Перейти к содержанию

Памяти о. Романо Скальфи: единство больше всех разделений


Neta
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Scalfi-Roma-ud.-24.10.2007.jpg

 

В воскресенье, 25 декабря, отошёл ко Господу отец Романо Скальфи, основатель и почетный председатель центра «Христианская Россия» (Сериате, Италия). Чтобы напомнить о многочисленных трудах этого священника, отдавшего своё сердце гонимой русской Церкви, публикуем интервью Благовест-инфо с Джованной Парравичини, нынешним председателем «Христианской России».

 

— Расскажи, пожалуйста, о том, как ты познакомилась с отцом Романо, какое он произвел впечатление?

 

— Я познакомилась с о. Романо в 1978 г. Я только что закончила университет, получила диплом филолога, выбрала для изучения русский язык. Помню особый настрой молодого поколения тогда: мы обостренно переживали зло и нестроения в итальянском обществе, в нашей среде зрело ожидание какого-то переворота, революции, изменений. Где правда, красота, где добро? Эти вопросы очень волновали мое поколение. Через знакомых я узнала, что в Милане есть такой центр «Христианская Россия». Мне было известно, что это издательство, которое занимается русской культурой, я тогда ничего не знала про духовную сторону «Христианской России». И через знакомство с о. Романо, с «Христианской Россией» мне открылся новый мир, которого я совершено не знала, – мир русского христианства, духовной традиции православия, история гонимой Церкви в России. И для меня это было открытие той новизны, того идеала, который я искала. Я поняла, что настоящая революция – это революция в сердце человека: невидимая миру, она происходила в застенках, в лагерях, через страдания и боль, в тайне человеческого сердца. Для меня это был поворот всей моей жизни.

 

Естественно, от этого чувства благодарности у меня возникло желание работать, помогать, сотрудничать, и я несколько лет (я тогда преподавала в школе, в институте) в свободное время приезжала к о. Романо. Он был тогда капелланом монашеский общины малых сестер, и ему выделили крошечную квартиру в Милане, он там жил и работал. Там же был главный «штаб» «Христианской России».

 

— Какие задачи о. Романо ставил перед центром «Христианская Россия» тогда?

 

— «Христианская Россия» возникла в 1957 г. Сначала о. Романо хотел просто познакомить итальянскую публику с духовной литургической традицией православия. После того, как он однажды присутствовал на литургии по восточному обряду, он просто влюбился в восточную литургию и решил заниматься Россией, открывать ее духовное богатство для итальянцев. Вторая его задача в 1960-е гг. – познакомить итальянцев с самиздатом и с гонимой Церковью исповедников и мучеников. Когда появился самиздат, фонд «Христианская Россия» стал одним из центров, где эти тексты собирались, переводились и публиковались. Наш журнал «Христианская Россия», который позже стал называться «Новая Европа», стал открытой площадкой для того, чтобы авторы самиздата могли высказаться на Западе. Можно сказать, что журнал дал голос гонимой русской Церкви.

 

— А в чем состояла духовная сторона деятельности «Христианской России», которая, как ты упомянула, не сразу открылась тебе?

 

— Интересно, что в том же доме, где о. Романо жил на втором этаже, на первом жил дон Джуссани (1922-2005; итальянский священник, основатель церковного движения «Comunione e Liberazione» («Общение и освобождение»). Много лет, начиная с 1955 или 1956 года, они были не просто соседями, но друзьями. Надо сказать, что от этой личной дружбы возникла и дружба и единство «Христианской России» и движения о. Джуссани. Как-то о. Джуссани сказал о. Романо: «Недостаточно быть экспертом по России. Если ты хочешь России помочь, это может сделать только христианская община. Если идти не от церковного опыта, ты можешь, конечно, зафиксировать то, что происходит в России, но не сможешь воплотить свою задачу: построить мост между Россией и нами. Только предлагая им твой церковный опыт, ты сможешь с ними взаимодействовать». Эта встреча стала решающей для о. Романо.

