Перейти к содержанию

О некоторых пасхальных обычаях


 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Крашеные яйца, куличи... Так у нас повелось, что мы (во всяком случае, православные) уже и не представляем пасхальное торжество без этих привычных атрибутов праздника: наступила Пасха - надо освятить; причем далеко не всегда отдаем себе отчет в смысле этого обычая, заключающемся в благословении Церкви на вкушение скоромной пищи. К сожалению, и это не секрет, для многих посещение храма в день Пасхи ограничивается этим самым освящением, тогда как богослужение их интересует мало.

 

Впрочем, все вышесказанное хорошо известно, проблема захожан по-прежнему остается актуальной, выявляя если не отсутствие, то недостаточность миссионерской деятельности в Русской Православной Церкви, а мне хотелось бы поговорить еще и о другом. Пасха ведь - не только праздник, это еще и сладкое вкусное кушанье. Теперь внимание, вопрос: откуда взялся обычай называть творожное блюдо так же, как и праздник? Собственно, странного тут ничего нет.Вспомним Евангелие, где говорится о "вкушении пасхи". Ясно, что речь там идет о праздновании ветхозаветного песаха, во время которого все иудеи закалывали и ели пасхального ягненка с горькими травами, вспоминая день избавления из египетского рабства. Однако ветхозаветный агнец - лишь прообраз берущего грех мира Агнца новозаветного. Потому-то апостол Павел называет Христа "Пасхой нашей" (1 Кор 5:7). В свете этого вполне понятно и напоминание Типикона о том, что "сицевы?й мяс и набе?лу прино?с, не есть па?сха, ниже а?гнец, я?коже не?цыи глаго?лют и прие?млют, и ему? со вся?ким гове?нием, я?коже не?коей святы?ни причаща?ются, но просто?е приноше?ние; не а?ки бо сие? в же?ртву Бо?гу приноси?тися и?мать, но то?кмо да начина?ющим по посте? мя?со и сыр я?сти, от иере?я предложе?нными моли?твами в снедь благослове?но бу?дет: па?сха бо Сам Христо?с есть, и А?гнец, Взе?мляй грехи? ми?ра, на олтаре? в Безкро?вной Же?ртве, в Пречи?стых Та?йнах Честна?го Те?ла и Животворя?щия Кро?ве Своея?, от иере?я Бо?гу и Отцу? Приноси?мый, и Тому? досто?йно причаща?ющиися, и?стинную ядя?т па?сху".

 

Конечно, сейчас едва ли кто-то относится к куличам или пасхам как к великой святыне, и тем не менее я невольно задумался: нет ли в таком именовании блюда элемента невежества или даже кощунства? Нет ли умаления подлинной Пасхальной Святыни? Надо отметить, что до сих пор во многих православных храмах сохраняется обычай не допускать мирян к причастию в праздник Пасхи и на Светлой седмице. Так не связано ли такое смещение акцентов с невозможностью вкушать Подлинную Пасху?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У нас все это на втором месте после Мессы. :)

И отец читал молитву из Требника об освящении отдельно - хлеба, мяса, соли и яиц.

А перед этим говорил, что "едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию» 1Кор.10

Многие приносят на освящение и вино.

 

А не допускать к Причастию во время Пасхи ...это вообще... :o

Изменено пользователем Helena
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

//Надо отметить, что до сих пор во многих православных храмах сохраняется обычай не допускать мирян к причастию в праздник Пасхи и на Светлой седмице.//

 

Да уж, странно. Католик - более того - обязан причаститься именно в Пасхальное время.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

//Надо отметить, что до сих пор во многих православных храмах сохраняется обычай не допускать мирян к причастию в праздник Пасхи и на Светлой седмице.//

 

Да уж, странно. Католик - более того - обязан причаститься именно в Пасхальное время.

До п. Алексия II такое было повсеместно. Не только на Пасху, но на все большие праздники Чашу к народу вообще не выносили. Священники, которые критиковали этот обычай, объясняли его генез банальной ленью духовенства.

Изменено пользователем Amtaro
  • Like 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 месяца спустя...

И отец читал молитву из Требника об освящении отдельно - хлеба, мяса, соли и яиц.

А какой в освящении смысл, если католики Великим постом от этих продуктов не воздерживаются?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А какой в освящении смысл, если католики Великим постом от этих продуктов не воздерживаются?

От хлеба и соли? :D

Смысл Великого поста ведь не в воздержании от каких-то продуктов.

Многие воздерживаются, а вообще каждый выбирает для себя - какое постановление он возьмет, чтобы измениться в сердце.

 

А освящают - потому, что "едите ли, пьете ли или (иное) что делаете, все делайте в славу Божию" 1 Кор.10:31

 

Обычно все это складывают в красивую корзину и даже ставят туда вино. :)

 

67zAl3QER-I.jpg

Изменено пользователем Helena
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А освящают - потому, что "едите ли, пьете ли или (иное) что делаете, все делайте в славу Божию" 1 Кор.10:31

Это, конечно, правильно. Но почему тогда именно на Пасху?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Но почему тогда именно на Пасху?

Великий праздник, все творение ликует! Почему бы и нет? :)
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...