Перейти к содержанию

Протоиерей Сергий Соколовский


Владимир М.
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Интересная и, на мой взгляд, довольно неоднозначная личность. Для начала, чтобы стало ясно, о ком идет речь, процитирую доклад священника Ильи Соловьева "Раскольническая деятельность "обновленцев" в русском зарубежье".

 

Протоиерей Сергий Михайлович Соколовский родился в Новгороде, окончил местную духовную семинарию (в бытность инспектором в ней о. Евдокима Мещерского). Его священническая служба проходила в ведомстве протопресвитера военно-морского духовенства о. Георгия Шавельского. В 1915 г. священник Сергий Соколовский состоял в должности благочинного 7-го Финляндского стрелкового полка. 1 марта 1915 г. 7-й Финляндский стрелковый полк готовился к наступлению на австрийском фронте, перед началом которого предстояло разрушить проволочные заграждения на позициях противника. Несколько безуспешных попыток закончились большими потерями. Тогда вызвался организовать вылазку полковой священник отец Сергий Соколовский, которая увенчалась успехом. За проявленное мужество о. Соколовский был награжден высшей военной наградой того времени — орденом св. Георгия.

 

В 1916 г. по представлению протопресвитера Георгия Шавельского о. Соколовский был назначен благочинным всех церквей особых специальных бригад, отправлявшихся на фронт во Францию. На фронте о. Соколовский служил военным священником 6-го русского полка, прибывшего во Францию в том же 1916 г. в составе экспедиционного корпуса для военных действий против Германии. Во время военных действий во Франции о. Соколовский проявил большую храбрость. Так, в одном из боев 18 декабря 1916 г. он сам ходил в атаку, был ранен в бою с немцами и в результате ранения потерял руку. За военные заслуги он был награжден орденом «Почетного Легиона». 26 мая 1919 г. его комиссовали по инвалидности, но пенсию (из-за отсутствия французского гражданства) не начислили. Тем не менее в период с 1919 по 1921 г. он получал пенсию в 800 французских франков от бывшего правительства адмирала Колчака. В 1921 г. из-за истощения фонда взаимопомощи этого правительства выплата пенсии была прекращена. Между тем с Соколовским в Париже проживала семья — жена и дочь 1904 г. рождения, на студенческую стипендию которой им приходилось существовать.

 

Бывший министр иностранных дел императорской России С. Д. Сазонов поначалу покровительствовал протоиерею Соколовскому. По просьбе Сазонова приходской совет Александро-Невской церкви назначил Соколовскому пенсию, ограничив ее получение 1924 г., но из-за финансовых затруднений выплата прекратилась в 1922 г. По данным французских специальных служб, о. Соколовский болезненно воспринял прекращение выплаты пособия и в знак протеста даже перестал носить рясу, хотя с апреля 1924 г. проживал в приходском доме при церкви.

 

Прибывший в 1921 г. в Париж митрополит Евлогий (Георгиевский) практически сразу же столкнулся с недовольством о. Соколовского. «На другой день по моем приезде пришел ко мне однорукий протоиерей Соколовский с крестом на Георгиевской ленте, — читаем мы в воспоминаниях митрополита Евлогия. — <…> О. Соколовский обратился ко мне с жалобами на невнимание к нему, герою войны, Приходского совета, который не соглашался провести его в штатные священники при Александро-Невской церкви, тогда как бывший Министр иностранных дел Сазонов этого желает… Резкий, вызывающий тон его речи, острый взгляд глаз заставили меня быть осторожным; я отвечал уклончиво. Он возил меня к некоему Брянчанинову на какое-то собрание приходской оппозиции, где дебатировались церковные вопросы в духе Всероссийского Церковного Собора и клеймился старый, затхлый дух, который якобы характеризует приходскую жизнь Парижской церкви. Потом я понял, что священник Соколовский хотел меня поссорить с Приходским советом и причтом, которых он вооружал против себя своим желчным характером и неосновательными претензиями». В другой раз о. Соколовский приходил к митрополиту с возмущением по поводу назначения на вакансию в соборе другого человека, а не его. «Это всегда так, — грубо и дерзко сказал он, — мужика-келейника предпочитают священнику…».