 

И тогда исследовательский и издательский центр стал постепенно вырастать как братство, как община. Я помню, что по воскресеньям раз в месяц он нас всех собирал в Милане, служил литургию по восточному обряду, а до литургии был целый час молитвы за гонимую Церковь в России. Он читал обращения из Советского Союза, письма православных или баптистских узников лагерей, литовских священников и многих других. И у него была надежда и вера, что Христос присутствует, и что эта Церковь – гонимая, но она просто сияет светом Христовым. О. Романо всегда говорил, что мы призваны любить, помогать этой Церкви и учиться у нее. Сам же о. Романо – это, конечно, прежде всего не менеджер, не ученый, не директор исследовательского центра, но это духовный человек. Главной его идеей всегда было просто служить Церкви. О. Роман всегда понимал наш центр как дружбу во Христе. Поэтому, когда в СССР пришла перестройка, и все остальные антисоветские и правозащитные центры закрывались, мы не закрылись, а наоборот – открыли новую страницу, именно потому что все — во Христе. Меняются задачи, методология, но не меняется суть – это именно дружба.

 

— Как изменились задачи о. Романо и «Христианской России», когда в России настали времена религиозной свободы?

 

— После перестройки встали новые вопросы. Мы, как и Брюссельский центр «Жизнь с Богом», издавали книжки и, по мере того, как перестройка расширялась, посылали их в Россию. У нас было много помощников-волонтеров: они сами посылали книги по почте в СССР. Россия стала более открытой, и мы получали очень много писем: нас благодарили за книги, просили еще, приглашали в гости, предлагали работать вместе. И поэтому возникла идея создать культурный центр. Я приехала в Россию, приехал Жан-Франсуа (ныне – директор Культурного центра «Покровские ворота»). Мы хотели устроить не чисто католический центр, а такой, чтобы он отражал ту дружбу, которая у нас была. И Бог нам послал через знакомых митрополита Филарета (Патриаршего экзарха Белоруссии), который согласился стать одним из учредителей нашего русского центра «Духовная библиотека». Отец Романо очень поддерживал эту идею, потому что он видел, что дружба может развиваться именно в России: с теми, с кем мы много лет работали тайком, сейчас можно общаться открыто. Именно этот принцип был во главе угла: найти все возможные пути совместной работы для того, чтобы свидетельствовать — то, что нас соединяет, гораздо больше того, что разделяет.

 

— Именно так о. Романо понимает экуменические идеи?

 

— О. Романо всегда говорил: мы исходим из единства. Конечно, единство – это чудо, которое совершится, когда Бог даст. Но это чудо уже существует, когда мы вместе любим Христа. О.Романо очень любит повторять: «Как мы можем объединиться? Если католики станут все более и более католиками, а православные – все более православными, т.е. каждый станет все более и более верующим, тогда мы и соединимся, потому что Христос больше нас всех». И мы видим – это возможно: вопреки разделениям, проблемам, человеческому греху, который есть в нас всех, все-таки через это просвечивает та благодать, то единство, которое есть во Христе. Это один элемент, который он всегда подчеркивал. А второй: когда мы говорим о единстве, мы всегда говорим и о миссии. То есть чем более я свидетельствую о Христе, тем более я могу соединиться с другим человеком. Неправда, когда говорят: миссия — это прозелитизм. На самом деле миссия – это не пропаганда, это свидетельство о том духовном опыте, который у меня есть во Христе. Здесь та же закономерность: чем более я буду миссионером в этом смысле, тем больше у меня шансов почувствовать единство с другими христианами, которые тоже к этому стремятся. Для нас и для о. Романо миссия и экуменизм – это не противоположные понятия, они, наоборот, неотделимы друг от друга.

