двух молодых людей в ярко-белых одеждах её не смущает, она свободно обращается к ним и высказывает свои сомнения, свое представление о сложившейся ситуации и поиске мертвого тела Иисуса. Затем она замечает присутствие третьего человека, который обращается к ней с вопросом, но она не перестает видеть проблему «своими глазами» и требует, чтобы ей отдали «украденное» тело покойного Иисуса.

 

Эта реакция Марии Магдалины ранним утром у гроба Иисуса содержит много элементов, важных для духовной жизни верующих. Никто из нас не избавлен, или не будет избавлен, от трудных и болезненных моментов в жизни. Моменты, когда падают все надежды, теряются дорогие люди, на которых мы могли положиться, когда все, что мы делали красиво и благородно, становится презираемо и отвергнуто, когда все наши возможности уничтожены. В момент искушений и страданий мы окажемся в ситуации, подобной Марии Магдалине. Не останавливаясь днем и ночью, мыслями и словами мы лишь возвращаемся к «могиле» утраченного счастья и надежды. Да, это нормально, Мария Магдалина тоже так сделала. Мы должны осмелиться, как она, сделать еще один шаг, заглянуть в могилу, в то место, где мы думаем, что найдем то, что мы потеряли, и у нас на устах должно быть ясное слово о том, что мы ищем, чего хотим, что мы ожидаем.

 

Первое, что замечает Мария, взглянув в гробницу, это то, что она не одна. В моменты страданий важно обращать внимание на то, что мы никогда не одиноки. Во тьме, которая перед нами, тоже есть «ангелы», которых Бог посылает, чтобы начать с нами диалог. Ангелы обращаются к Марии с вопросом, как и Иисус, которого Мария, не узнав, приняла за садовника. Вопросы помогают Марии выразить свою проблему. Необходимо изложить свою проблему. Мы, как и Мария Магдалина, не можем видеть всех причин страданий, в которых находимся, и будем произносить нереальные, а может и смешные или неясные заявления о наших страданиях: «украли тело Иисуса», будем обвинять других, будем ожидать, что другие должны сделать что-то…

 

Но мы перед «пустой гробницей», перед нашими страданиями, мы должны ясно сказать, от чего и почему мы страдаем, и что мы чувствуем, что ожидаем. Иисус привел Марию Магдалину в себя от её чувств и смутных представлений о реальности, произнеся её имя. Только когда Он произнес её имя своим обычным человеческим голосом, только тогда она могла перейти из мира чувств в реальность, и тут-то и начинается её вера. Так поступает с нами Бог, требуется время и множество вмешательств Божьей благодати, чтобы мы поняли, что происходящее с нами имеет смысл, и что все болезненное и трудное, если смотреть с верой, имеет совсем другую цену. Бог часто будет произносить наше имя, чтобы призывать нас, обратить внимание на Себя.

 

Может быть, это будет устами «садовника» или чьим-то знакомым голосом, но Бог не бросает нас, Он зовет нас по имени. Мария искала мертвое тело Иисуса, она нашла Его живым, она хотела проявить любовь и уважение к Его мертвому телу, и в этот момент ей была дана миссия объявить реальность Пасхальной победы. Господи, дай и нам, как Ты дал Марии Магдалине, возрастать в вере в Твоё Божественное присутствие через страдания и боль, и смело свидетельствовать Твою любовь и Воскресение всем, кого мы встречаем на жизненном пути. с. М. Августина, кармелитка Божественного Сердца Иисуса.

 

 

Размышления на каждый день

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

“Мария Магдалина идёт и возвещает ученикам, что видела Господа и что Он это сказал ей” (от Ин. 20, 1. 11-18).

 

Мария Магдалина встречает Воскресшего: и она не медлит, а по призыву самого же Учителя идет к Его ученикам и провозглашает им: “Я увидела Господа!". И сказала им то, что Иисус сказал ей.

Мы в своей жизни тоже встречались несколько раз с Воскресшим; неужели мы забыли об этом, забыли о Нем? Свидетельство Магдалины сегодня призывает нас вспомнить все случаи, когда мы встречались с Воскресшим.

 

Но этого недостаточно! Что сказал мне Учитель, когда я встретил Его? Нужно помнить Его слова, сказанные моему сердцу. Мы пойдем и будем говорить всем: "Я увидел Господа!”.

 

Stefano Invernizzi

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

294255124_5384300894970975_2375461233262273471_n.jpg?stp=dst-jpg_s640x640&_nc_cat=105&ccb=1-7&_nc_sid=8bfeb9&_nc_ohc=B66GBU0TewQAX-dng0w&_nc_ht=scontent-cdt1-1.xx&oh=00_AT9bNtgIKtgg2xjyPfCY_bod_bX1zduM_xx8ZUa3RzlfJg&oe=62DED11F

 

Св. Мария Магдалина, апостолка апостолов, покровительница Ордена проповедников.

