Перейти к содержанию

Ильф, Петров и лютеранство


Юрий
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

В романе "Двенадцать стульев" есть такой момент. После столкновения с Остапом Бендером и Кисой Воробьяниновым отец Федор, выхватив у них любительскую колбасу, забирается на скалу, с которой не может слезть, - и остается там десять дней, в течение которых теряет рассудок.

И вот такой любопытный пассаж:

 

"На третий день отец Федор стал проповедовать птицам. Он почему-то склонял их к лютеранству.

-- Птицы,-- говорил он им звучным голосом,-- покайтесь в своих грехах публично!"

 

Что тут имеется в виду? Разве лютеранство учит каяться в грехах публично? Кто бы мoг разъяснить?

Изменено пользователем Юрий
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ильф вообще вряд ли имел представление о конфессиональных особенностях христианских деноминаций, а Петров, видимо, что-то знал из гимназического курса, но путал.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Верно, тут скорее для хохмы упомянуто.

В романах Ильфа И петрова всё несколько амбивалентно. Вон в Золотом Остап спорит с ксёндзами у костёла - там он всякую муть городит

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У меня стоит на полке двухтомное издание романов с просто подробнейшими комментариями Юрия Щеглова - так вот там ни слова про лютеранство
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

То есть Ильф и Петров, выводя образ Ляписа-Трубецкого, на самом деле "около себя смеялись", - то есть в случае с "лютеранством" повели себя точь-в-точь как этот их герой?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

То есть Ильф и Петров, выводя образ Ляписа-Трубецкого, на самом деле "около себя смеялись", - то есть в случае с "лютеранством" повели себя точь-в-точь как этот их герой?

Нееее, с Ляписом история совсем другая - там показаны несколько халтурщиков, которых авторы знавали лично и которых высмеяли очень жёстко.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я потом гляну комментарии про Ляписа - кто именно там имели в виду авторы
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В романе "Двенадцать стульев" есть такой момент. После столкновения с Остапом Бендером и Кисой Воробьяниновым отец Федор, выхватив у них любительскую колбасу, забирается на скалу, с которой не может слезть, - и остается там десять дней, в течение которых теряет рассудок.

И вот такой любопытный пассаж:

 

"На третий день отец Федор стал проповедовать птицам. Он почему-то склонял их к лютеранству.

-- Птицы,-- говорил он им звучным голосом,-- покайтесь в своих грехах публично!"

 

Что тут имеется в виду? Разве лютеранство учит каяться в грехах публично? Кто бы мoг разъяснить?

 

Никогда не погружался в изучение этого вопроса :) Однако в порядке легких и ни к чему не обязывающих рассуждений могу выдвинуть две гипотезы. Во-первых, может быть, что Ильф и Петров элементарно путают лютеран с протестантами более радикального толка (у многих евангеликов практика публичного покаяния действительно есть).

 

Второй вариант: значительная часть лютеран, живших в Российской империи (в том числе на Юге, где их могли видеть если не сам Ильф и Петров, то какие-то их знакомые, родственники, знакомые родственников, родственники знакомых и т.п.) тяготели к весьма низкоцерковному пиетизму. Такие "братские общины", сохраняя принадлежность к Евангелическо-лютеранской Церкви, в своей повседневной богослужебной жизни часто были практически неотличимы от баптистов, и нередко контактировали с последними. Возможно, в этих условиях в братских общинах (или в их части) распространились и практики публичного покаяния, в целом для лютеранства не характерные.

  • Like 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Это славный ответ. И более я инфы по теме не сыскал
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Второй вариант: значительная часть лютеран, живших в Российской империи (в том числе на Юге, где их могли видеть если не сам Ильф и Петров, то какие-то их знакомые, родственники, знакомые родственников, родственники знакомых и т.п.) тяготели к весьма низкоцерковному пиетизму. Такие "братские общины", сохраняя принадлежность к Евангелическо-лютеранской Церкви, в своей повседневной богослужебной жизни часто были практически неотличимы от баптистов, и нередко контактировали с последними. Возможно, в этих условиях в братских общинах (или в их части) распространились и практики публичного покаяния, в целом для лютеранства не характерные.

А-а-а, ясно: братские общины, они же моравские братья, они же гернгутеры. Это движение с первой половины 18-го и до середины 19-го века имело огромный успех среди латышских крестьян, и оставило неизгладимый след в латышской культуре.