 

Это его главная тема, главная боль. Когда мы начали работать в России, было не всегда легко, были годы напряженных отношений между католиками и православными. Но, по примеру о. Джуссани и о. Романо, мы всегда исходили и исходим из единства: мы смотрим на православных как на своих близких друзей, мы признаем, что единство больше всех разделений. Может, этим объясняется та роль, которую играет сегодня наш центр «Духовная библиотека», на базе которого вырос Культурный центр «Покровские ворота».

 

О. Романо всегда горячо желал, чтобы мы издавали книги. И все деньги, которые он получал, пожертвования, которые он собирал, это все, все тратилось на книги. Он говорил: что мы можем сделать для возрождения Православной Церкви в России? Мы можем познакомить православных со своим опытом святости, опытом христианского мышления и действия. Поэтому он всегда настаивал, чтобы были переведены на русский язык и изданы лучшие католические авторы ХХ века, как Балтазар, де Любак, Гвардини, Джуссани, многие другие, целая серия учебников по богословию, т.е наилучшие произведения, которые говорят именно о том, как быть христианами в сегодняшнем мире.

 

— Интересно, каков о. Романо как руководитель, как лидер?

 

— С одной стороны, у о. Романо был такой девиз: «Я никогда ничего не придумывал, никогда не планировал, не сочинял программы в кабинете, но все произошло как-то само». И это на самом деле так, потому что о. Романо не очень хороший организатор (смеется). Все, что делал наш центр, – это не результат придуманных планов, но именно ответ на те события, которые происходили. Например, о. Романо создал журнал, а тут как раз появились самиздатские материалы, и о. Романо стал публиковать их в журнале. Или еще: Россия открылась, и тогда мы поняли, что надо ехать в Россию и создавать там центр. То есть, о. Романо всегда делом отвечал на вызовы и обстоятельства.

 

С другой стороны, меня всегда поражал в о. Романо особый энтузиазм, большое желание что-то предпринимать. Казалось бы, с возрастом человек становится более консервативным, устает от всего. Но он – самый молодой из нас! Конечно, время от времени он говорит: «Все, я уже старый, я уйду на пенсию, вы уж делайте все сами». А потом оказывается, что он не может не советовать нам, не «директорствовать». Бывает, что мы горячо спорим (он, между прочим, очень упрямый), он защищает свои позиции. Но самое главное – он умеет слушать, он всегда готов открыться, принять новую точку зрения, новую возможность. Еще меня поражает вот что: он никогда не рассказывает о центре «Христианская Россия», но постоянно рассказывает о самой России. Для него «Христианская Россия» – это не любимое детище, не «дело всей жизни», но инструмент для работы, для встречи, для миссии в России.

 

Беседовала Юлия Зайцева

 

Источник: Благовест-инфо

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Скончался основатель центра «Христианская Россия» отец Романо Скальфи

 

Scalfi_DBiblio_moskva-600x421.jpg

 

26 декабря. ПРАВМИР. Основатель центра «Христианская Россия» священник Романо Скальфи скончался накануне, 25 декабря, на 94-м году жизни.

 

Отец Романо отошел ко Господу в кругу своих духовных чад, на вилле Амбивери в итальянском Сериате, где располагается штаб-квартира фонда, рассказала «Благовест-инфо» нынешний председатель фонда, советник по культуре посольства Ватикана в Москве Джованна Парравичини.

Романо Скальфи родился 12 октября 1923 года недалеко от города Тренто на севере Италии. Учился там же в духовной семинарии, был рукоположен в 1947 году. Обучался в Руссикуме (коллегия в Риме, готовящая священников византийского обряда), защитил там докторскую диссертацию по специальности «социальные науки». В Руссикуме начал издавать журнал «Русские новости».

 

В 1957 году отец Романо основал фонд «Христианская Россия». По словам Джованны Парравичини, проявлял немалое упорство, чтобы воплотить свое «переживание красоты восточной литургической традиции» в многоплановую деятельность, направленную на поиск путей христианского единства. Вся работа «Христианской России» была связана с желанием раскрыть для христиан Запада «сущность литургической традиции и культуры славянских народов», рассказать о русских святых и новомучениках, а также помогать в возрождении христианства в странах бывшего СССР.

