Neta Posted June 7, 2017 Share Posted June 7, 2017 Одной из самых знаменитых и ярких архитектурных достопримечательностей французского города Сен-Поль де Ванс на Лазурном берегу является Капелла Чёток или как её ещё называют Часовня Розер или Часовня Матисса. Эта белоснежная капелла была построена и оформлена в середине 20-го века по эскизам и проектам Анри Матисса. История Капеллы Чёток с Сен-Поль де Вансе В 1941-ом году Анри Матисс перенёс в Лионской клинике тяжёлую операцию, после которой за художником ухаживала монахиня-доминиканка Мари-Анж. Матисс признался ей, что в благодарность хочет создать проект небольшой часовни. Как рассказывала Мари-Анж, Матисс рисовал множество набросков скульптуры, витражей и даже облачений для церковнослужителей. Постепенно на альбомных листах стали появляться контуры будущей часовни. Когда живописец вернулся в Ниццу, то там за ним стала ухаживать медсестра Моник Буржуа, которая познакомила Матисса со священником Пьером Кутюрье. Благодаря той судьбоносной встрече вскоре в городе появилась маленькая Капелла Чёток с минималистичным убранством и феерией солнечного цвета и ярких красок на мозаиках и витражах. Работа над храмом была завершена за четыре года, за которые Матисс создал стенные росписи, витражи, бронзовый крест для кровли и алтарь. Освящение этой часовни состоялось в 1951-ом году. Интерьер Капеллы Чёток в Сен-Поль де Вансе Капелла Чёток с Сен-Поль де Вансе очень маленькая и рассчитана на нахождение в ней всего 12-ти человек. Высота потолков здесь составляет пять метров при длине здания в 12-ть метров. Крыша покрыта белой и синей черепицей и увенчана высоким кованым крестом с колоколом. Алтарь и апсида часовни, в соответствии с раннехристианской традицией, находятся в западной части храма. На левой стене можно увидеть узкие витражные окна. Стены этой капеллы в Вансе покрыты белыми глазурованными плитами с чёрными контурными изображениями Богоматери с младенцем Иисусом, святого Доминика со Священным Писанием и т.д. Кстати, все изображения сделаны Матиссом с пустыми овалами лиц. Также на одной из стен Капеллы Чёток с Сен-Поль де Вансе можно увидеть витражи на сюжет Древа Жизни. Витражи выполнены в желтых, синих и ярко-зелёных тонах. Помимо интерьера Матисс создал и эскизы церковной утвари, праздничных риз священников и резьбу деревянной двери в исповедальню. Источник Link to comment Share on other sites More sharing options...
Neta Posted June 7, 2017 Author Share Posted June 7, 2017 Итог «дикого» пути Экспериментатор в области цвета и формы, Анри Матисс не только занимался живописью, но отметился также в книжной иллюстрации, театральной декорации и скульптуре. Как и многие, он мечтал о синтезе искусств. И в конце жизни ему было послано художественное испытание - оформление Капеллы Четок в Вансе. Матисс (1869-1954), один из столпов искусства XX века, вообще-то начал изучать право. Но его переманила живопись. Несмотря на славу новатора, он чтил традицию и живописцев прошлого: от Эль Греко и Рембрандта до Гойи, Энгра и Мане. Но также средневековую давность - французские витражи и эмали или русскую иконопись (с которой познакомился в Москве). Он побывал в Алжире и Марокко, откуда помимо восточных сюжетов привез «живые» наблюдения над ярким солнечным светом, стирающим детали и оставляющим главное - контуры и цвет. Это было одним из веских подтверждений его фовистских размышлений, которые оформились еще раньше, в 1905 году. Тогда Матисс вместе с приятелем живописцем Дереном проводил лето на юге Франции, в Коллиуре, где в коллекциях знакомых увидел работы Гогена, оказавшие на него большое влияние. Кроме того, интенсивная южная цветовая палитра и солнечный свет... Когда плоды летней работы были предъявлены публике, критики окрестили их за яркость «дикими» (по-французски fauve), а новое движение стало именоваться фовизмом. Пейзажи, натюрморты, обнаженные, изображения мастерских, знаменитые «Танец» и «Музыка» для московского особняка коллекционера Щукина (ныне в Эрмитаже). Выразительность как цель, цвет и линия как средства. О его живописи говорят, что она музыкальна. И недаром уже в поздние свои годы он создал серию «Джаз» в новой технике