Jump to content

Часовня Чёток


Neta
 Share

Recommended Posts

765-399_14161900953160.jpg

 

Одной из самых знаменитых и ярких архитектурных достопримечательностей французского города Сен-Поль де Ванс на Лазурном берегу является Капелла Чёток или как её ещё называют Часовня Розер или Часовня Матисса. Эта белоснежная капелла была построена и оформлена в середине 20-го века по эскизам и проектам Анри Матисса.

 

История Капеллы Чёток с Сен-Поль де Вансе

 

В 1941-ом году Анри Матисс перенёс в Лионской клинике тяжёлую операцию, после которой за художником ухаживала монахиня-доминиканка Мари-Анж. Матисс признался ей, что в благодарность хочет создать проект небольшой часовни. Как рассказывала Мари-Анж, Матисс рисовал множество набросков скульптуры, витражей и даже облачений для церковнослужителей. Постепенно на альбомных листах стали появляться контуры будущей часовни. Когда живописец вернулся в Ниццу, то там за ним стала ухаживать медсестра Моник Буржуа, которая познакомила Матисса со священником Пьером Кутюрье. Благодаря той судьбоносной встрече вскоре в городе появилась маленькая Капелла Чёток с минималистичным убранством и феерией солнечного цвета и ярких красок на мозаиках и витражах. Работа над храмом была завершена за четыре года, за которые Матисс создал стенные росписи, витражи, бронзовый крест для кровли и алтарь. Освящение этой часовни состоялось в 1951-ом году.

 

Интерьер Капеллы Чёток в Сен-Поль де Вансе

 

Капелла Чёток с Сен-Поль де Вансе очень маленькая и рассчитана на нахождение в ней всего 12-ти человек. Высота потолков здесь составляет пять метров при длине здания в 12-ть метров. Крыша покрыта белой и синей черепицей и увенчана высоким кованым крестом с колоколом. Алтарь и апсида часовни, в соответствии с раннехристианской традицией, находятся в западной части храма. На левой стене можно увидеть узкие витражные окна. Стены этой капеллы в Вансе покрыты белыми глазурованными плитами с чёрными контурными изображениями Богоматери с младенцем Иисусом, святого Доминика со Священным Писанием и т.д. Кстати, все изображения сделаны Матиссом с пустыми овалами лиц. Также на одной из стен Капеллы Чёток с Сен-Поль де Вансе можно увидеть витражи на сюжет Древа Жизни. Витражи выполнены в желтых, синих и ярко-зелёных тонах. Помимо интерьера Матисс создал и эскизы церковной утвари, праздничных риз священников и резьбу деревянной двери в исповедальню.

 

765-399_14161900954132.jpg

 

765-399_14161900959095.jpg

 

Источник

Link to comment
Share on other sites

Итог «дикого» пути

 

Экспериментатор в области цвета и формы, Анри Матисс не только занимался живописью, но отметился также в книжной иллюстрации, театральной декорации и скульптуре. Как и многие, он мечтал о синтезе искусств. И в конце жизни ему было послано художественное испытание - оформление Капеллы Четок в Вансе.

 

1.jpg

 

Матисс (1869-1954), один из столпов искусства XX века, вообще-то начал изучать право. Но его переманила живопись. Несмотря на славу новатора, он чтил традицию и живописцев прошлого: от Эль Греко и Рембрандта до Гойи, Энгра и Мане. Но также средневековую давность - французские витражи и эмали или русскую иконопись (с которой познакомился в Москве). Он побывал в Алжире и Марокко, откуда помимо восточных сюжетов привез «живые» наблюдения над ярким солнечным светом, стирающим детали и оставляющим главное - контуры и цвет.

 

Это было одним из веских подтверждений его фовистских размышлений, которые оформились еще раньше, в 1905 году. Тогда Матисс вместе с приятелем живописцем Дереном проводил лето на юге Франции, в Коллиуре, где в коллекциях знакомых увидел работы Гогена, оказавшие на него большое влияние. Кроме того, интенсивная южная цветовая палитра и солнечный свет... Когда плоды летней работы были предъявлены публике, критики окрестили их за яркость «дикими» (по-французски fauve), а новое движение стало именоваться фовизмом.