Священник впервые приехал в Россию еще в 1960 году и с тех пор бывал здесь, как сам он говорил, «раз 40-50 раз». Его сподвижники встречались в Советском союзе с «подпольными» христианскими общинами, тайком, по дипломатическим и иным каналам, провозили христианскую литературу, помогали издавать русское религиозное наследие на Западе, поддерживали религиозный самиздат.

 

О. Романо был последовательным сторонником и неутомимым деятелем экуменизма. «Мое призвание – заниматься экуменическим делом… Мое глубокое убеждение: стремление к единству рождается в сердце человека, и надо, чувствуя любовь Христа, не мешать Богу входить в нашу жизнь. “Не я живу, но живет во мне Христос”,– сказал апостол, и это – основа экуменизма. Он может исходить только из нашего личного опыта и опыта наших христианских общин. Это нас избавляет от искушений прозелитизма», – говорил о. Романо. Он считал, что экуменическое единство может быть достигнуто только в том случае, если католики будут «больше католиками», а православные – «больше православными».

 

В 1970 году «Христианская Россия» провела «Русскую выставку», посвященную важнейшим событиям духовной и культурной жизни России в ХХ веке, а также новомученикам и исповедникам российским, таким известным деятелям Православной Церкви как митрополит Сурожский Антоний, протоиерей Александр Мень, знаменитым русским писателям XIX-XX вв.

 

Кроме того, фонд проводил международные конференции по актуальным проблемам современного христианства и основным тенденциям общественной жизни в Европе и России, с участием православных и католиков, деятелей культуры и ученых, правозащитников и историков, российских и итальянских студентов и школьников.

 

При «Христианской России» была открыта иконописная школа, в которой итальянским художникам преподавали и читали лекции самые известные российские иконописцы и искусствоведы.

 

Авторитетным печатным органом фонда является журнал «Новая Европа», который с октября прошлого года выходит в интернет-версии. В Москве в 2005 году был открыт Культурный центр «Покровские ворота», основанный фондом «Христианская Россия», на открытие которого приезжал сам отец Романо.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

scalfi.jpg

Возлюбленные во Христе,

в день Рождества Иисуса Христа в Италии скончался отец Романо Скальфи. Основатель фонда «Христианская Россия», отец Романо отдал всю свою жизнь ради того, чтобы Христос был познан и любим в России ? особенно после трагических для России и для всего мира событий октябрьской революции, когда множество людей мечтали о России и о мире без Бога.

Однако отец Романо ничего не делал против кого-то. Однажды он рассказал мне о диалоге отца Александра Меня с известным диссидентом. Отец Романо присутствовал при той беседе, и, как он, все ещё с детским удивлением в глазах, рассказывал мне несколько лет спустя, отец Александр сказал этому диссиденту: «Да, твоё дело ? хорошо, но у меня нет времени быть против кого-то. Всё моё время принадлежит тому, чтобы свидетельствовать о Христе и передавать Его спасительное дело».

Таким образом, отец Романо не «принёс» Христа в Россию, но сам нашёл Его в России, и всеми силами способствовал распространению присутствия Христа в России. И, служа России таким образом, отец Романо, как это ни парадоксально, внёс огромный вклад в новую евангелизацию Европы. Начиная с 50-х годов в Италии, десятки, сотни людей, прежде всего молодежь, участвуя в деятельности фонда "Христианская Россия", вновь открывали для себя Христа в лицах новомучеников христианской России ? христианской, несмотря на трагические преследования, которым подвергались здесь христиане.

