Перейти к содержанию

«Меня интересовали герои, а не история»: чем запомнился Георгий Данелия


Neta
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

755510918544113.jpg

 

4 апреля умер режиссер Георгий Данелия. В его фильмографии более 20 картин, в том числе ставшие классикой «Афоня» (1975), «Мимино» (1977), «Осенний марафон» (1979) и «Кин-дза-дза!» (1986).

 

Георгий Данелия родился в 1930 году в Тбилиси (тогда Тифлис) в семье инженера и кинорежиссера. Вскоре они переехали в Москву. Отец входил в руководство «Метростроя», а мать работала постановщиком на «Мосфильме». После школы Данелия отучился в Московском архитектурном институте и работал архитектором в Институте проектирования городов, а в 1956 году пошел на Высшие режиссерские курсы при «Мосфильме».

 

Среди его учителей были Михаил Ромм, Сергей Юткевич и Михаил Калатозов. Данелия вспоминал в одной из своих книг: «На курсы взяли четырнадцать человек. Из четырнадцати десять были театральными режиссерами, а четверо нет <...> Театральные режиссеры говорили, что абсурдно учить нас всех по одной программе. Это все равно, что учить одному и тому же человека, который играет Листа, и человека, который еще не умеет сыграть гаммы. Я с детства околачивался на съемочных площадках — каждое лето мама брала меня с собой в экспедиции. И в массовках снимался — и когда был ребенком, и потом, когда учился в школе, и когда учился в архитектурном. А в фильме «Георгий Саакадзе» даже сыграл в эпизоде — с репликами! Мне тогда было десять лет. Поэтому как снимается кино на практике, какое это муторное занятие, думаю, я знал лучше, чем они»

 

755510972278688.jpg

Георгий Данелия на съемках фильма «Я шагаю по Москве»

(Фото: Георгий Тер-Ованесов / Russian Look)

 

В 1959 году, после окончания курсов, Данелия стал режиссером-постановщиком на «Мосфильме». Свой первый полнометражный фильм «Сережа» снял по собственному сценарию вместе с Игорем Таланкиным. Широкая известность пришла к Данелии после фильма «Я шагаю по Москве» 1963 года, картина стала одним из символов «оттепели».

 

755510921745494.jpg

 

Съемки фильма «Афоня». Слева направо: Леонид Куравлев, Евгений Леонов и Георгий Данелия

(Фото: Анатолий Ковтун / ТАСС)

 

Георгий Данелия снял около двух десятков фильмов, большинство из них — комедии. Среди его работ «Афоня» (1975), «Мимино» (1977), «Осенний марафон» (1979) и «Кин-дза-дза!» (1986). В одном из интервью он так говорил о своих работах: «Я сам часто ищу объяснения, почему фильмы советских кинематографистов так любимы. Может быть, дело в том, что в них заложена энергетика добра?! Хотя взять, например, мою картину «Слезы капали». По режиссуре — классная работа, но почему-то не пользуется такой популярностью. Наверное, не совсем добрый фильм. А вот такие, как «Афоня» или «Тридцать три», любимы. Они простые, оттуда добром веет».

 

Данелия часто сам писал сценарии для своих фильмов и появлялся там в эпизодах. Так, в «Кин-дза-дза!» он сыграл Абрадокса — персонажа с планеты Альфа, а в «Мимино» снялся в роли одного из пилотов.

 

Данелия также принимал участие в создании сатирического киножурнала «Фитиль». Один из самых известных эпизодов, снятых Данелией, — «Трезвый подход» с Евгением Леоновым по сценарию Михаила Жванецкого.

 

755510923892753.jpg

 

Фото: Ираклий Чохонелидзе / ТАСС

 

Последней работой Данелии стал полнометражный анимационный фильм «Ку! Кин-дза-дза», вышедший в 2012 году после семилетней работы. В интервью он подчеркивал разницу с игровой «Кин-дза-дзой!»: «Ку!» это другой фильм. И не надо их сравнивать. Фабула одна и та же, герои другие. И меня больше всего как раз интересовали герои, а не история. И я хочу говорить только об этой картине. О том фильме я все уже знаю — за него получил и шишки, и пряники, и призы, он стал культовым».

 

755510925273317.jpg

 

Никита Михалков (справа) вручает Георгию Данелии специальную премию «Золотой Орел» «За неувядаемый талант, за мужество», 2014 год

(Фото: Вячеслав Прокофьев / ТАСС)

 

Георгий Данелия был лауреатом различных кинонаград, в том числе «Ника» и «Золотой орел». Его «Осенний марафон» был отмечен на Берлинском кинофестивале в 1980 году. Он также номинировался на «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля 1974 года с фильмом «Совсем пропащий» (главную награду тогда получил Френсис Форд Коппола за «Разговор»)

 

755510926520158.jpg

 

Георгий Данелия (в центре) подписывает свою книгу «Безбилетный пассажир» композитору Гии Канчели на презентации в Центральном доме литераторов, 2003 год

(Фото: Федор Савинцев / ТАСС)

 

?Данелия написал такие биографические книги, как «Тостуемый пьет до дна», «Безбилетный пассажир» и «Чито-грито». Кроме того, он выпустил сборники сценариев «Джентльмены удачи» (сценарий к одноименной комедии Александра Серова Данелия написал вместе с Викторией Токаревой) и «Не горюй!»

