Перейти к содержанию

Богослужение Крестного пути: история и значение


Neta
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Улица Via Dolorosa в Иерусалиме, по которой идут паломники, совершая богослужение Крестного Пути, не носит исторического характера. Несмотря на то, что многочисленные гиды и благочестивые христиане будут рассказывать о тех или иных постройках встречающихся на торговых улочках Старого города, трудно найти в многократно разрушавшемся и вновь отстаивавшемся городе строения, сохранившиеся со времен Христа. Впрочем, давайте попробуем присмотреться к камням и зданиям, встречающимся на пути пилигримов. Поверьте, нас ждем много интересного.

Одной из главных, но так и не разрешенных загадок, является ответ на вопрос, где же находился Преторий, в котором Понтий Пилат вершил суд над Иисусом. Никаких точных указаний на локализацию этого места нет. Мы можем только предполагать, и вариантов существует как минимум три. Дело в том, что основанная резиденция римского наместника Понтия Пилата находилась в Кесарии (Caesarea Martima - Кесария Приморская) во дворце Ирода Великого. В Иерусалим прокуратор приезжал лишь на большие иудейские праздники. Чтобы лично контролировать ситуацию в городе, в котором собирались десятки тысяч пилигримов со всего света.

 

via_crucis02.jpg

 

Где же останавливался Пилат? Есть три варианта. Первый - это бывший дворец царя Ирода, остатки которого, под названием цитадель Давида (или башня Давида), мы можем видеть в современном Иерусалиме рядом с Яффскими воротами. Второй вариант - это дворец Хасмонеев, располагавшийся рядом с Храмовой горой. Локализовать его на сегодняшний день не представляется возможным. Однозначно можно сказать лишь одно - он находился где-то на территории современного Еврейского квартала. Есть даже версия, что там, где сейчас стоят развалины католической церкви святой Марии Немецкой, колыбели тевтонского ордена. Версия не опирается ни на одном археологическом доказательстве, но близка сердцу католиков, согласитесь. Многим исследователям именно эти два варианта кажутся правдоподобными. Об этих местах пишут и христианские пилигримы древних времен. Однако, сложилось так, что в современной традиции Преторий ассоциируется с крепостью Антония, где и начинают богослужение Крестного Пути современные паломники.

Рассказ о дворце Ирода и уж тем более о поисках дворца Хасмонеев очень увлекателен, но все же, предлагаю сосредоточить свое внимание на крепости Антония и окружающих ее местах.

 

Крепость Антония, названная так Иродом Великим, в честь римского триумвератора Марка Антония, возвышалась над северо-западным углом Храмовой горы и позволяла наблюдать над тем, что происходит на территории святыни. Впрочем, царь Ирод лишь перестроил ранее существовавшую на этом месте крепость Барис, построенную еще при Хасмонеях. На иврите е название звучало как Бира, что переводится как “цитадель”; на современном иврите это слово значит “столица”. Впрочем, существуют весьма обоснованные предположения, что крепость располагалась здесь гораздо раньше. О ней упоминает пророк Неемия (Неем 2,8), а пророк Иеремия называет ее башней Анамеила (Иер 31,38).

 

Во времена Христа в Антонии располагался римский гарнизон, наблюдавший за порядком в Храме. Иосиф Флавий достаточно подробно описывает крепость в своей книге “Иудейская война” (5,5, 8): “Замок Антония с двумя галереям и на внешней храмовой площади, западной и северной, образовывал угол. Построен он был на отвесной со всех сторон скале, вышиной в пятьдесят локтей. (…) Прежде всего скала от самой своей подошвы была устлана гладкими каменными плитами, отчасти для украшения, отчасти же для того, чтобы пытавшийся вскарабкаться наверх или слезать вниз, соскальзывал с нее. Затем перед самым зданием замка подымалась на три локтя стена, внутри которой сам замок возвышался на сорок локтей.

