Владимир М. Опубликовано 20 апреля, 2014 Поделиться Опубликовано 20 апреля, 2014 Крашеные яйца, куличи... Так у нас повелось, что мы (во всяком случае, православные) уже и не представляем пасхальное торжество без этих привычных атрибутов праздника: наступила Пасха - надо освятить; причем далеко не всегда отдаем себе отчет в смысле этого обычая, заключающемся в благословении Церкви на вкушение скоромной пищи. К сожалению, и это не секрет, для многих посещение храма в день Пасхи ограничивается этим самым освящением, тогда как богослужение их интересует мало. Впрочем, все вышесказанное хорошо известно, проблема захожан по-прежнему остается актуальной, выявляя если не отсутствие, то недостаточность миссионерской деятельности в Русской Православной Церкви, а мне хотелось бы поговорить еще и о другом. Пасха ведь - не только праздник, это еще и сладкое вкусное кушанье. Теперь внимание, вопрос: откуда взялся обычай называть творожное блюдо так же, как и праздник? Собственно, странного тут ничего нет.Вспомним Евангелие, где говорится о "вкушении пасхи". Ясно, что речь там идет о праздновании ветхозаветного песаха, во время которого все иудеи закалывали и ели пасхального ягненка с горькими травами, вспоминая день избавления из египетского рабства. Однако ветхозаветный агнец - лишь прообраз берущего грех мира Агнца новозаветного. Потому-то апостол Павел называет Христа "Пасхой нашей" (1 Кор 5:7). В свете этого вполне понятно и напоминание Типикона о том, что "сицевы?й мяс и набе?лу прино?с, не есть па?сха, ниже а?гнец, я?коже не?цыи глаго?лют и прие?млют, и ему? со вся?ким гове?нием, я?коже не?коей святы?ни причаща?ются, но просто?е приноше?ние; не а?ки бо сие? в же?ртву Бо?гу приноси?тися и?мать, но то?кмо да начина?ющим по посте? мя?со и сыр я?сти, от иере?я предложе?нными моли?твами в снедь благослове?но бу?дет: па?сха бо Сам Христо?с есть, и А?гнец, Взе?мляй грехи? ми?ра, на олтаре? в Безкро?вной Же?ртве, в Пречи?стых Та?йнах Честна?го Те?ла и Животворя?щия Кро?ве Своея?, от иере?я Бо?гу и Отцу? Приноси?мый, и Тому? досто?йно причаща?ющиися, и?стинную ядя?т па?сху". Конечно, сейчас едва ли кто-то относится к куличам или пасхам как к великой святыне, и тем не менее я невольно задумался: нет ли в таком именовании блюда элемента невежества или даже кощунства? Нет ли умаления подлинной Пасхальной Святыни? Надо отметить, что до сих пор во многих православных храмах сохраняется обычай не допускать мирян к причастию в праздник Пасхи и на Светлой седмице. Так не связано ли такое смещение акцентов с невозможностью вкушать Подлинную Пасху? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Helena Опубликовано 20 апреля, 2014 Поделиться Опубликовано 20 апреля, 2014 (изменено) У нас все это на втором месте после Мессы. И отец читал молитву из Требника об освящении отдельно - хлеба, мяса, соли и яиц.А перед этим говорил, что "едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию» 1Кор.10Многие приносят на освящение и вино. А не допускать к Причастию во время Пасхи ...это вообще... Изменено 20 апреля, 2014 пользователем Helena 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
dima_r Опубликовано 20 апреля, 2014 Поделиться Опубликовано 20 апреля, 2014 //Надо отметить, что до сих пор во многих православных храмах сохраняется обычай не допускать мирян к причастию в праздник Пасхи и на Светлой седмице.// Да уж, странно. Католик - более того - обязан причаститься именно в Пасхальное время. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Amtaro Опубликовано 20 апреля, 2014 Поделиться Опубликовано 20 апреля, 2014 (изменено) //Надо отметить, что до сих пор во многих православных храмах сохраняется обычай не допускать мирян к причастию в праздник Пасхи и на Светлой седмице.// Да уж, странно. Католик - более того - обязан причаститься именно в Пасхальное время.До п. Алексия II такое было повсеместно. Не только на Пасху, но на все большие праздники Чашу к народу вообще не выносили. Священники, которые критиковали этот обычай, объясняли его генез банальной ленью духовенства. Изменено 20 апреля, 2014 пользователем Amtaro 3 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Владимир М. Опубликовано 21 июня, 2014 Автор Поделиться Опубликовано 21 июня, 2014 И отец читал молитву из Требника об освящении отдельно - хлеба, мяса, соли и яиц.А какой в освящении смысл, если католики Великим постом от этих продуктов не воздерживаются? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Helena Опубликовано 21 июня, 2014 Поделиться Опубликовано 21 июня, 2014 (изменено) А какой в освящении смысл, если католики Великим постом от этих продуктов не воздерживаются?От хлеба и соли? Смысл Великого поста ведь не в воздержании от каких-то продуктов.Многие воздерживаются, а вообще каждый выбирает для себя - какое постановление он возьмет, чтобы измениться в сердце. А освящают - потому, что "едите ли, пьете ли или (иное) что делаете, все делайте в славу Божию" 1 Кор.10:31 Обычно все это складывают в красивую корзину и даже ставят туда вино. Изменено 21 июня, 2014 пользователем Helena Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Владимир М. Опубликовано 22 июня, 2014 Автор Поделиться Опубликовано 22 июня, 2014 А освящают - потому, что "едите ли, пьете ли или (иное) что делаете, все делайте в славу Божию" 1 Кор.10:31Это, конечно, правильно. Но почему тогда именно на Пасху? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Helena Опубликовано 22 июня, 2014 Поделиться Опубликовано 22 июня, 2014 Но почему тогда именно на Пасху?Великий праздник, все творение ликует! Почему бы и нет? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Рекомендуемые сообщения
Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь
Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий
Создать учетную запись
Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!
Регистрация нового пользователяВойти
Уже есть аккаунт? Войти в систему.
Войти