Перейти к содержанию

Расследования случаев насилия в отношении несовершеннолетних - последствия для церквей


 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

На этом форуме уже неоднократно обсуждали разные расследования и судебные процессы над (в основном римско-католическими) клириками в США, Австралии, Франции и т.д., обвиненными в домогательствах или в изнасиловании несовершеннолетних. Почему я пишу об этой теме в межконфессиональном разделе? Потому что это отнюдь не только римских католиков проблема.

 

О некоторых российских публикациях и заявлениях последнего десятилетия я сейчас совсем ничего писать не буду ("ходить бывает склизко по камешкам иным..."); но и в среде западных протестантов наблюдается подобное. Более десяти лет назад многие случаи такого рода признали финские лестадианцы. А несколько недель назад огромным потрясением для всего "консервативного", фундаменталистского сегмента западного протестантского мира стал доклад о случаях сексуального насилия и, самое главное, о систематическом, многодесятилетнем замалчивании этих случаев Южной Баптистской Конвенцией (SBC) в США.

 

После публикации этого доклада журналисты, естественно, проводят параллели между ситуацией в SBC и ситуацией в РКЦ. Я говорю "естественно", потому что в докладах о насилии над несовершеннолетними со стороны клириков РКЦ, например, во Франции, в Германии, в США, в Ирландии и т.д. неизменно отмечается одно и то же - не просто бездействие, а сознательное замалчивание случаев насилия, причём на протяжении десятилетий. Епископам, а то и в более высокие инстанции, поступали жалобы, обращения, и прочие "сигналы". Как на это почти всегда реагировали церковные власти? Не передавали эти материалы светским властям для полицейского / судебного расследования. Всячески стремились избежать огласки. Обвиненных клириков просто переводили служить в другое место - а позднее оказывалось, что на новом месте у них появлялись новые жертвы. Более того, даже в последние годы, несмотря на то, что РКЦ признала многие обвинения и выступила с множеством заявлений о новых подходах, ситуация, в значительной степени, остаётся прежней.

 

Насколько я помню, предыдущие обсуждения этой темы здесь, на форуме, часто разворачивались таким образом: либо "защитники" Церкви начинали говорить, что это-де заказная кампания, какие-ваши-доказательства и т.д. (хотя речь сейчас идёт о случаях, за последние годы уже признанных самими же церковными властями); либо другие, более толковые "защитники" начинали рассуждать, что никто никогда не обещал и не утверждал, будто абсолютно все клирики морально безупречны, что клирики люди, поэтому среди них тоже есть процент дурных людей и даже процент преступников.

 

Последнее, конечно, верно. И именно поэтому главной системной проблемой оказываются не насильники и растлители сами по себе, а многодесятилетняя реакция церковных начальников на информацию о них. Насильники - это, действительно, не такой уж большой процент от общего числа клириков. Ясное дело, что в семье не без урода и т.п.

 

Однако их систематическое укрывательство - несколькими поколениями церковных начальников, в разных епархиях (или региональных конвенциях, в случае SBC), в разных странах и т.д., причём с ведома и согласия высшего руководства (Римская курия, Исполнительный комитет SBC) - это уже не действия небольшого процента паршивых овец, не дань, собираемая грехом с отдельных членов Церкви, притом что Церковь в целом остаётся незапятнанной. Нет, это уже последовательное, устойчивое поведение церковных организаций в целом.

 

В связи с этим не могу не вспомнить историю известного американского журналиста Уильяма Лобделла, который побывал и евангеликом, и римским католиком, но в итоге вообще утратил веру, именно делая репортажи о делах, связанных с насилием клириков в отношении несовершеннолетних, и столкнувшись с систематическим стремлением церковных иерархов замалчивать эту проблему и противодействовать расследованиям (книжка Лобделла "Теряя веру", насколько я знаю, выходила на русском языке и даже где-то в Сети лежит).

