Перейти к содержанию

Кризис отцовства как главная семейная патология


Neta
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Кризис отцовства как главная семейная патология

 

Говоря о семье и ее проблемах в современно мире, невозможно не говорить об отцовстве и его кризисе. Как передать ребенку веру в Бога Отца? Как говорить о Любящем Отце, когда огромное число детей воспитывается в неполных или патологических семьях, в которых понятие “отец” либо не вызывает никаких реакций, либо реакции негативные? Несовершенность этой аналогии совершенно очевидна для современной культуры (по крайней мере, европейской, в том числе и российской).

 

post-3-0-47479400-1434794411_thumb.jpg

 

Понятие и функции отцовства

 

Отцовство можно понимать в следующих аспектах.

 

1. Биологическое – отец это тот, кто биологически участвует в зачатии ребенка. Однако биологическое отцовство не всегда свидетельствует о личностной зрелости самого отца ребенка.

 

2. Юридическое. Отец - это тот, кому легально приписан ребенок. Отцовство в таком понимании включает в себя ответственность за ребенка, предусмотренную законом (как правило, материальную – особенно в случаях разводов).

 

3. Духовное отцовство – это передача ценностей. Его можно понимать в широком смысле.

 

4. Религиозное. С точки зрения христианского благовестия Бог – это Отец, и только сквозь призму Божией любви мужчина способен понять собственное отцовство.

 

Такое понятие неразрывно связано с функциями отца. Это ответственность и любовь; дисциплина; участие в воспитании детей; свидетельство зрелой христианской жизни.

 

Кризис отцовства и Церковь

 

Могут ли религиозные практики помочь в воспитании мужчины как отца? Могут ли помочь в воспитании мужественности?

 

Не секрет, что некоторые «женские» формы религиозности проникли и в христианские общины, иногда даже в извращенном виде. В частности, это излишняя эмоциональность во внешнем выражении веры (часто это даже считается критерием глубокой веры!), «сексуализация» дружбы и любви, стремление снять с себя ответственность за свои поступки и жизнь (пусть батюшка благословит!), пассивность, соблюдение принципа «не высовывайся», привязанность к мелочам в ущерб главному. Превалирование женщин в Церкви только усиливает этот процесс и даже привело к мнению, что посещение богослужений – это «женское» дело.

 

С точки зрения психологии религиозность иначе проявляется у мужчин и женщин. Идеал мужчины – более абстрактный и универсальный, женщина более привязана к конкретным вещам. Женщины предпочитают розарий, храм, священника, ибо могут это все конкретно увидеть, пребывать рядом, для них важны конкретные, видимые знаки. Мужчины склонны дистанцироваться от всего этого, ибо данные вещи им слишком хорошо знакомы и ограничены, чтобы через них созерцать Вездесущего. То, что сами католики не всегда дают пример универсальности и евангельской простоты, не идет на пользу мужчинам. В настоящее время это напряжение только возросло, ибо в Церкви слишком много «женственных» мужчин, не в смысле сексуальной ориентации. Главное проявление женственности – это слабая воля, страх взять на себя ответственность, нежелание посвятить себя высшим ценностям, приоритет частного над общим.

 

В принципе, об этом хорошо известно, но следует ли опираться на психологию как главный фактор в евангелизации? Будет ли полезен приходской показ женской моды или футбольный матч в качестве непременного условия воспитания будущих отцов и матерей? Готов утверждать, что нет. И это тоже проявление «феминизации» наших общин – в пастырстве делать акцент на различную эмоциональность, играть на эмоциях. Пастырство нельзя сводить лишь к эмоциональной жизни прихожан. К тому же, гендерные роли имеют тенденцию меняться под влиянием социокультурных факторов. Сейчас уже никого не удивишь женским футболом (как бы он не нравился многим мужчинам) или мужскими показами мод (какие бы ассоциации это не вызывало).

