Перейти к содержанию

Разрыв традиции, неофиты и образ “польской церкви”


Neta
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

о. Здислав Шманьда (Орден Проповедников) - об особенностях католичества в России

6Hlken1nd_o-620x264.jpg

 

Сравнивать католичество в России я могу только с Польшей. Конечно, бросается в глаза разрыв христианской традиции, который произошел здесь. В Польше даже при коммунистах была возможность более или менее нормальной жизни Церкви. И литургия, и катехизис, и благотворительность, и христианские движения — все было. Даже те, кто ходил лишь некоторое время и потом уходил — и для них это не проходило даром; этот период оставался в их жизни, и на духовном, и на культурном уровнях; у этого все равно были плоды.

 

В России, конечно, много неофитов. Это и те, кто крещен только что, и те, кто был крещен когда-то — но только крещен, больше ничего. И начальное рвение неофитов — сильная сторона нашей Церкви здесь. Как говорил Максим Грек — “ревность по Боге”.

Бывает, что приходят заинтересованные люди, но пока готовятся к крещению, или сразу после него, исчезают. Опять же: уверен, что и эти семь-восемь месяцев подготовки непременно дадут плоды.

 

Почему они уходят? Думаю, основных причин две. Во-первых, это особенность современного менталитета, так называемый “религиозный супермаркет”, когда люди приходят туда, где им “нравится”. Во-вторых, есть некоторые проблемы с понятием верности. И как следствие — потребительский подход.

 

Есть и другие причины, общественного плана. Те удары, которые обрушились на Россию в 20 веке, можно без преувеличения называть антропологической катастрофой. Каковы следствия? Очень низкий уровень доверия, слабые связи между людьми. Проблемы с тем, чтобы увидеть смысл своего труда, а не просто зарабатывать деньги.

Коммунизм был сумасшедшей системой, но там все же была система ценностей. А теперь для многих никакой системы нет. Только потребительский подход.

 

С тем, что люди ставят знак равенства между католичеством и польскостью, я встречаюсь нечасто, но такие случаи бывают. Иногда люди спрашивают, польская ли это церковь.

 

Но на самом деле и этот забавный образ иногда дает хорошие плоды. Например, в случае с людьми, у которых были католиками бабушки или дедушки. Для некоторых это становится отправной точкой их поиска. Люди знают, что родственники были католиками, да и их самих, возможно, крестили в детстве. И они задумываются — а может, это не только этикетка? Может, в этом есть что-то, что я ищу? К тому же и родственники могли передать что-то, даже если и ничего не говорили. Бог может использовать любую возможность, которую мы даем Ему.

 

о. Здислав Шманьда OP

Источник: Русские католики

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Во-вторых, есть некоторые проблемы с понятием верности. И как следствие — потребительский подход.

Полностью согласна! Вот просто на 200%

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А в чем, на ваш взгляд, он выражается?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Так что ж вы хотите от людей, которые, выбрав Католическую Церковь, нарушили верность Русской Православной Церкви, в которой были крещены, или идеалам светского общества, в котором были воспитаны? -_-

Тут уж нужно определиться, потребительский подход или духовный поиск.

Меня эта... ммм... неровность смущала даже в период самого ярого неофитства. Но кто-то на форуме (кажется, Амтаро, но боюсь соврать) объяснил мне популярно: когда духовный поиск приводит в Католическую Церковь, он хорошо, а когда он уводит из Католической Церкви, то он плохо... :rolleyes: Я аргумент этот поняла, но как его внешне отличить от готтентотской этики - не поняла.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А в чем, на ваш взгляд, он выражается?

В том, что человек уходит из Церкви, если ему вдруг становится некомфортно, или он не находит того, на что рассчитывал - например, эмоционального подъема, теплых дружеских отношений с другими прихожанами (список можно расширить). Это все само по себе прекрасно и немаловажно, но когда это ставится во главу угла - вот это и есть потребительский подход. ИМХО.

 

Так что ж вы хотите от людей, которые, выбрав Католическую Церковь, нарушили верность Русской Православной Церкви, в которой были крещены, или идеалам светского общества, в котором были воспитаны? -_-

Ну, идеалам светского общества на верность обычно не присягают, так что они тут вообще ни при чем. Если принадлежность к РПЦ была чисто формальной (как у большинства в нашей стране) - этот пример тоже мимо. Если же нет, то здесь имеет значение, на мой взгляд, почему человек оттуда ушел.

 

Тут уж нужно определиться, потребительский подход или духовный поиск.

По-моему, это очень просто. Если метания человека из религии в религию или из конфессии в конфессию обусловлены поисками истины - то это духовный поиск. В таком случае, даже если человек уходит из КЦ, его нельзя обвинить конкретно в потребительском подходе.

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну, идеалам светского общества на верность обычно не присягают, так что они тут вообще ни при чем.

В большинстве случаев нет, но есть, скажем, некая система ценностей, которую человек для себя принимает.

Грубый пример: человек считает, что никакое насилие над другим человеком недопустимо. Присоединяясь к Церкви, он вместе со всеми начинает считать, что если человек не верит в Бога, или верит не так, как "надо", то можно унижать его разум, его духовную жизнь, прикапываться к его мотивации. Потому что ему объяснили, что вера важнее, и тот, кто верит, не может быть не прав, а кто не верит - либо нравственно, либо умственно неполноценен.

Пример более тонкий: человек считает, что ничего нельзя принимать на веру, ради истины. Он приходит в Церковь и принимает кучу вещей на веру.

То есть в большинстве случаев человек в своём сердце так или иначе "присягает" каким-то ценностям.

Я лет до 15 была вполне осознанной атеисткой. И при случае исповедовала это (случаев было немного). Не помню, чтобы я унижала верующих, хотя дело было давно, могла забыть. Изменила ли я своей "присяге", когда пришла в Церковь?

Если принадлежность к РПЦ была чисто формальной (как у большинства в нашей стране) - этот пример тоже мимо. Если же нет, то здесь имеет значение, на мой взгляд, почему человек оттуда ушел.

Тут как раз обратная ситуация, ценностей нет, а вот присяга-то была, при крещении.

Но, в принципе, я согласна. Имеет значение, почему ушёл. Только очень трудно судить об этом "извне". Может, и не надо?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Насколько я помню, все люди через Крещение в РПЦ таким образом получают частичное общение с КЦ. И , возможно, именно благодаря этой благодати, получают желание присоединиться к Католической Церкви, войти в полное с ней общение.
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 4 недели спустя...

.....С тем, что люди ставят знак равенства между католичеством и польскостью, я встречаюсь нечасто, но такие случаи бывают. Иногда люди спрашивают, польская ли это церковь....

 

До чего достало слово "костел" вместо храм или церковь, достали вопросы, что не поляк ли я, раз католик.... Я вообще не славянин, а финн+карел. Ощущения такие же, как если я изгой какой то....

Иногда приходится уходить в молитву, чтобы не злиться, по несовершенству моему, на "полячизацию" всего, что католическое у нас в городе.

А вообще то, я благодарен той бабуле- католичке с польской фамилией, что крестила меня в младенчестве, потому что однажды попал в беду, и Бог вывел меня из ней, как только я вспомнил, что надо идти к Нему, в храм... Так что я благодарен тем выходцам из Польши, что основали наш приход.

Спасибо!

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...