 

Наверное, мой самый любимый евангельский фрагмент, когда в утреннем свежем саду утром воскресного дня Мария в слезах и с опухшим носом, в безнадёжных поисках тела слышит знакомый голос:

- Мария!

- Раввуни!

В этом эпизоде разом отражается множество уже знакомых евангельских фрагментов: конечно, призвание апостолов, называемых поименно; и пастырь, который выходит искать своих заблудившихся овец, и "Се, стою у двери и стучу", только открой глаза и узнаешь Меня. Предчувствие исполнения всех Господних обещаний.

Уже было в жизни Магдалины призвание Учителем - а вот теперь призвание Воскресшим.

Платье цвета грейпфрута делает следы слез на лице ещё более заметными, и мне очень сильно отзывается такое женское ощущение собственной слабости, уязвимости. Сосуд немощный. Сколько ещё будет потерь, расставаний, смертей, разочарований, крушений - и, пожалуй, самое немыслимое в том, что Воскресший способен воскрешать разбитое сердце снова и снова: приходить неузнанным, звать по имени, наполнять Духом, звать в дорогу.

И так до полноты встречи с Ним.

 

Анастасия ПАЛАМАРЧУК, С-Петербург

--------------------------------------

"Не прикасайся ко Мне!". Фреска монастыря Сан Марко, Флоренция

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Как считается, отождествил грешницу и Магдалину Римский папа Григорий Двоеслов (~540–604):

Размышляя о покаянии Марии, я считаю более приличным плакать, нежели говорить что-либо. Ибо чьего сердца, хотя бы оно было каменное, не размягчат эти слезы сей грешницы до подражания в покаянии? Ибо она обсудила то, что сделала, и не хотела останавливаться на том, что делала. Она вступила в средину гостей, вступила без дозволения, среди пиршества пролила слезы. Научитесь, какою скорбью терзается та, которая плачет и среди пиршества не краснеет. Это, мы думаем, была та самая Мария, которую Лука называет грешницей, Иоанн – Марией, из которой, по свидетельству Марка, изгнано было семь бесов. И что означается через семь бесов, если не все пороки? Поскольку семью днями ограничивается все время, то справедливо седмеричным числом изображается всеобщность. Итак, семь бесов имела Мария, которая была наполнена всеми пороками.

(Беседа 33. Говоренная к народу в храме Св. Климента в 24 день, сентября. Чтение Св. Евангелия: Лк?7.36–50.)

 

 

В частности, еще Святой Тарасий Константинопольский (~730–806) предполагал, что Мария была блудницей:

"Мы знаем и про Марию, что она прежде была блудницею, а потом соделалась целомудренною; однакоже она не была зачислена в диакониссы, хотя и соделалась святою и изъятою от всякаго постыднаго дела".

(Святитель Тарасий, патриарх Константинопольский. Послание Иоанну, пресвитеру и игумену).

 

Так, например, почитаемые и в Православии, и в Католичестве Климент Александрийский, Блаженный Иероним, Блаженный Августин отождествляют Марию Магдалину с Марией-сестрой Лазаря и с блудницей, которая помазала ноги Иисуса драгоценным миром во время трапезы в доме фарисея Симона (Лк.7:36-38). Однако, Предание Восточной Церкви, основываясь на мнении таких авторитетных отцов, как Иоанн Златоуст, Епифаний Кипрский, Блаженный Феодорит, отвергает это мнение. Мария Магдалина почитается Православной Церковью в чине равноапостольных святых, а также среди святых жен-мироносиц. Таким образом, можно констатировать, что несколько почитаемых обеими Церквами отцов допускали мнение, что Мария была женщиной, помазавшей ноги Иисуса, но в целом эта традиция оказалась чужда Православию и в настоящее время пересмотрена и в Католической Церкви.

 

Однако, есть еще помимо традиции церковной, и традиция творческая. И она более живуча. Ввиду живописности образа кающейся грешницы, например, и Пастернак, и Цветаева использовали именно эту интерпретацию ее образа в своих поэтических циклах о Магдалине, как и художники и лирики эпохи Возрождения. Если мы не собираемся отрицать всю мировую художественную культуру, следует понимать, что такой образ используется поэтами и художниками из-за его выразительности. (Могу, конечно, попытаться развить эту тему в творческом разделе форума. )

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

.

 

Однако, есть еще помимо традиции церковной, и традиция творческая. И она более живуча. Ввиду живописности образа кающейся грешницы, например, и Пастернак, и Цветаева использовали именно эту интерпретацию ее образа в своих поэтических циклах о Магдалине, как и художники и лирики эпохи Возрождения. Если мы не собираемся отрицать всю мировую художественную культуру, следует понимать, что такой образ используется поэтами и художниками из-за его выразительности. (Могу, конечно, попытаться развить эту тему в творческом разделе форума. )

 

Да, пожалуйста.)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...