 

В свете всех подобных разоблачений (подчеркну ещё раз - я здесь говорю только о вещах, уже признанных самими церквами), церковные организации (причём разных конфессий) предстают в весьма неприятном облике. Оказывается, что это структуры, руководителям которых (причём на всех уровнях) нет дела ни до физического, ни до духовного благополучия "малых сих". Главное, что их интересует - производить впечатление, сохранять свой авторитет и влияние, избегать финансовых потерь. В общем, это логика коммерческих корпораций, логика политических партий, логика бюрократического аппарата, в самых худших случаях - логика организованных преступных сообществ. Но это не логика Доброго пастыря и Его подпасков.

 

Естественно ожидать, что раскрытие этого неприглядного аспекта жизни ускорит и без того неизбежное падение авторитета любой "организованной религии". Всё больше людей будет убеждено, что церковные организации - ведь речь, подчеркну вновь, идёт о политике организаций по замалчиванию преступлений, а не о самих преступлениях отдельных лиц - это насквозь лицемерные, властолюбивые и жестокие сообщества, вне зависимости от того, что они говорят на публику. Если вам невозможно верить в одном - кто вам поверит в чём-то другом? И вряд ли возможно опровергнуть этот естественный вывод многих людей.

 

В свою очередь, падение авторитета религиозных организаций - это серьезный урон и христианству, как таковому. Конечно, римские католики и протестанты находятся, в этом смысле, не в одинаковом положении. Для верных РКЦ христианское благочестие в принципе невозможно вне церковной организации, вне повиновения церковной иерархии. У протестантов дело обстоит не совсем так, и хотя бы теоретически возможны некоторые иные опции. Но на практике и у протестантов проповедь Евангелия и практика христианского благочестия никогда не обходились без той или иной церковной организации. И что с этим делать, не очень понятно.

 

Кто-то скажет, что выход - в особом, усиленном по сравнению со средним теплохладным уровнем, культивировании христианских добродетелей. Но практика показывает, что общины, усиленно культивирующие христианскую духовность, причём как в современном "любящем" духе, так и в духе "строгости" и противостояния современной культуре, вполне могут становиться рассадником многолетних злоупотреблений, в том числе сексуального насилия, даже с оттенком богохульства. Достаточно вспомнить печальный финал историй Марсьяля Масьеля и Жана Ванье.

 

Другой путь - перестать играть в то, что мы какие-то особые люди, создающие особые сообщества с особыми отношениями внутри. Признать, что люди-то мы обычные, и организации у нас такие, как у всех, и начальники обычные, и подчиненные, и правила поведения. Всё наше отличие в том, что в этих "глиняных сосудах" мы всё ещё носим потрясающую историю, историю о Христе, которая продолжает придавать смысл человеческому существованию. Однако нас это никоим образом не освобождает от следования всем тем правилам корпоративного поведения, от общественного, полицейского, судебного надзора, которым подлежат все другие корпорации и НКО. Смириться с той же степенью прозрачности и контроля, которой подлежат все. Преступления в наших рядах это, конечно же, не прекратит - но, возможно, позволит хотя бы отчасти подорвать и ослабить ту мощную круговую поруку, которая десятилетиями препятствовала расследованиям.

 

К сожалению, этот путь тоже не лишен существенных изъянов. Многие христиане во многих странах сейчас не доверяют властям, СМИ, секулярной общественности. В какой-то мере это недоверие можно просто списать на обскурантизм - но, к сожалению, реальные основания для недоверия тоже есть; уж слишком эта общественность пристрастна, партийна, нетерпима, склонна навязывать всем и каждому своё (тоже далеко не безупречное) видение мира.

 

В общем, кризис есть, а простых выходов из него не видно. А в нашей глубоко провинциальной среде редки даже и обсуждения этой ситуации.