 

Внутренность отличалась простором и устройством дворца; она разделялась на разного вида и назначения покои, на галереи, бани и просторные царские палатки, так что обстановка со всеми удобствами придавала замку вид города, а пышность устройства - вид царского дворца. В целом он имел форму башни, но на своих четырех углах опять был обставлен четырьмя башнями, из которых две были пяти десяти локтей вышины, а две другие, а именно, нижняя и восточная, - семидесяти, так что с них можно было обозревать всю храмовую площадь. Там, где замок соприкасался с храмовыми галереями, от него к последним вели лестницы, по которым солдаты квартировавшего всегда в замке римского легиона вооруженными спускались вниз, чтобы разместившись по галереям, надзирать за народом в праздничные дни с целью предупреждать мятежные волнения.”

 

Разглядеть среди современных построек крепость весьма тяжело. Что не удивительно. Ее разрушали, а на ее месте неоднократно возводили новые строения. В начале ХХ века францисканец о. Барнаба Майстерманн, а затем и доминиканец о. Луи-Гуго Винцент пытались реконструировать расположение крепости Антония. Не смотря на небольшие отличия их версий, они оба считали, что крепость представляла собой обширный четырехугольник, на территории которого ныне расположены монастырь Сестер Сиона, монастырь Бичевания, принадлежащий францисканцам и строения, принадлежащие мусульманам. Эта версия была широко распространена до недавнего времени среди ученых и до сих пор популярна у гидов и благочестивых паломников. Археологические открытия, казалось, лишь подтверждали ее истинность.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Начать, пожалуй, стоит с самой известного археологического артефакта этого района - арки Ecce Homo (Се, Человек). Согласно распространенной версии, которую часто можно услышать из уст экскурсоводов и прочитать в набожных книжках, Пилат показал толпе окровавленного после бичевания Христа.

В действительности, упоминания о ней в паломнической литературе встречаются лишь с XIV века. Первоначально, описывая ее, пилигримы писали о двух вмурованных в арку широких, белых четырехугольных камнях, на которых некогда друг против друга стояли или сидели Пилат и Христос, во время допроса. Во второй половине XVI века уже появляются упоминания о надстройке над аркой с четырехугольной продолговатой комнатой с тремя окнами. Тогда же появляется новая благочестивая легенда о том, что именно в эти окна показывал толпе избитого Христа Пилат, говоря “Се, Человек”. В это же время арка получает свое современное название Ecce Homo.

В 1856 году территория, прилегающая к арке, была приобретена под строительство монастыря Конгрегации Сестер Сионской Богоматери. Эта женская монашеская община была основана двумя принявшими христианство евреями братьями Альфонсом и Теодором Ратисбоннами.

Во время раскопок оказалось, что арка состоит из трех частей. Значительная часть главного, центрального, прохода находится на улице, северный находится в базилике Ecce Homo, построенной архитекторами Моссом и Доме и удачно вписан в ее алтарную часть, а южный скрыт под постройками, принадлежащими мусульманам и, вероятнее всего, уже не существует. Предполагалось, что эта трехчастная арка была входными воротами, ведущими в крепость Антония.

В записках паломников XIX века сообщается, что на камнях арки можно было прочитать греческие и латинские надписи, такие, как например “Распни Его”. Некоторые буквы сохранились и до наших дней.

via_crucis03.jpg

 

Пересмотреть версию о принадлежности арки к претории заставила латинская надпись: “CAMCOL”, которую исследователь Краффт идентифицировал как Colonia Aelia Magna Capitholina. Дальнейшее изучение местности показали, что первоначально арка не была связана ни с одним из строений и свободно стояла на большой площадке.

Вероятнее всего, она была возведена в 135 году и была триумфальной аркой на форуме при входе в Элию Капитолину. Так называлась колония на месте покоренного Иерусалима, отстроенная по приказу императора Адриана для римских ветеранов с семьями. Названа она была в честь самого императора - Публия Элия Адриана и Каптолийской Триады богов (Юпитера, Юноны и Минервы), именно в честь них воздвигли тогда новую святыню на Храмовой горе.

Впрочем, существуют мнения, что эта арка была сооружена во времена Константина Великого в IV веке или даже позже, т.к. о ее существовании ни разу не упоминают авторы самых древних путевых записок о паломничестве в Иерусалим (Бордоский пилигрим, Феодосий, Аркульф и др.).