 

Оказывается, вера, переживаемая в жизни (а не просто как чувства!), одинаково воспринимается и мужчинами, и женщинами. Оба пола позитивно воспринимают сверхъестественную благодать, Божью любовь. В этом смысле во Христе нет «ни мужеского пола, ни женского». Оба пола способны принимать ответственные решения, стяжать добродетель мужества, жить верой, надеждой, любовью. Конкретно это может выражаться по разному, исходя из различных психологий, однако цель здесь одна. Мужчины не перестанут быть незрелыми и серыми, пока не соединятся с Христом. Об этом хорошо пишет Эд Виллок в своей книге «Роль отца в католической семье». Он считает, что зрелый человек передает жизнь, следующими способами: через прокреацию (рождение детей), через мысль, через искусство (ремесло), через апостольство. Женатые мужчины, которые не исполняют обязанности ведения детей к Богу, не исполняют своего призвания передачи жизни. А зрелый мужчина всегда готов посвятить себя во всех этих аспектах передачи жизни, соблюдая дисциплину. Именно в этом критерий мужественности, маскулинности, отцовства.

 

На апостольском призвании необходимо остановиться особенным образом. Это Божье деяние, а не человеческое, поэтому препятствия в этом служении должны стать поводом для созревания, а не непреодолимыми препятствиями. В этом контексте стоит понимать трудности семейной жизни: многодетные семьи, проблемы во взаимоотношениях, семейные конфликты. Верующий христианин готов нести этот крест любви, которая долготерпит, уповая в вере на Бога – полноту любви. А вера – это всегда риск. Рисковать – характерное для мужчин качество. (Пример – Авраам). Зрелый христианин способен идти на риск ради достижения высших ценностей.

 

Только в контексте Евангелия – благой вести о спасении – мы можем решить проблемы семьи, общества, каждого конкретного человека. Только постоянное обращение поможет выстроить правильную иерархию ценностей (здесь, опять, неточный Синодальный перевод на русский язык слов «Обращайтесь и веруйте в Евангелие»). Только вера позволяет осознать, что означает мое конкретное жизненное призвание, в том числе, призвание быть мужчиной, быть отцом. И как это отцовство конкретно в жизни реализовать, не взирая на все внешние трудности. Психология, сексология, светские законы, социальная активность христиан и нормы общественной морали могут в этом пути помочь, но сами по себе не могут быть панацеей в духовно-нравственном возрождении человека и общества. Спасительная Истина есть только одна – во Христе Иисусе. Размышление над тайной Воплощения Сына Божьего приведет к пониманию Отцовства Бога и, как следствие, значения отцовства в семье.

 

Священник Игорь Ковалевский

 

Полностью текст на сайте архиепархии

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да уж...

Как-то всё примитивно изложено (начиная с названия).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Это доклад на IV Всеепархиальной пастырской конференции, потому и написано несколько суховатым языком. Но все разложено по полочкам.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Но все разложено по полочкам.

 

Ничего такового не увидел. Про "семейную патологию" вообще молчу.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Так вы смотрите с медицинской точки зрения? :)
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Так вы смотрите с медицинской точки зрения? :)

 

С медицинской точки зрения и психологии семейных отношений, не вторгаясь в разделы исторические и Библейские, - полный примитивизм в сути и манере изложения.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А вы полный текст читали, или только то, что я выложила тут?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я как раз полный текст читал, мне понравилось. Отдельно хочу отметить и commend ("похвалить"?) употребление о. Игорем выражения "ересь модернизма" :) - хотя и в более узком смысле, чем это обычно делается.
  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А вы полный текст читали

 

Я (всегда) выражаю точку зрения по полному первоисточнику (если он даже представляет полный бред, всё равно дочитываю до конца).

Ещё раз - каждый должен заниматься своим делом. Ковалевский по "семейной патологии" явно меня разочаровал (ранее были у него гораздо более продуманные. хорошо подготовленные и компетентные выступления).Хотя может и не он готовил сей спич...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А с чем конкретно вы не согласны?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Что-то не заметил кризиса отцовства, скорее наоборот.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Два кризиса между собой связаны. О причинах можно говорить много.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...