 

В конечном счете, не найдя поддержки своим стремлениям ни у митрополита Евлогия, ни среди причта собора на ул. Дарю, ни в Приходском совете, протоиерей Соколовский обратился с жалобой в Москву в «обновленческий» Св. Синод. Его письмо, адресованное на имя митрополита Евдокима, было (с сокращениями) напечатано в первом номере журнала «Христианин» (правда, без подписи автора). В этом послании содержались многочисленные жалобы на митрополита Евлогия и выпады против русского духовенства во

Франции.

 

28 ноября 1924 г. АРК приняла решение «поручить т. Тучкову принять через Синод меры к образованию во Франции обновленческих общин, используя для этого священника Соколовского, каковым постепенно производить передачу церкви»и.

 

 

15 декабря 1924 г. «обновленческий» Синод наделил протоиерея Сергия Соколовского церковной властью на всей территории Франции. Соколовский стал исполнять в Европе отдельные поручения Синода. В частности, именно он передал викарному католическому епископу Парижа монсиньору Шапталю приглашение А. И. Введенского принять участие в заседания «обновленческого» собора 1925 г17. Распоряжение Синода относительно о. Соколовского было переведено на французский язык и легализовано Генеральным консульством СССР в Париже 20 февраля 1925 г. К этому времени, как уже говорилось, французский суд наложил арест на церковную собственность русских православных в Париже, и протоиерей

Соколовский, именовавший себя «уполномоченным Св. Синода Русской Православной Церкви в СССР» заявлял, что он претендует на руководство (по поручению Синода) Русской Православной Церковью во Франции.

 

Такое развитие событий повлекло за собой Указ митрополита Евлогия (подписанный еще 4 января 1925 г.) о наложении прещения на протоиерея Соколовского. Возбуждалось дело о выселении Соколовского из церковного здания. 15 мая 1925 г. в пробольшевистской газете «Русский вестник в Париже» была опубликована статья Соколовского, в которой автор говорил о недействительности Указа митрополита Евлогия ни перед лицом законодательства СССР, ни перед законодательством Франции. Секретарем протоиерея Соколовского стал бывший регент Александро-Невского храма в Париже Огородников, в прошлом офицер русского экспедиционного корпуса в Салониках, участник борьбы против большевиков, прибывший во Францию из Константинополя в 1923 г. Огородников рассчитывал, что при переходе собора под власть Соколовского он снова займет место регента.

 

Сам Соколовский и его жена поддерживали хорошие отношения с первым секретарем Советского посольства во Франции Волиным. Последний «посоветовал» Соколовскому организовать группу верующих, которая обратилась бы к французскому правительству с просьбой о передаче им в собственность Александро-Невского храма на ул. Дарю.

 

25 марта 1925 г. префектура полиции Парижа зарегистрировала организованную протоиереем Соколовским группу «Христианская православная культурная ассоциация», противостоящую «Русской православной культурной ассоциации», возглавлявшейся протоиереем Иаковом Смирновым — настоятелем Александро-Невского храма, назначенным в Париж еще до революции. Штаб-квартира «обновленческой» ассоциации была зарегистрирована по адресу квартиры в приходском доме, где проживал Соколовский. Целью ассоциации провозглашалось объединение «всех граждан СССР, проживающих в Париже и в других городах Франции, для защиты свободы их вероисповеданий».

 

В ходе борьбы с митрополитом Евлогием и его сторонниками «Христианская православная культурная ассоциация» повела агитацию в эмигрантских кругах. Для этого в Париже проводились пропагандистские конференции и число сторонников Соколовского достигло 130 человек.