В начале 30-х годов прошлого века доминиканец о. Луи-Гуго Винсент вместе с сестрой Марией Алиной из конгрегации Сестер Сионской Богоматери начали раскопки под зданием монастыря Ecce Homo и обнаружили там прямоугольные каменные плиты мостовой ок. 2 м. длины, 1,5 м. ширины, располагающиеся на площади почти 2 000 кв. метров. Часть плит была обнаружена и на территории стоящего рядом францисканского монастыря Бичевания. Отец Луи датировал эти плиты началом I века и предположил, что они составляли часть внутреннего двора крепости Антонии и являлись евангельским Лифостротоном.

Эта хорошо сохранившаяся мостовая доступна сейчас в крипте монастыря Ecce Homo. Вдоль нее продолблены водостоки, для сбора дождевой воды, ведущие к цистерне, располагающейся ниже. Во многих местах выбиты насечки, сделанные для того, чтобы по ним не скользили кони.

Ну, чем не Лифостротон или в переводе с греческого “мощеное место”? На некоторых плитах в северо-восточном углу крипты сохранились глубоко процарапанные рисунки, представляющие геометрические фигуры, служившие для игр. На одной из плит изображен круг, разделенный на секторы, рядом - небольшой квадрат и меньший круг с нацарапанной греческой буквой “B”. Как пишут, это разметка для игры в “Царя”, упомянутая буква обозначает слово базилевс (царь). Проигравший в эту игру именовался “царем” и получал от коллег подзатыльники и другие “почести”. Впрочем, говорят, что можно было посадить вместо себя на “трон” раба или несчастного узника. Насколько это соответствует действительности, сказать сложно. Но история в купе с рисунком очень напоминает события, описанные в Евангелии.

Увы, раскопки, проведенные в 70-х годах прошлого века под руководством еще одного доминиканца о. Пьера Мориса Бенуа и исследования при реконструкции монастыря Ecce Homo в 80-х годах, показали, что плиты датируются первой половиной II века и являются, не частью Лифостротона, а фрагментами мощеного форума римской Элии Капитолины. Были подвержены изменению и датировки каменой стены, которая видна до сих пор на территории францисканского монастыря Бичевания у церкви Осуждения. Водохранилища, находящиеся под монастырем Ecce Homo, считавшиеся остатками бассейна Струтион, тоже теперь относят ко временам императора Адриана.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вероятнее всего, крепость Антония, стоявшая на скале, была гораздо уже, чем ее до сих пор изображают на различных картах. Как пишет Иосиф Флавий ее граница проходила по рву, который отделял крепость от горы Бецеты, лежавшей на севере. Существует предположение, что на месте рва сейчас и пролегает улица именуемая Via Dolorosa. Эта дорога, по-видимому, устроена во времена императора Адриана.

Так или иначе, позволяет идентифицировать положение крепости Антония скальная масса объемом от 45 до 120 кв. м, которая возвышается на несколько метров выше северо-западного угла площадки Храмовой горы. Часть этой скалы, видна внутри армянского магазинчика, расположенного на Via Dolorosa, напротив францисканского монастыря. Хозяин с радостью вам ее покажет, правда, ту же попытается вам всучить что-нибудь из своих товаров.

Вероятнее всего крепость Антония располагалась на территории, занимаемой ныне медресе Эль Омарийя. Именно здесь начинается богослужение Крестного Пути, совершаемое каждую пятницу францисканцами. Двери в мусульманскую школу почти всегда закрыты, попасть туда можно только с францисканцам. С широкого мощеного внутреннего двора открывается вид на Храмовую гору. Во дворе также можно увидеть фрагменты скалы. В силу известных причин археологические исследования в настоящее время здесь невозможны.

Здесь ли проходил суд Пилата, неизвестно. Как было уже сказано, христианские паломники в своих записках локализовали Преторию в разных местах. Но есть два интересных аргумента, выступающих именно за крепость Антония. В Евангелии место, где был осужден Христос именуется Лифостротон, что значит “мощеное место”, или Гаввафа (Ин 19, 13), в переводе на русский “возвышенное место”. Чем не скала, на которой находится крепость Антония?

В Риме, рядом с Латеранским собором расположена церковь, где хранится Святое крыльцо (Santa Scala), лестница по которой взошел Христос на суд к Пилату. Согласно преданию ее привезла из Иерусалима святая Елена. Как пишет Николай Маккавейский в своей “Археология истории страданий Господа Иисуса Христа”, она была привезена именно с крепости Антония.