 

Пейзажи, натюрморты, обнаженные, изображения мастерских, знаменитые «Танец» и «Музыка» для московского особняка коллекционера Щукина (ныне в Эрмитаже). Выразительность как цель, цвет и линия как средства. О его живописи говорят, что она музыкальна. И недаром уже в поздние свои годы он создал серию «Джаз» в новой технике декупаж (представлявшей собой вырезки из цветной бумаги, своего рода живопись ножницами, когда художнику стало тяжело держать кисть).

 

2.jpg

 

Так сложилось, что в начале 1940-х после операции из-за тяжелого недуга Матисс проводил большую часть года в Ницце, где за ним ухаживала сестра Моника Буржуа. Потом она стала монахиней доминиканского монастыря в Вансе, который и решил соорудить ту самую Капеллу Четок, соединив религиозность с современным искусством.

 

Матисс задумал витражи, три монохромных контурных живописных композиции, а также детали внутреннего убранства (например, алтарь из коричневого, в цвет хлеба, камня, напоминающего о Евхаристии) и священнические одеяния (по просьбе Папы их копии были переданы в Рим и сегодня находятся в Музее современного религиозного искусства в Ватикане).

 

Небольшая белая капелла 15 м в длину и 6 в ширину расположилась на склоне холма, сияя на ясном фоне синего неба знаменитой Французской Ривьеры. И этому небу капелла вторит черепицей майоликовой крыши, изображающей небо же с облаками. Кроме того, этому небу, этому солнцу и этой зелени отвечают цветные отсветы витража в алтаре. Лаконичное, приближающееся к абстракции «Древо жизни» (Откр. 22:2) впускает в белое внутреннее пространство цветные лучи, придает его строгости элемент почти чувственной радости - радости бытия в мире.

 

3.jpg

 

Близ алтаря помещен и образ св. Доминика, испанского проповедника XIII века, основателя знаменитого доминиканского ордена и, как считается, первого, кто ввел практику использования четок среди католиков. Над входом в капеллу - Мария с Младенцем Христом. А на западной стене - сцены остановок креста. Все три композиции - черные контуры на белом фоне керамических плиток, и непонятно, назвать ли их графической живописью или монументальной графикой. Здесь привычная стенная роспись сочетается с графикой как жанром более камерным, требующим более интимного разговора. Все фигуры лишь контуры, силуэты, у которых нет ликов, отчего эмоциональное воздействие приобретает силу почти гипнотическую. Необычна и трактовка: Мария не прижимает к Себе Младенца, но как бы предлагает Его, распластанного в виде креста, миру. Бесплотный Доминик напоминает средневековое надгробие. А эпизоды крестного цикла показаны не по отдельности, а вместе. Они с «Распятием» в центре своей большей дробностью и какой-то почти нервной остротой «противостоят» монументальности и спокойствию Мадонны и Святого.

 

В этих очень неканонических росписях есть мощное экспрессивное начало, и выразительность эта многогранна. С одной стороны, «примитивные», крайне упрощенные изображения - будто слова к Богу, в которые каждый волен вложить свой смысл. Это экспрессия лаконичности и недосказанности. С другой стороны, дробная и более говорливая патетика сцен с западной стены. С одной стороны, строгая монохромность внутреннего пространства, его графика. А с другой - цветосвет витражей, вливающийся внутрь капеллы, подобно не только Божественным лучам, но и Божественной музыке (и именно в витражах вспоминаются матиссовские декупажи - тот же звучащий цветом «Джаз»).

 

4.jpg

 

Капелла четок называется сегодня также капеллой Матисса - уж больно индивидуальна, больно авторское произведение, воплотившее, как видно, многие начинания мастера - тему экспрессии, голос цвета, упрощенное, приближающееся к абстракции контурное начало в изображении, наконец, усмиренную здесь «дикость». Она была завершена в 1951 году, за три года до кончины художника. И став одной из последних его работ, она, по его словам, стала «конечной целью всех трудов... жизни».

 

Д. К.

 

Источник

Link to comment
Share on other sites

Анри Матисс. Другие увлечения и последние годы

Орнаты, созданные Анри Матиссом для этой часовни.

Link to comment
Share on other sites

  • 5 years later...

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
 Share

×
×
  • Create New...