Меня, тогда ещё молодого семинариста, поразила открытость отца Романо: он делал всё, чтобы на Западе был услышан голос христиан в Советском Союзе ? и не только католиков или православных. В его журнале можно было прочитать свидетельства лютеран, баптистов, пятидесятников. На протяжении десятилетий на Западе, и особенно в Италии, отец Романо был организатором и участником бесчисленных встреч, на которых он не переставал смиренно, но настойчиво говорить о христианстве в России, тем самым приближая людей ко Христу.

Отец Романо скончался в день Рождества Христа. Один православный священник сказал мне, что кончину в день Рождества можно считать знаком блаженства. Я тоже не сомневаюсь, что это благодать, "счастье", или, вернее, знак особого предпочтения со стороны Христа. Иисус как будто говорит: "Дорогой отец Романо, Мой добрый и верный слуга, сегодня, когда на земле, по крайней мере, некоторые помнят о Моём рождении среди людей, Я хочу, чтобы ты был со Мной". Но эта смерть является также знаком и для нас, чудом, которое призывает нас обратиться к Богу и жить в постоянном общении с Христом.

Прошу всю мою паству молиться об отце Романо, а священников ? отслужить заупокойную Мессу для достойного сопровождения его души.

Ваш во ХР,

+ Павел П.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 6 лет спустя...

mini_scalfi_giovanna_(1).jpg

Столетие со дня рождения отца Романо Скальфи, основателя «Христианской России», отметили в Москве

Москва, 16 октября, Благовест-инфо. Встреча «Живой мост. Путь отца Романо Скальфи. К столетию со дня рождения» состоялась 13 октября в Культурном центре «Покровские ворота». Вечер был посвящен итальянскому священнику, богослову и основателю фонда «Христианская Россия». Он прошел в рамках Фестиваля «Место встречи», который состоялся 12–15 октября в Москве как продолжение Международного фестиваля дружбы между народами «Митинг Римини» (Meeting Rimini).

По традиции, для «Митинга Римини» организаторы – движение Comunione e Liberazione («Общение и освобождение», CL) ежегодно выбирают главную тему. В этом году она звучала так: «Человеческое существование есть неисчерпаемая дружба». Московский фестиваль также проходил под этим девизом. Жизнь и служение о. Романо Скальфи (1923–2016) – прекрасный пример постоянной работы во имя налаживания дружеских и духовных связей между христианами Запада и Востока, недаром встреча называется «Живой мост».

«Вечер задуман как праздник дружбы, в том числе дружбы с Россией», – сказала сподвижница и ученица о. Романо, научный сотрудник КЦ «Покровские ворота Джованна Парравичини. Она напомнила, что в завещании о. Романо были такие слова: «Прошу друзей любить Россию несмотря ни на что». «Краеугольным камнем для него была пламенная любовь ко Христу и неисчерпаемая дружба во Христе», – свидетельствовала она.

Для участников вечера была подготовлена презентация, которая рассказывала о жизненном пути о. Романо, о том, что к созданию фонда «Христианская Россия» в 1957 г. его побудил друг о. Луиджи Джуссани. Красота восточной литургической традиции, столь поразившая о. Романо еще в 1946 г., и желание служить делу христианского единства воплотились в общине единомышленников, которые развили многоплановую деятельность. Члены этой общины молились о гонимых христианах в России, старались найти информацию о них, разными нелегальными путями передавали в СССР издания Евангелия. Одним из главных направлений работы стал выпуск журнала «Христианская Россия», где публиковались свидетельства христиан из России и тексты самиздата. Основанное о. Романо издательство «Матренин двор» печатало книги запрещенных в СССР Александра Солженицына, Сергея Фуделя, протоиерея Александра Меня и других.

Отец Романо давно мечтал о поездке в Россию. «Ты с ума сошел!» – сказал епископ, услышав о таком желании. Но молодой священник готовился. Дж. Парравичини рассказала о его первой, туристической поездке по России в 1960 г. Сам о. Романо не раз вспоминал об этой поездке с улыбкой: компания из трех священников и четверых мирян колесила по российским дорогам на двух «фольксвагенах», которые были в диковинку местному населению. Пользуясь этим интересом, о. Романо останавливал машину, отрываясь таким образом от сопровождавшего их «ангела-хранителя» (так иронично он называл сотрудника КГБ), и старался поговорить с людьми о вере, о Христе, что было для них еще более неожиданно, чем «фольксваген».