Впрочем, крепость Антония, в любом случае, - дорога к сердцу христианина. Согласно книге Деяний (Деян. 21-23), сюда был приведен апостол Павел, вырванный из рук рассвирепевших иудеев, считавших, что он бесчестит Храм. В память об этом событии в часовне Бичевания, что во дворе францисканского монастыря, расположенного напротив медресе Эль Омарийя, установлен алтарь, посвященный Апостолу Павлу.

Часовня Бичевания стоит на месте, где, согласно средневековой традиции, Иисус был бит римскими солдатами, по приказу Пилата. Некогда здесь располагалась часовня, построенная во времена крестоносцев. Ее фрагменты сохранились до сего дня. Еще в начале XVII века, по свидетельствам очевидцев, часовня была цела и сохранялась в хорошем состоянии. Однако впоследствии Мустафа Бей, сын правителя Иерусалима, переделал ее в конюшню, а затем здесь был устроен магазин мануфактуры. Ибрагим-паша в 1838 году передал пришедшее в ветхость строение францисканцам, которые год спустя отреставрировали ее на пожертвования герцога баварского Максимилиана. В 1929 году она была перестроена архитектором Антонио Барлуцци. Ангел над входом в церковь сделан по проекту Мастроянни. Три прекрасных витража, с изображением сцены Бичевания, Пилата умывающего руки и торжествующего Варравы, расположенные под арками, на которых держится свод, были сделаны Л. Пикчарини по эскизам Д. Камбеллотти. Сам свод украшен потрясающим мозаичным изображением тернового венца. Дарохранительница и светильник рядом с ней созданы А. Миструцци.

Путешествие по предполагаемой крепости Антония хочется закончить у греческого православного монастыря, примыкающего к церкви Ecce Homo. Под ним находится несколько пещер, которые некогда использовались как хлев, о чем говорят отверстия в стенах. С 1911 года здесь показывают каменную пещеру Христа (когда - то в ней находились и цепи и дыба). Однако никакого археологического и исторического подтверждения эта традиция не имеет.

Столь ли важна историческая достоверность мест, вдоль которых мы проходим во время молитвы? Мне кажется, что нет. Богослужение крестного пути должны перенести нас несколько в иное измерение, где не столь важна аутентичность камней. А вот трезвое и не экзальтированное отношение к святыням, которые мы встречаем при посещении Святых мест, может помочь однозначно.

Михаил Фатеев

Мир и Добро

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 7 лет спустя...

2.jpg

 

Богослужение Крестного пути: история и значение

 

Крестный путь – это характерное для Великого поста богослужение, древняя благочестивая практика, очень любимая и переживаемая многими верующими, не просто собирающая миллионы человек, но действительно завоевывающая их сердца. Эта практика, сохранившаяся на христианском Западе, характерна для традиции именно Католической Церкви, но также весьма распространена и среди англикан. В этой статье мы остановимся на истории становления этой традиции, на том, как выглядит Крестный путь, и рассмотрим ряд моментов, связанных с этим богослужением.

 

Прежде всего, надо начать с того, к чему восходит эта благочестивая практика, то есть, с евангельской истории. В том, что касается народного благочестия, очень много обрядов и традиций принято связывать с Пресвятой Богородицей. Так, считается, что у истоков Крестного пути стоит Матерь Божия, Которая после Страстей Христовых, после Его Воскресения ходила по Иерусалиму, по местам страданий Своего Сына. Но большинство исследователей склоняется к тому, что эта традиция сформировалась позже. Хотя нельзя отрицать, что в Иерусалиме уже первые христиане почитали святые места, связанные со Страстями Господа Иисуса, держали их в памяти, охотно показывали своим единоверцам и ходили по ним сами. С этим почитанием связан также факт обретения Святого Креста Господня.