Изменено пользователем n-vilonov
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я наверное что то не понимаю. Какая проблема отлучить насильника от церкви? Этим Церковь очистится и от волков о овечьей шкуре и от подозрений в лукавстве. Почему надо укрывать и прятать, вместо того, что бы сказать - да, мы выявили волка, сняли с него шкуру и выгнали с треском и предали анафеме и полиции? Не понимаю чем замалчивание лучше. Именно для репутации церкви. В первую очередь для репутации было бы лучше отлучать таких и громко, во всеуслышание говорить - это не христиане. Ну у католиков там проблема в том, что крещение типа что то дает... А у баптистов с этим то нет проблем. Им то это зачем? Вот даже просто по человечески не понимаю. Даже не беря во внимание Писание. Или у нас уже во всех конфессиях верх взяли люди не верующие и не возрожденные? Не верят в Божье всезнание? Изменено пользователем Гостья
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я наверное что то не понимаю. Какая проблема отлучить насильника от церкви? Этим Церковь очистится и от волков о овечьей шкуре и от подозрений в лукавстве. Почему надо укрывать и прятать, вместо того, что бы сказать - да, мы выявили волка, сняли с него шкуру и выгнали с треском и предали анафеме и полиции? <...> Или у нас уже во всех конфессиях верх взяли люди не верующие и не возрожденные?

 

 

Их резоны тут понятны. Избежать А) скандала, который подорвет доверие к "профессиональному сообществу" служителей Церкви и Б) избежать финансового ущерба от проигранных исков. В конечном итоге это обернулось плохо, но до того стратегия работала в течение длительного времени.

 

Что касается "не верующих и не возрожденных", то как организация, даже всерьез намеренная собирать и продвигать на служение только возрожденных, может проверить, кто возрожденный, а кто нет? Организация может только установить правила - делай то-то, не делай того-то. Соблюдает это человек - значит, вроде соответствует. А что у него при этом в душе, какие мотивы, этого же никто не видит. Может быть, он - искренний фарисей, который соблюдает правила ради удовольствия сказать "я не такой, как этот мытарь". А может быть, он расчетливый карьерист, который использует церковь для того, чтобы обеспечить своё существование в материальном смысле и приобрести влияние на людей и социальный статус? А может быть, он когда-то и увлекся, а потом разочаровался, но продолжает по инерции? А может быть, он с течением времени привык смешивать Христа и интересы своей церковной организации ("наша церковь проповедует Христа, значит, всё, что хорошо для успеха нашей церкви, служит Его делу"). А может быть, человек вроде и искренний и без всех этих завихрений, но в какой-то момент просто не справляется с искушением, когда оказывается, что нужно рискнуть своим положением (церковного начальника, под надзором которого творились всякие безобразия, а он вовремя не узнал и не пресек)?

 

В общем, все перечисленные люди, несмотря на эти свои изъяны, вполне могут и примкнуть к церкви, и сделать церковную карьеру. А если уже многие из них занимают церковные посты, естественно, что они и сами правила и процедуры, формальные и неформальные, разработают с учетом своих предпочтений.

Изменено пользователем n-vilonov
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я наверное что то не понимаю. Какая проблема отлучить насильника от церкви? Этим Церковь очистится и от волков о овечьей шкуре и от подозрений в лукавстве. Почему надо укрывать и прятать, вместо того, что бы сказать - да, мы выявили волка, сняли с него шкуру и выгнали с треском и предали анафеме и полиции? Не понимаю чем замалчивание лучше. Именно для репутации церкви. В первую очередь для репутации было бы лучше отлучать таких и громко, во всеуслышание говорить - это не христиане. Ну у католиков там проблема в том, что крещение типа что то дает... А у баптистов с этим то нет проблем. Им то это зачем? Вот даже просто по человечески не понимаю. Даже не беря во внимание Писание. Или у нас уже во всех конфессиях верх взяли люди не верующие и не возрожденные? Не верят в Божье всезнание?

Проблема в том, что никого не только не отлучили, но и не отстраняли, а просто переводили в другой приход или другую общину, а многие просто оставались на своих местах.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Начинаю понимать внеконфессионалов. Чему духовному могут научить люди, покрывающие педофилов и насильников?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Начинаю понимать внеконфессионалов. Чему духовному могут научить люди, покрывающие педофилов и насильников?

Скажем так, имидж КЦ, который и так был на низком уровне из-за того, что КЦ против абортов (быть против абортов - это фашизм, ни много, ни мало), ещё ниже опустился.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...