Кстати, интересно, что в 40-х и 50-х годах 19-го века немало латышей - членов братских общин присоединились к Русской Православной Церкви (Греко-Российской, предшественнице РПЦ МП). Первым латышским православным священником в 1846 году стал Давид Балодис, бывший проповедник братской общины.

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Второй вариант: значительная часть лютеран, живших в Российской империи (в том числе на Юге, где их могли видеть если не сам Ильф и Петров, то какие-то их знакомые, родственники, знакомые родственников, родственники знакомых и т.п.) тяготели к весьма низкоцерковному пиетизму. Такие "братские общины", сохраняя принадлежность к Евангелическо-лютеранской Церкви, в своей повседневной богослужебной жизни часто были практически неотличимы от баптистов, и нередко контактировали с последними. Возможно, в этих условиях в братских общинах (или в их части) распространились и практики публичного покаяния, в целом для лютеранства не характерные.

А-а-а, ясно: братские общины, они же моравские братья, они же гернгутеры. Это движение с первой половины 18-го и до середины 19-го века имело огромный успех среди латышских крестьян, и оставило неизгладимый след в латышской культуре.

 

Я бы сказал, что это близкие, но не полностью тождественные понятия. Фактическим основателем гернгутеров был граф Цинцендорф, видная фигура лютеранского пиетизма XVIII века. Так что моравских братьев можно рассматривать, как одно из ответвлений пиетизма, к которому они очень близки. Но всё-таки лютеранские "братские общины" - это не то же самое, что Unitas Fratrum. Было (и есть) множество лютеранских пиетистов, в том числе, объединенных в братские общины, не имевших никакого организационного отношения к Моравской Церкви.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я знаю только то, что формально латышские гернгутеры (совершенно верно - из движения, основанного графом Цинцендорфом) продолжали принадлежать к лютеранам. По воскресеньям (утром) они ходили в лютеранскую церковь, а после обеда (или по некоторым рабочим дням) собирались в "братских общинах" (обычно - в больших овинах, переоборудованных для этой цели, или в специально сооруженных для этого помещениях), причем проповедниками там были такие же самые простые латышские крестьяне, в остальное время пахавшие, сеявшие и т.д. наряду со всеми. Но, так как они исправно посещали лютеранские богослужения и исполняли все связанные с этим формальные обязанности, и так как они ничего открыто крамольного против ЕЛЦ не проповедовали, то придраться к ним было трудно.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Однако же, я никогда не читал и не слышал про них, чтобы они публично каялись в своих грехах.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я знаю только то, что формально латышские гернгутеры (совершенно верно - из движения, основанного графом Цинцендорфом) продолжали принадлежать к лютеранам. По воскресеньям (утром) они ходили в лютеранскую церковь, а после обеда (или по некоторым рабочим дням) собирались в "братских общинах" (обычно - в больших овинах, переоборудованных для этой цели, или в специально сооруженных для этого помещениях), причем проповедниками там были такие же самые простые латышские крестьяне, в остальное время пахавшие, сеявшие и т.д. наряду со всеми. Но, так как они исправно посещали лютеранские богослужения и исполняли все связанные с этим формальные обязанности, и так как они ничего открыто крамольного против ЕЛЦ не проповедовали, то придраться к ним было трудно.

 

Да, это вообще обычный способ функционирования пиетистов - участвовать в общей церковной жизни, но, наряду с этим, собираться на свои отдельные собрания. Что касается гернгутеров, так они не только "открыто не проповедовали" крамолу, но и действительно весьма близки к лютеранству. Насколько я знаю, сейчас Моравская Церковь даже входит в состав Всемирной лютеранской федерации.

 

Что касается публичных покаяний в полном смысле слова, то я, как и Вы, не слышал, чтобы это практиковалось какими-либо лютеранскими пиетистами либо гернгутерами. Однако мне приходилось слышать, что, например, у лестадианцев есть практика (вообще широко распространенная у разных евангеликов, у которых, видимо, и была заимствована) выхода кающихся к алтарю. При этом, однако, публичного, перед всей общиной, перечисления своих грехов, то есть исповеди, вроде бы не требуется - исповедь осуществляется перед кем-то одним. Возможно, что-то подобное встречалось и у других пиетистов, в том числе в Российской империи. Однако повторюсь - с моей стороны всё это бездоказательные утверждения. Специальным изучением этого вопроса я никогда не занимался.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...