Jump to content

«Тайная жизнь» (2019): история бл. Франца Егерштеттера


Neta
 Share

Recommended Posts

regular_detail_picture-afd9f2cc146ee9d628d464b165557211.jpg

 

21 мая Католическая Церковь вспоминает блаженного Франца Егерштеттера, простого австрийского крестьянина, который отказался присягнуть Гитлеру и воевать на стороне нацистов во Второй мировой войне. В этот день нельзя не вспомнить последний фильм американского кинорежиссёра Терренса Малика «Тайная жизнь», посвященный этой незаурядной исторической личности.

 

Франц родился 20 мая 1907 года в Санкт-Радегунде. Он не знал своего отца, который погиб в Первой мировой войне, и носил фамилию отчима – фермера Егерштеттера. Унаследовав его ферму, он женился на Франциске Шванигер в 1936 году, и у пары родилось три дочери.

 

На этом этапе жизни мы и застаём Франца в начале фильма Малика. Прекрасные горы, заливные луга, сенокос и молодая влюбленная пара. Они тяжело трудятся на ферме, но не жалуются и не грустят, их жизнь наполнена любовью, радостью и… верой. Из фильма это не до конца понятно, но в реальной жизни подлинное и глубокое обращение Франца случилось именно в отношениях с женой Франциской, верующей католичкой. Опять же, режиссёр не показывает нам, что они провели медовый месяц в Риме, и разумеется, это было паломничество.

 

54bf639a1be0fcdb95c7f2adf9ad9774.jpg

Франц Егерштеттер и Франциска Шванигер, 1936 год

 

После включения Австрии в состав Германии в 1938 году (кстати, Франц с самого начала голосовал против аншлюса) Егерштеттер был вынужден принять присягу и отправиться на военные сборы. Малик показывает этот период довольно нейтрально, в то время как настоящий Франц даже в это время был открытым антинацистом. После сборов Франц возвращается домой, потому что стране нужны фермеры, а он сам – как единственный кормилец – просто необходим семье.

 

Терренс Малик наверняка знал, что в этот период Франц Егерштеттер вступил в Третий орден францисканцев и стал ризничим в сельском храме. Однако фильм об этом умалчивает. Мы лишь видим, как Франц приходит к священнику со своими сомнениями. После военной подготовки для него становится окончательно очевидно, что нацистская идеология несовместима ни с христианской верой, ни просто с человечностью. Приходской священник в фильме направляет его к епископу, но тот лишь говорит Францу про долг перед родиной, видимо, из страха самому попасть под суд за антинацистские высказывания.

 

Режиссёр блестяще показывает внутреннюю драму героя: пока его соседей одного за другим охватывает нацистский триумфализм, его совесть всё громче кричит о неприемлемости зла, к которому теперь причастна и его родина. Поначалу знакомые пытаются вступать с ним в дискуссию, пытаются понять его протест и ужасаются ему. Ведь Франц ставит под угрозу и свою семью, и всех жителей своей деревни. Он отказывается жертвовать деньги для нацистской партии, отказывается получать денежное пособие для детей, выдаваемое австрийскими властями. На нацистское приветствие «Да здравствует Гитлер» он отвечает: «Бойтесь его». Очень быстро он и его жена – Франциска единственная понимает и поддерживает его позицию – становятся изгоями в родной деревне, подвергаются оскорблениям и нападкам.

 

Но даже это можно перенести с верой и смирением. Настоящая драма, причиняющая Францу невыносимые страдания, — это тот шаг свободы, который он должен сделать, когда получит повестку явиться на сборный пункт. Бесконечно долго тянутся завораживающие длинные планы, на которых Франц размышляет о том, что ему предстоит сделать, и ведет молчаливый разговор с Богом. Этот период его жизни похож на Гефсиманское борение Христа. Как Христос один пострадал за грехи всего человечества, так и он должен принять на себя всю тяжесть заблуждений окружающих его людей, восхваляющих кровожадного нацистского идола.

 

Франц Егерштеттер знал, что его открытый протест не останется безнаказанным. Он знал, что его ждёт. И искал мужества, чтобы до конца остаться верным Христу и своему сердцу, упрямо свидетельствующему об истине. В способности проиллюстрировать эту борьбу с помощью абсолютного минимума слов и максимума сцен повседневной работы и дивной австрийской природы раскрывается художественный гений Терренса Малика и актёрский гений Аугуста Диля, сыгравшего главного героя.

 

Франц Егерштеттер получил повестку 23 февраля 1943 года. Приехав в гарнизон Вермахта в Энсе 1 марта, он отказался принять присягу, заявив, что как верующий он не может участвовать в войне. Он был немедленно арестован и помещен под стражу, сначала в следственный изолятор Линца, а затем, 4 мая, переведён в военную тюрьму в Берлине, где вместе с другими уклонистами ожидал суда.

 

И вновь – длинные планы Терренса Малика, бесконечно долго он показывает эти дни в тюрьме, повторение одних и тех же действий, издевательства надсмотрщиков. Но решение принято, Гефсиманское борение окончено, и мы видим Франца спокойным и уверенным. Когда адвокат предлагает ему отказаться от своих слов и согласиться на службу военным врачом, чтобы вновь обрести свободу, Франц спокойно и твёрдо отвечает ему: «Я свободен». Эта свобода во Христе позволяет ему вполне по-человечески переживать и время следствия, и сам суд, и приговор.

 

Смертный приговор за подрыв военной морали был вынесен 6 июля 1943 года. 9 августа Франца перевели в тюрьму Бранденбург-Гёрден и в тот же день казнили через гильотину в возрасте 36 лет. После окончания войны Франц Егерштеттер был реабилитирован австрийскими властями, а его прах был похоронен на кладбище в Санкт-Радегунде.

 

«Когда-нибудь мы поймём, для чего всё это было», — говорит его жена своей сестре в фильме. 26 октября 2007 года она, в возрасте 94 лет, вместе с тремя дочерями присутствовала на беатификации мужа в кафедральном соборе Линца.

 

Plakat_Jaegerstaetter.jpg

Афиша беатификации Франца Егерштеттера в кафедральном соборе Линца, 2007 год

 

Несмотря на то, что фильм Терренса Малика упускает некоторые важные для верующих аспекты жизни блаженного Франца Егерштеттера, он блестяще передаёт суть его свидетельства: цель христианина – не выжить любой ценой, но войти в Царствие Божие. И это Царствие начинается уже здесь, когда мы выбираем не блага мира, не позицию власти, но любовь Христову, которая «не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине». Такой выбор сделал Франц Егерштеттер, и этот выбор позволил ему оставаться свободным до последнего дня его жизни.

 

Анастасия Орлова

 

РУСКАТОЛИК.РФ

Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
 Share

×
×
  • Create New...