Изменено пользователем Владимир М.
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Летом 1925 г. «Вестник Св. Синода» оповещал своих читателей о том, что вокруг Парижского Александро-Невского собора (будто бы находящегося в ведении Св. Синода!) образовано некое «общество ревнителей православия». Задачей общества, по сведениям журнала, является «проведение обновленческих идей и широкое ознакомление с ними заграничного общества». 9 августа 1925 г. «общество» приняло резолюцию с осуждением политического характера деятельности православных зарубежных приходов в Париже. В резолюции говорилось также, что общество настаивает на том, чтобы грядущий Поместный собор «вошел в конкордат» с правительством СССР для принятия мер по объединению всей Российской Церкви, что таже соответствует и государственным интересам. Это необходимо «…чтобы политические авантюристы с их епископом <…> были поставлены в известность перед правительством французского народа, чтобы правительство Французской Республики, наконец, приняло бы все меры о возвращении по принадлежности православных церковных имуществ, находящихся в его стране, и тем выполнило бы акт государственной республиканской справедливости по отношению к православной русской церкви».

 

Кроме советского посольства Соколовскому оказывал помощь пробольшевистский «Союз русских рабочих во Франции». О деятельности этой организации с похвалой отзывался в своем выступлении на «обновленческом» соборе 1925 г. протоиерей Павел Красотин. Что же на самом деле представляла собой эта организация? Достаточно сказать, что на заседаниях этого союза среди прочего читали выдержки из произведений Ленина, пели «Интернационал», разрабатывали программу действий по захвату Александро-Невского храма и приходских строений, намечались провокации. Так, например, 6 июня 1925 г. на заседании под председательством некоего Москвина было высказано предложение явиться в ближайшее воскресенье в храм и предложить священнику отслужить панихиду по Ленину. Другой участник собрания рабочий Давид Зантнер высказался за взятие храма силой, а возражавшего против этой идеи г. Незвовский при помощи грубой силы был вытолкан из зала. В конечном счете было решено устроить у храма манифестацию с требованиями о передаче церкви. Ясно, что подобные выходки нагнетали ситуацию вокруг собора и отравляли жизнь русской колонии в Париже, и без того кишевшем в те годы скрытыми большевистскими агентами.

 

В 1926 г. в органах «обновленческой» печати появилось сообщение о пополнении зарубежного клира, находящегося в ведении Синода, иеромонахом Андреем — настоятелем храма св. Александра Невского в Биаррице. Иеромонах Андрей (Демьянович), окончивший в 1918 г. Петроградскую духовную академию, некоторое время служил во Флоренции, а затем был переведен митрополитом Евлогием (Георгиевским) в Александро-Невский храм в Биаррице, где проживал в приходском доме вместе со своей престарелой матерью.

 

По воспоминаниям митрополита Евлогия, иеромонах Андрей был человеком, которого «ни высшее образование, ни монашество ни на что <...> не воодушевили. Равнодушный ко всему, он, кажется, ничем, кроме прогулок по окрестностям Биаррица со своей собакой, не интересовался». «Однажды, — пишет митрополит в своих мемуарах, — я приехал осмотреть приход, прожил там несколько дней и не смог скрыть то тяжелое впечатление, которое произвело на меня его служение. Вскоре в приходе начались дрязги…». После конфликта с митрополитом Евлогием иеромонах Андрей заявил о своем каноническом подчинении «обновленческому» Синоду, о чем 12 сентября 1926 г. подал соответствующее заявление. 30 января 1927 г. в парижском журнале «Наш союз» было опубликовано открытое письмо о. Демьяновича, в котором объяснялись причины этого шага. Прежде всего, иеромонах Андрей указывает, что митрополит Евлогий не имеет канонической базы для своей церковной деятельности, а противостояние его с митрополитом Антонием (Храповицким) есть только борьба архиерейских честолюбий. Далее в письме говорится, что в эмигрантской Церкви происходит «беззастенчивое искажение» идеи Церкви Божией, что приходские организации представляют собой «пристанище для всяких духовных авантюристов», а сама церковная организация управляется светскими лицами из числа монархистов 23. Никаких других аргументов для объяснения своего шага иеромонах Андрей не нашел. Его переход под юрисдикцию обновленческого Синода не привел для заграничных «обновленцев» ни к каким серьезным последствиям. Вскоре о. Демьянович возвратился в СССР, а приход в Биаррице так и остался в подчинении митрополиту Евлогию.

