Перейти к содержанию

Духовная брань


Neta
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Дух вывел Иисуса в пустыню. Сорок дней Иисус находился там, будучи искушаем сатаной (Мк. 1:12). Для духовности многих монашеских орденов это очень важный момент, но особенно – для духовности Ордена Девы Марии Кармильской. Точно так, как Дух вывел в пустыню Иисуса, Он выводит туда каждого из Своих сыновей и дочерей, каждого из нас. Для Иисуса время, проведенное там, стало тем переломным моментом, когда для Него закончилась спокойная жизнь в тихом домике в Назарете и началось время проповеди Благой Вести, воспитания учеников. Так и для нас: пустыня – это переломный момент, время нашей личной брани с лукавым.

 

st_teresa_slideshow.jpg

святая Тереза Авильская.

 

Говорят, что «сатана не существует»

 

Сегодня среди неверующих господствует удобное мнение, что лукавый – это такая метафора, фантазия, образ литературы и искусства, полезный для воспитания необразованных. К сожалению, это представление понемногу проникает и в мировоззрение верующих людей: веруя в Бога, они сомневаются в существовании диавола. Это одна из уловок лукавого: его радость и победа в том, что люди перестают обращать на него внимание. В этом случае он может действовать свободно, путать наш разум, подсовывать свои идеи и решения. Но у него есть и еще одна тактика: убедить людей в том, что он не только существует, но еще и настолько силен, что никто не в силах ему противостоять. Человек, который этому поверит, везде будет искать его происки и ловушки.

Между тем, истина посередине: диавол существует, но не он – владыка этого мира. Владыкой, Господином является Иисус Христос, и так, как наш Господь победил сатану, так поступают и Его апостолы и святые уже 2000 лет, так поступаем и мы сегодня – всегда побеждаем его, когда пребываем близко Иисуса.

Опыт святых

О реальности борьбы с лукавым нам говорит опыт многих святых. Самые известные тому примеры нам знакомы из житий святого Жан-Мари Вьянея, блаженной Марии Иисуса Распятого OCD или о.Пио из Петрельчины. Мне же хотелось бы вспомнить о том, что пережила св. Тереза Иисуса – святая, которая реформировала Кармелитанский Орден. То, как Господь попустил ей встретиться с духом, она описала в главе 32 своей «Книги Жизни»: «Будучи как-то раз в молитве, я на мгновение всею собой ощутила, словно очутилась в аду» (КЖ 32.1). Господь Иисус Христос прежде осыпал Терезу многими дарами благодати, которые были намного «приятнее», сверхприродным образом являлся ей Сам, изъяснял многие тайны и укреплял благодатью, так что она легко оставляла свои плохие наклонности. Но в этот раз Он решил показать ей, с кем она на самом деле борется и какой судьбы для нее хочет ее враг.

 

«Вход выглядел чем-то вроде длинного и узкого заулка… Под ногами была какая-то грязная болотистая жижа, смердящая и полная уродливых червей. В глубине находилось углубление в стене, что-то похожее на шкаф, где я увидела себя, втиснутую в эту неимоверную тесноту» (КЖ 32.1). Такое зрелище поразит не только женщину. Однако Тереза подчеркивает, что ее ощущения были еще хуже, чем то зрелище: «Но все это ничто в сравнении с муками души: сдавленность, удушение, тоска столь сильная, и к тому ж смешанная с отчаянным недовольством… И скажу еще раз, что хуже всего был там огонь и внутреннее ощущение безнадежности» (КЖ 32.2). Сколь разителен контраст меж тем, что прежде позволил ей увидеть Иисус: блаженство спасенных, милосердие Отца, спокойствие и радость вокруг Иисуса. Тереза сама пережила весь страх духовной брани, поняла, что «Господь желал показать мне то место, которое демоны уготовили мне там, и на которое я своими грехами заслужила» (КЖ.32.1).