Подобные турпоездки закончились в 1970 г. запретом для священника въезда в страну и возобновились только через 20 лет, но эту вынужденную паузу он заполнил тем, что отправлял членов «Христианской России» в СССР, где они находили друзей. А в 1977 г. о. Романо основал в Сериате иконописную школу, в которой изучались традиции восточнохристианского искусства и создавались новые образы, которые нашли свое место во многих итальянских храмах и домах.

scalfi_most_(1).jpg

В 1990-е гг. о. Романо многократно посещал Россию и другие страны тогдашнего СНГ, встречался с друзьями, участвовал в богослужениях, организовал издание духовных книг на русском языке (за десять лет вышло около ста томов) и основал в 2004 г. Культурный центр «Духовная библиотека» (сейчас – «Покровские ворота»). Его кипучая энергия была направлена на то, чтобы помогать в возрождении христианства в странах бывшего СССР. 

Джованна Парравичини особо отметила его фундаментальный труд о. Романо – созданный им в 2000 г. мартиролог христианских мучеников ХХ века разных конфессий. «Христиане, страдавшие в застенках, жили с сознанием и в радостном изумлении от того, что их крест слился с Крестом Христовым», – говорил священник. Сам же он, по словам Парравичини, «стремился все связать со Христом». Литургию он служил ежедневно и даже подсчитал, что к 90 годам отслужил 25 555 месс и «совершенно не устал». Будучи рядом с о. Романо в последние дни его жизни, духовная дочь свидетельствовала, что он участвовал в мессе, которую служили у его смертного одра.

Видеозапись своего воспоминания об о. Романо прислал на вечер архиепископ Павел Пецци, духовное чадо о. Романо, который в 2007 г. присутствовал в Москве на епископской хиротонии будущего митрополита Архиепархии Божьей Матери в Москве. «Присутствие о. Романо каким-то образом продолжает сопровождать нас. Сам Христос простирает этот мост между нами. Его дело – это дело всей Церкви: распространять любовь. Всю свою энергию он отдал России и нам завещал любить ее, понять и принять. Я особо благодарен о. Романо за то, что учился у него этому подходу – любить другого прежде всего», – сказал архиепископ.

Ольга Седакова встречалась с о. Романо на протяжении 30 лет. По ее словам, он был первым католическим священником, которого она увидела в жизни, и поначалу «смотрела со страхом». Конечно же, страх быстро прошел, а в образе этого священника она обнаружила «тайну присутствия: даже если он ничего не говорил, вокруг него было пространство покоя, доброжелательности, силы и тишины; его присутствие – это воплощенное христианство, больше всех слов». «Отец Романо всегда удивительным образом присутствует и в моей жизни тоже», – сказала Седакова.

Игумену Петру (Мещеринову) довелось встречаться с о. Романо с 2008 г., и всегда это было «очень органичное, безыскусное общение». О. Петр очень ценит один из последних разговоров с о. Романо о том, о чем в России как-то не принято говорить: о старости, о приближении смерти. «Он сказал мне важную вещь: пространство человеческих возможностей сужается, но одновременно углубляется обращение ко Христу и пребывание со Христом. И я увидел, что возможна другая, христианская старость: когда телесные силы угасают, силы духовные укрепляются, обновляются и становятся главными».

На вечере прозвучали песни, созвучные воспоминаниям об о. Романо, а в заключение – баллада «Жили двенадцать разбойников», которую он очень любил. Организаторы встречи раздали участникам выпущенный к этому дню небольшой буклет с рассказом об основателе «Христианской России».

Юлия Зайцева

 

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...