 

I-34-PROFIL-dan-f06_640.jpg

 

Георгий Данелия с женой Галиной Юрковой

 

Режиссер был женат трижды. Его первой супругой была юрист, дочь первого замминистра нефтяной промышленности Ирина Гинзбург, у них родилась дочь. Брак с актрисой Любовью Соколовой не был зарегистрирован, единственный сын пары Николай умер в возрасте 26 лет в 1985 году. Третьей женой Данелии стала режиссер-постановщик Галина Юркова.

 

755510929231459.jpg

 

Фото: Сергей Пятаков / РИА Новости

Георгий Данелия умер после продолжительной болезни — в конце февраля он попал в больницу с воспалением легких. Ему было 88 лет.

 

Источник: РБК

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

98543cff5e52e28e43cfea46aa02cffa.jpg

 

Похороны в жанре трагикомедии

 

Невысокий, лысый, пожилой, Александр Ефремович Яблочкин (друг Георгия Данелии, директор фильма «Афоня» — прим. «Избранного) был веселым, заводным и очень нравился женщинам. И пока не встретил свою голубоглазую Лору, слыл известным сердцеедом. Лору Яблочкин боготворил и, когда говорил о ней, — светился. Лора тоже любила Сашеньку (так она его называла), и жили они хорошо и дружно. Супруги Яблочкины были людьми хлебосольными, и я часто бывал у них в гостях в доме напротив «Мосфильма». В малюсенькую комнатку, которую они называли гостиной (из однокомнатной квартиры Яблочкин сделал двухкомнатную), набивалось так много народу, что сейчас я не могу понять, как мы все умудрялись там разместиться. Помню только, что было очень весело.

 

Умер Саша на проходной, в тот день, когда мы должны были сдавать картину Сизову. Предъявил пропуск и упал. Ему было 59 лет.

 

Хоронили Александра Ефремовича на Востряковском кладбище. Яблочкина любили, и попрощаться с ним пришло много народу. Режиссеры, с которыми работал Яблочкин, пробили и оркестр. Гроб поставили возле могилы на специальные подставки.

Рядом стояли близкие, родные и раввин. «Мосфильм» был против раввина, но родные настояли.

Раввин был маленький, очень старенький, лет под девяносто, в черной шляпе и легоньком потрепанном черном пальто, в круглых очках в металлической оправе, с сизым носом. Был конец ноября, дул холодный ветер, выпал даже снег. Ребе посинел и дрожал. Я предложил ему свой шарф, он отказался, сказал, что не положено.

 

Люди рассредоточились вокруг могил, а оркестр расположился чуть поодаль, у забора. Зампрофорга студии Савелий Ивасков, который распоряжался этими похоронами, договорился с дирижером оркестра, что даст ему знак рукой, когда начинать играть.

Потом встал в торце могилы и сказал раввину:

— Приступай, батюшка.

— Ребе, — поправила его сестра Яблочкина.

— Ну ребе.

Раввин наклонился к сестре и начал по бумажке что-то уточнять.

 

— Ладно, отец, начинай! Холодно, народ замерз, — недовольно сказал Ивасков. (Он более других возражал против еврейского священника.)

 

Раввин посмотрел на него, вздохнул и начал читать на идиш заупокойную молитву. А когда дошел до родственников, пропел на русском:

 

— И сестра Мария, и сын его Гриша, и дочь его Лора... (Лора была намного моложе мужа.)

 

— Отец! — прервал его Ивасков и отрицательно помахал рукой.

 

И тут же грянул гимн Советского Союза.

 

От неожиданности ребе вздрогнул, поскользнулся и чуть не упал — я успел подхватить его. Земля заледенела, и было очень скользко.

 

— Стоп, стоп! — закричал Ивасков. — Кто там поближе — остановите их!

 

Оркестр замолк.

 

— Рубен Артемович, сигнал был не вам! — крикнул Ивасков дирижеру.

 

И сказал сестре, чтобы она объяснила товарищу, кто есть кто. Мария сказала раввину, что Гриша не сын, а племянник, а Лора не дочка, а жена. Тот кивнул и начал петь сначала. И когда дошел до родственников, пропел, что сестра Мария, племянник Гриша и дочь Гриши — Лора.

 

— Ну, стоп, стоп! — Ивасков опять махнул рукой. — Сколько можно?!

 

И снова грянул гимн.

 

— Прекратите! Остановите музыку! — заорал Ивасков.

 

Оркестр замолк.

 

— Рубен Артемович, для вас сигнал будет двумя руками! — крикнул Ивасков дирижеру. — Двумя! — И повернулся к раввину: — Отец, вы, я извиняюсь, по-русски понимаете? Вы можете сказать по-человечески, что гражданка Лора Яблочкина не дочка, а жена?! Супруга, понимаете?!

 

— Понимаю.

 

— Ну и давайте внимательней! А то некрасиво получается, похороны все-таки!

Раввин начал снова и, когда дошел до опасного места, сделал паузу и пропел очень четко:

— Сестра — Мария, племянник — Гриша. И не дочь! — он поверх очков победно посмотрел на Иваскова. — А жена племянника Гриши — гражданка Лора Яблочкина!

— У, ё! — взревел Ивасков.

Поскользнулся и полетел в могилу. Падая, он взмахнул двумя руками.

 

И снова грянул гимн Советского Союза.

 

И тут уже мы не смогли сдержаться. Саша, прости меня! Но я тоже ржал. Ты говорил, что твой любимый жанр трагикомедия. В этом жанре и прошли твои похороны.

 

Когда придет время и мне уходить, я очень хочу уйти так же. Не болея и внезапно, никого не мучая. И чтобы на моих похоронах тоже плакали и смеялись.

 

Из книги Георгия Данелии «Тостуемый пьет до дна»

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...