декупаж (представлявшей собой вырезки из цветной бумаги, своего рода живопись ножницами, когда художнику стало тяжело держать кисть). Так сложилось, что в начале 1940-х после операции из-за тяжелого недуга Матисс проводил большую часть года в Ницце, где за ним ухаживала сестра Моника Буржуа. Потом она стала монахиней доминиканского монастыря в Вансе, который и решил соорудить ту самую Капеллу Четок, соединив религиозность с современным искусством. Матисс задумал витражи, три монохромных контурных живописных композиции, а также детали внутреннего убранства (например, алтарь из коричневого, в цвет хлеба, камня, напоминающего о Евхаристии) и священнические одеяния (по просьбе Папы их копии были переданы в Рим и сегодня находятся в Музее современного религиозного искусства в Ватикане). Небольшая белая капелла 15 м в длину и 6 в ширину расположилась на склоне холма, сияя на ясном фоне синего неба знаменитой Французской Ривьеры. И этому небу капелла вторит черепицей майоликовой крыши, изображающей небо же с облаками. Кроме того, этому небу, этому солнцу и этой зелени отвечают цветные отсветы витража в алтаре. Лаконичное, приближающееся к абстракции «Древо жизни» (Откр. 22:2) впускает в белое внутреннее пространство цветные лучи, придает его строгости элемент почти чувственной радости - радости бытия в мире. Близ алтаря помещен и образ св. Доминика, испанского проповедника XIII века, основателя знаменитого доминиканского ордена и, как считается, первого, кто ввел практику использования четок среди католиков. Над входом в капеллу - Мария с Младенцем Христом. А на западной стене - сцены остановок креста. Все три композиции - черные контуры на белом фоне керамических плиток, и непонятно, назвать ли их графической живописью или монументальной графикой. Здесь привычная стенная роспись сочетается с графикой как жанром более камерным, требующим более интимного разговора. Все фигуры лишь контуры, силуэты, у которых нет ликов, отчего эмоциональное воздействие приобретает силу почти гипнотическую. Необычна и трактовка: Мария не прижимает к Себе Младенца, но как бы предлагает Его, распластанного в виде креста, миру. Бесплотный Доминик напоминает средневековое надгробие. А эпизоды крестного цикла показаны не по отдельности, а вместе. Они с «Распятием» в центре своей большей дробностью и какой-то почти нервной остротой «противостоят» монументальности и спокойствию Мадонны и Святого. В этих очень неканонических росписях есть мощное экспрессивное начало, и выразительность эта многогранна. С одной стороны, «примитивные», крайне упрощенные изображения - будто слова к Богу, в которые каждый волен вложить свой смысл. Это экспрессия лаконичности и недосказанности. С другой стороны, дробная и более говорливая патетика сцен с западной стены. С одной стороны, строгая монохромность внутреннего пространства, его графика. А с другой - цветосвет витражей, вливающийся внутрь капеллы, подобно не только Божественным лучам, но и Божественной музыке (и именно в витражах вспоминаются матиссовские декупажи - тот же звучащий цветом «Джаз»). Капелла четок называется сегодня также капеллой Матисса - уж больно индивидуальна, больно авторское произведение, воплотившее, как видно, многие начинания мастера - тему экспрессии, голос цвета, упрощенное, приближающееся к абстракции контурное начало в изображении, наконец, усмиренную здесь «дикость». Она была завершена в 1951 году, за три года до кончины художника. И став одной из последних его работ, она, по его словам, стала «конечной целью всех трудов... жизни». Д. К. Источник Link to comment Share on other sites More sharing options...
Neta Posted June 7, 2017 Author Share Posted June 7, 2017 Орнаты, созданные Анри Матиссом для этой часовни. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Neta Posted February 28 Author Share Posted February 28 Link to comment Share on other sites More sharing options...
Recommended Posts
Create an account or sign in to comment
You need to be a member in order to leave a comment
Create an account
Sign up for a new account in our community. It's easy!
Register a new accountSign in
Already have an account? Sign in here.
Sign In Now