 

Важно то, что традиция почитания мест, связанных со Страстями Господними, была жива в Иерусалиме. И верующие продолжали всей общиной вспоминать и переживать один раз в год, в Страстную Пятницу, страдания Господа нашего Иисуса Христа. Ходили по этим местам, с плачем вознося молитвы. На Пасху прибывали паломники. Одно из древнейших свидетельств такого паломничества оставила нам Эгерия. Она очень подробно описывает в дошедшем до нас письме, датируемом 381-384 гг., свое путешествие, паломничество, все обряды и традиции, которые были характерны для Иерусалима. И там мы можем найти описание практики, имеющей много общего с Крестным путем. Паломников со временем становилось больше, особенно почитание Страстей Христовых и количество паломников в Иерусалиме увеличилось к концу XI – началу XII вв. после завоевания Гроба Господня крестоносцами. И люди старались найти святые места, пройти по ним и максимально точно зафиксировать.

 

Однако традиции были разные, и какой-то четкой организации или литургического обустройства такого всенародного почитания не было. Лишь в 1294 г. паломник-доминиканец Рикольдо да Монтекроче описывает свое паломничество ко Гробу Господню и говорит, что он совершил его по тому пути, по которому восшел Христос, неся крест. В этом описании он представляет различные моменты своего пути, в котором подражает Иисусу Христу и называет это stationes, «стояниями». В частности, такими стояниями отмечались места, где Иисус был приговорен к смерти, встретился с плачущими женщинами, где Симона Киринеянина заставили помочь Иисусу нести крест, и другие описанные в Евангелии события, о которых сохранилась память вплоть до смерти Иисуса на кресте.

 

В середине XIV века происходит очень важное событие в жизни Святой Земли – туда прибывают францисканцы, которым вверяется духовное попечение над местами Страстей Господних в Иерусалиме. И тогда все начинает оформляться. Больше фиксируются места стояний. Первоначальная традиция однозначна – для того, чтобы пройти Крестным путем, нужно отправиться в Иерусалим и там физически, своими ногами пройти по следам Спасителя. Францисканцы отличались человечностью и отзывчивостью к людским нуждам. Они понимали, что далеко не всем по силам такое паломничество в Святую Землю и осуществление этого духовного подвига хотя бы один раз в жизни. Для тех людей, которые почитали Страсти Христовы, но не могли отправиться в Иерусалим или повторно совершить паломничество в Святую Землю, монахи старались организовать в духовном единении такие Крестные пути, прежде всего там, где рельеф местности напоминал Иерусалим, и монахи вместе с верующими сами переживали эти события.

 

Возникает не только традиция такого хождения, этой благочестивой практики, но также и традиция обозначать эти места часовенками либо какими-то изображениями. А затем практика идет дальше. Мы видим, что эти стояния, отмечаемые барельефами или даже просто крестами, все чаще появляются в храмах. Так что на сегодняшний день почти обязательным атрибутом любого храма является Крестный путь.

 

Сначала складываются двенадцать стояний Крестного пути. Такой первый Крестный путь, состоящий из двенадцати стояний, мы находим в XVI веке в Голландии. И лишь позже, в XVII веке, добавляются еще два стояния, связанные со Снятием с Креста и с Погребением Иисуса, и Крестный Путь приобретает ту форму, которую мы сегодня называем традиционной. Эта благочестивая практика получила очень широкое распространение, так что Папам приходилось даже немного вмешиваться в этот процесс, и не то, чтобы «притормаживать», но несколько упорядочивать его.

 

Говоря о распространении традиции богослужения Крестного пути, мы не можем не вспомнить святого Леонарда Порто-Маурицкого, который только в Италии в свое время установил 572 Крестных пути. С такой практикой связывались также духовные блага, которые верующие получали, потому что Папы данной им властью подтверждали, что тот, кто благочестиво и должным образом совершает такой Крестный путь, получает те же самые духовые блага, что и человек, который отправился в Святую землю и прошел именно по пути.

 

Если посетить так называемые кальварии (Calvaria, лат. – Голгофа), то можно увидеть не только традиционные четырнадцать стояний, но также различные пути, дорожки, тропинки скорбящей Богородицы, там может быть не четырнадцать стояний, и они могут быть установлены не в привычном для нас порядке. Это свидетельствует о том, что в этих местах народное творчество и почитание было живо, развивалось и отражало те настроения и те акценты, которые были характерны для данной местности, для данного круга верующих в какой-то из периодов времени.