Таков сатана и его царство. Такова душа человека, осознающая войну, которая идет за нее. Душа, знающая о том, что все зависит от ее выбора и ее решения. И вот Господь Христос, милосердный Бог, чистый и святой, неодолимо сильнее нечистого духа. Наконец, вот она – перспектива нашей духовной брани. Каждый из нас, хочет он того или нет, должен сделать выбор, какому царству он принадлежит, на чьей он стороне.

 

Видение потрясло святую Терезу. Сразу после этого она начинает перечислять то доброе, что ей позволено было сделать по милости Божьей. После того видения она начала понимать, от чего избавляет нас Милосердие Бога. И она начала еще больше благодарить Его за Жертву, принесенную за нас на Кресте! Свою «Книгу Жизни» Тереза писала спустя почти шесть лет после того видения, и с перспективы времени замечала: «…то был один из величайших даров мне от Господа» (КЖ 32.4). После нее она предпринимает очередное обращение и покаяние, решая отринуть все то, что есть плохого в ее жизни, не оставлять службу Божью и творить еще большее добро. Наконец, именно тогда она решает не откладывать более с основанием первого монастыря босых кармелиток.

 

Наше время

 

Я уверен, что если бы сатана позволил познать истину о себе тем, кто сегодня сомневается в его существовании, то они бы заняли все первые скамейки на воскресных (и не только) святых Мессах. Если бы они только узнали, кто он на самом деле, и каковы его подлинные планы. Он – это тьма, ненависть, страдание и боль, тоска и бессмысленность. И этого всего он желает нам, людям, которых считает своими соперниками и относится как к цели, которую надо уничтожить. Видение святой Терезы напоминает опыт многих нынешних верующих, которые «невинно» заигрывают с демонами, посещая гадалок, раскладывая карты таро, нося амулеты и «обереги», записываясь на курсы рейки или подобные практики. Рано или поздно все они переживают близость лукавого. И тогда внезапно становятся набожными, начинают искать спасения в Боге, вспоминают об исповеди и святом Причастии. Жаль только, что происходит это поздно и лишь тогда, когда диавол касается их напрямую, раня и жаля.

 

Лукавый искушает исподтишка

 

Демоны не имеют над нами власти. Такое правило установил Бог: сатана может нас искушать, соблазнять, подсовывать свои мысли, разжигать в нас чувства и страсти, но он не имеет права нам приказывать. Это свобода воли – огромный дар Бога и наша ответственность. И нам следует учиться у наставников духовной жизни тому, как следует поступать, как научиться правильно делать выбор. Святой Иоанн Креста в «Предостережениях» говорит так: «Среди многих способов, которые использует сатана, чтобы соблазнить духовных людей, чаще всего употребляем один: он не искушает злом прямо, но старается ввести в заблуждение видимостью блага, ибо знает, что чистым злом немногие будут увлечены» (гл.10). Например, сатана не скажет тебе: «Уничтожь этого человека, унижай его, пока он не будет сломлен». Лукавый жаждет этого, но знает, что если подаст эту мысль как ничем не прикрытую, человек с отвращением ее отвергнет. Поэтому он, желая достичь цели, не заставит тебя делать это прямо, но будет подсказывать и припоминать обиды, раздувать их, приписывать человеку самые плохие намерения (коих тот может и не иметь). И когда ты начнешь прислушиваться к искусителю, поддакивать ему, он однажды распалит тебя настолько, что ты сам растопчешь своего ближнего, считая, что хорошо поступаешь. А диавол достигнет цели.

 

Духовная брань – это битва с сатаной. Поле этой битвы – твой разум, воображение и чувства. Цель битвы – твоя свободная воля, твои свободные решения. Лукавый – это лжец, искуситель и великий очковтиратель. А Христос – Истина, Жизнь и Любовь. Кому ты больше веришь, за кем пойдешь?

 

о.Артур Святого Духа OCD

(с) перевод: Братство святой Биргитты

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Все так. Спасибо Нета за цытаты.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...