 

В мае 1924 г., по рекомендации митрополита Евдокима, было решено послать в Южную Америку епископа Николая (Соловья), которому усваивался титул «всея Южныя Америки». Н. Соловей посетил Париж, где имел встречу с протоиереем Соколовским. Однако усилия «парижских обновленцев», направленные на захват церковной собственности Православной Российской Церкви во Франции (общая стоимость которой тогда оценивалась около 100 млн фр. франков), не увенчались успехом. 5 апреля 1928 г. Первая палата гражданского трибунала департамента Сены отменила постановление от 22 октября 1924 г. об аресте русской церковной собственности. Недовольный Соколовский обвинил посла СССР во Франции Довгалевского в пассивности, и представитель советской стороны подал кассационную жалобу, но в апреле 1930 г. кассация была отклонена.

 

 

Что же касается дальнейшей судьбы о. Сергия Соколовского, то в январе 1932 г. он обратился в Московскую Патриархию с просьбой о возвращении ему священного сана, которого он был лишен по постановлению Карловацкого Синода от 17/30 декабря 1924 г. Митрополит Литовский Елевферий (Богоявленский) направил на имя митрополита Сергия (Страгородского) соответствующий рапорт, по которому 3 февраля 1932 г. состоялось решение Синода Московской Патриархии: постановление карловацкого Синода было признано недействительным, а судьба священника Соколовского была предоставлена архипастырскому усмотрению митрополита Елевферия. Известно также, что незадолго до своей смерти, последовавшей в 1934 г. протоиерей Сергий Соколовский присоединился к Католической Церкви и стал служить по восточному обряду.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мне интересны мотивы перехода Соколовского в католичество. П.Е. Ковалевский по этому вопросу высказывается вполне однозначно: "чтобы окончательно всем насолить". Но неужели о. Сергий был таким бессовестным и беспринципным человеком? Не был ли переход плодом более-менее продолжительного духовного поиска?

 

Еще один момент. Ковалевский указывает, что хоронили о. Сергия по латинскому обряду. Из его сообщения складывается впечатление, будто прот. Соколовский перешел в латинский обряд. Но может, просто во Франции или конкретнее, в Париже не было греко-католических священников? Кстати, а служил он случайно не в этом храме?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Еще один момент. Ковалевский указывает, что хоронили о. Сергия по латинскому обряду. Из его сообщения складывается впечатление, будто прот. Соколовский перешел в латинский обряд. Но может, просто во Франции или конкретнее, в Париже не было греко-католических священников? Кстати, а служил он случайно не в этом храме?

Если верить этому и вот этому текстам, то он присоединился к КЦ в Литве незадолго до свой смерти и служил в восточном обряде. И скончался он тоже в Литве. Так что Париж, ИМХО, ни при чем
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да, точно, я же и сам читал про Литву... Переклинило насчет Парижа.:) Так а каково было положение греко-католиков в Литве того времени? Много ли их было?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Извините, поофтоплю, просто чтением темы навеяло : вот же вы загоняетесь католичеством, православием и пр. Христиане?- Христиане. Верите в Христа-Бога? Верите. Что еще надо?

 

И я такая была. И не понимаю сейчас себя, ту, которая была.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Христиане?- Христиане. Верите в Христа-Бога? Верите.

Вы спасены! Аллилуйя!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А вы нет? Тогда за что же страдал Христос?

 

(не для полемики, в качестве ответа на Вашу реплику)

Изменено пользователем Маричка
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если верить этому и вот этому текстам, то он присоединился к КЦ в Литве незадолго до свой смерти и служил в восточном обряде. И скончался он тоже в Литве.

Существует мнение о том, что переезд Соколовского в Литву весьма сомнителен: едва ли литовское правительство позволило бы въехать на территорию своего государства известному советскому агенту.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...