 

В том, что касается традиционных стояний, важно отметить, что в них переплетаются и евангельская история, и традиция, христианское предание.

 

Причем интересно, что в Крестном пути отражена не вся евангельская история. В то же время есть моменты, которые в Евангелии не описываются, но присутствуют в этих стояниях. Стояний, опирающихся на евангельские тексты, всего девять. Пять стояний никак в Евангелии не отражены. Это три падения Иисуса Христа, Вероника и встреча с Пресвятой Богородицей. В последние несколько десятилетий на это начали обращать более пристальное внимание. Следствием стремления более полно отразить евангельские события стал так называемый библейский Крестный путь. Именно такая попытка переосмысления стояний Крестного пути была предпринята в 1975 году: в связи с юбилейным годом в Риме вышла в свет «Книга паломника», и там был представлен библейский Крестный путь. В 1990-х годах такой Крестный путь прошел под предстоятельством Папы Римского Иоанна Павла II. Эту версию богослужения я представлю подробнее.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Первое стояние.

Страсти Христовы начинаются с того момента, когда Иисус выходит в Гефсиманский сад. Библейский Крестный путь в основном использует Евангелие от Марка, глава 14. Те события, которые не описаны у Марка, взяты от Луки, а также один фрагмент из Евангелия от Иоанна.

 

Второе стояние.

Иисуса, Которого предает Иуда, арестовывают.

 

Третье стояние.

Иисуса осуждает синедрион.

 

Четвертое стояние.

От Иисуса отрекается Петр (этого нет в традиционном Крестном пути, а ведь это очень значимый момент, в том числе в дальнейшем и для Церкви).

 

Пятое стояние.

Иисуса осуждает Пилат, умывает руки.

 

Шестое стояние.

Иисуса бичуют и коронуют тернием.

 

Седьмое стояние.

На Иисуса возлагают крест.

 

Восьмое стояние.

Симон Киринеянин помогает Иисусу нести крест.

 

Девятое стояние.

Иисус встречает плачущих иерусалимских женщин (этого нет у Марка, но есть у Луки).

 

Десятое стояние.

Распятие Иисуса Христа.

 

Одиннадцатое стояние.

Иисус обещает разбойнику Царство Небесное (эта сцена взята из Евангелия от Луки).

 

Двенадцатое стояние.

Иисус на кресте, Мать и ученик (фрагмент взят из Евангелия от Иоанна. Иисус вверяет Богородицу ученику (Иоанну) и говорит ему: «Се, Матерь твоя!»).

 

Тринадцатое стояние.

Иисус умирает на кресте.

 

Четырнадцатое стояние.

Иисуса погребают.

 

 

 

Вот таким образом по событиям, описанным в Евангелиях, можно составить Крестный путь, что и было сделано. И следует заметить, что на разных уровнях такой ход Крестного пути приобретает все бо?льшую популярность и признание.

 

Однако наше почитание Страстей Иисуса не заканчивается с Его погребением. Мы христиане потому, что верим: Христос воскрес, и без Воскресения Страстная Пятница, смерть Иисуса, Его погребение были бы просто поражением и не имели бы никакого смысла. По словам апостола Павла, «если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1Кор 15, 14). Поэтому люди, совершая Крестный путь, задумываются: а где же Воскресение?

 

И вот в середине XX века начинает складываться традиция пятнадцатого стояния Крестного пути, Воскресения Христова, что придает этому богослужению пасхальное измерение. Однако в настоящее время речь идет о том, чтобы количество стояний не увеличивалось, и можно сказать, что по большому счету это стояние не прижилось. С другой стороны, внимание именно к Воскресению Христову проявляется в заключительной молитве, где все более ярко звучит именно пасхальное измерение, которое помогает нам сквозь призму Креста смотреть на эту радость, ликование – на триумф Воскресения Христова.

 

В свою очередь развивается другая традиция, параллельная. Если мы так созерцаем Страсти Христовы, то почему не созерцаем то, что произошло после Воскресения Христова? Поэтому не то чтобы в противовес, скорее, в дополнение к Крестному пути рождается так называемый Светлый путь. Этот Светлый путь тоже состоит из четырнадцати стояний, основой которых также служат как сюжеты из Нового Завета, так и связанные с различными традициями и преданиями Церкви. И естественно, совершается Светлый путь прежде всего в Пасхальное время, хотя традиция эта также не предписана и, конечно же, по своему распространению с Крестным путем не сравнится.

 

Остановимся на очень важном вопросе, касающемся связи прохождения Крестного пути с получением индульгенций. Несмотря на то, что, действительно, сейчас мы придаем несколько меньшее значение индульгенциям, заслужено или незаслуженно, тем не менее наша католическая традиция второго тысячелетия очень тесно связана с индульгенциями. Достаточно пройти по старинному Крестному пути, чтобы обнаружить надпись на латыни или на народном языке, где зафиксировано, какая индульгенция может быть получена за то или иное стояние или за молитву у того или иного изображения.

 

С совершением Крестного пути всегда была и остается связанной полная индульгенция при обычных условиях. То есть для того, чтобы с помощью Крестного пути получить полную индульгенцию, верующий должен пройти по всем четырнадцати стояниям, размышляя о страданиях Христовых. Ничего не говорится о том, сколько нужно размышлять над каждым стоянием, сколько молитв и какие именно нужно прочитать на каждом стоянии, и даже о том, что проходить следует только по традиционным стояниям. Таким образом, верующий, в определенном смысле, свободен в выборе. Не регламентируется и форма изображений, а также изображения сами по себе.

 

Одно из условий получения индульгенции – стояния Крестного пути должны быть установлены официально францисканцем, прежде всего либо епископом, либо его представителем, настоятелем данного прихода.

 

Что делать, если у человека нет физической возможности посетить храм и пройти по этому установленному Крестному пути? У нас в стране это довольно частое явление. Кому-то далеко ехать, кто-то может болеть, и так далее. Но если есть возможность в другое время, не обязательно в пятницу вечером вместе со всеми, индивидуально совершить Крестный путь – хорошо. Если возможности посетить храм нет, то те же самые духовные блага и такую же индульгенцию получает человек, который в доступных ему условиях совершает размышления Крестного пути, и это благочестивое упражнение длится не менее 30 минут.

 

Обычно Крестный путь совершается по пятницам, прежде всего по пятницам Великого поста. Хотя может совершаться не только по пятницам, и не только в Великий Пост. В некоторых приходах это круглогодичная практика. Единственное, что может вызвать недоумение, это когда Крестный путь совершается в Светлую Пасхальную неделю и затем все пасхальное время по пятницам. Ведь если проходить в это время, то Светлым путем, потому что свет Воскресения побеждает кровь и тьму Креста и страданий.

 

Существует большое количество вариантов размышлений Крестного пути, да и на русском языке их, наверное, больше десятка. В крупных приходах в традиционно католических странах это размышления для разных категорий верующих, которые участвуют в Крестном Пути, – детей, молодежи, студентов, матерей, представителей различных профессий. Это делается для того, чтобы помочь человеку не просто пережить Страсти Христовы как какое-то далекое событие, но более глубоко вникнуть в духовный смысл. Потому что все это касается меня, моей жизни, моей работы, моего возраста, моей профессии, общения и тому подобного.

 

И последнее. Хочу сказать, что этот вид духовных упражнений, нашего благочестия, несмотря на возраст, отнюдь не устаревает. Изданное в 2002 году Руководство по народному благочестию и литургии очень большое значение придает Крестному пути и говорит о его благодатности и полезности. Не только потому, что мы вспоминаем, сопереживаем Христу, осознаем масштаб Его жертвы, и наши сердца становятся добрее, чище и так далее. Участие в богослужении Крестного пути помогает нам воспринять нашу жизнь именно как путь, на котором мы призваны следовать за Христом. Помогает нам понять тайну Креста и тайну страдания. И помогает нам ощутить себя в ситуации учеников Христовых, к которым обращен призыв Христа: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк 8, 34). То есть переживать все эти тайны в нашей жизни и, конечно, получать обильные духовные плоды, чего я всем от всего сердца желаю во время этого Великого поста.

 

Свящ. Николай Дубинин, OFMConv

 

Источник: Католический катехетический журнал «Радуга», №2 2011

 

СКГ

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...