Перейти к содержанию

Лем и Тарковский


panpotworny
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

сперва хотел запостить это в форум по богословию...

 

 

https://tarkovskiy.su/texty/vospominania/Lem.html

 

Станислав Лем об экранизации романа «Солярис»

 

Как известно, Станислав Лем не очень лестно отзывается о вышедшем на экраны в 1972 г. фильме «Солярис» режиссера Андрея Тарковского.

Из книги «S.Beres'. Rozmowy ze Stanislawem Lemem» (Krakow, WL, 1987, s.133-135): «К этой экранизации я имею очень принципиальные претензии. Во-первых, мне бы хотелось увидеть планету Солярис, но, к сожалению, режиссер лишил меня этой возможности, так как снял камерный фильм. А во-вторых (и это я сказал Тарковскому во время одной из ссор), он снял совсем не «Солярис», а «Преступление и наказание». Ведь из фильма следует только то, что этот паскудный Кельвин довел бедную Хари до самоубийства, а потом по этой причине терзался угрызениями совести, которые усиливались ее появлением, причем появлением в обстоятельствах странных и непонятных. Этот феномен очередных появлений Хари использовался мною для реализации определенной концепции, которая восходит чуть ли не к Канту. Существует ведь Ding an sich, непознаваемое, Вещь в себе, Вторая сторона, пробиться к которой невозможно. И это в моей прозе было совершенно иначе воплощено и аранжировано... А совсем уж ужасным было то, что Тарковский ввел в фильм родителей Кельвина, и даже какую-то его тетю. Но прежде всего — мать, а «мать» — это «Россия», «Родина», «Земля». Это меня уже порядочно рассердило. Были мы в тот момент как две лошади, которые тянут одну телегу в разные стороны... В моей книге необычайно важной была сфера рассуждений и вопросов познавательных и эпистемологических, которая тесно связана с соляристической литературой и самой сущностью соляристики, но, к сожалению, фильм был основательно очищен от этого. Судьбы людей на станции, о которых мы узнаем только в небольших эпизодах при очередных наездах камеры, — они тоже не являются каким-то экзистенциальным анекдотом, а большим вопросом, касающимся места человека во Вселенной, и так далее. У меня Кельвин решает остаться на планете без какой-либо надежды, а Тарковский создал картину, в которой появляется какой-то остров, а на нем домик. И когда я слышу о домике и острове, то чуть ли не выхожу из себя от возмущения. Тот эмоциональный соус, в который Тарковский погрузил моих героев, не говоря уже о том, что он совершенно ампутировал «сайентистский пейзаж» и ввел массу странностей, для меня совершенно невыносим».

И еще об этом же в интервью газете «Московские новости» (номер от 18.06.1995 г.): «Солярис» — это книга, из-за которой мы здорово поругались с Тарковским. Я просидел шесть недель в Москве, пока мы спорили о том, как делать фильм, потом обозвал его дураком и уехал домой... Тарковский в фильме хотел показать, что космос очень противен и неприятен, а вот на Земле — прекрасно. Но я-то писал и думал совсем наоборот».

 

Автор неизвестен.

 

При все справедливости сказнного, почему всетаки океан Соляриса так похож на высший разум и почему он устраивает испытание совести обитателям станции, а не просвещает их по части физики, раз все так , а не иначе? Хочется спросить у Лема.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да, я встречала раньше эту реакцию Лема на фильм Тарковского. Она понятна.

Но в другой стороны, мне кажется ему бы радоваться что гениальный фильм оказался сильно отличным от гениальной книги а не затмил её. Получились два разных самодостаточных произведения искусства.

При этом только непонятна мотивация американцев, почему-то решивших сделать облегченный ремэйк Тарковского вместо того чтобы экранизировать лемовский Солярис.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А я как-то и не могу для себя понять, в чем именно состоит лемовский Солярис
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

а я люблю фильмы Тарковского как произведения живописи, а как проповеди не люблю.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Все-таки в фильме "высший разум" - инфернальный. Я только один раз его смотрела. И больше никогда не хотелось пересматривать.
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

похоже, что в "Сталкере" и Солярисе Тарковский развивает одну тему Изменено пользователем panpotworny
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да, я встречала раньше эту реакцию Лема на фильм Тарковского. Она понятна.

Но в другой стороны, мне кажется ему бы радоваться что гениальный фильм оказался сильно отличным от гениальной книги а не затмил её. Получились два разных самодостаточных произведения искусства.

При этом только непонятна мотивация американцев, почему-то решивших сделать облегченный ремэйк Тарковского вместо того чтобы экранизировать лемовский Солярис.

совершенно с вами согласен. и как гениальный писатель, Лем, не жалая, судя по всемму, того, создал один из сильнейших образов ада Изменено пользователем panpotworny
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

похоже, что в "Сталкере" и Солярисе Тарковский развивает одну тему

Ага. О том, что "высший разум" он никакой. Точнее, он зеркало.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Он бездушный. Но это же неправда.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Он бездушный. Но это же неправда.

Нет, он не бездушный. Откуда же такой вывод? Он наше отражение.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Нет, не Он наше отражение, мы Его подобие. Ты чего?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Нет, не Он наше отражение, мы Его подобие. Ты чего?

Не имеет значение, кто кого. Мы говорим о разуме в Солярисе и Сталкере.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Лем, не жалая, судя по всемму, того, создал один из сильнейших образов ада

Скорее, чистилища.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот я и говорю о том, что о Всевышнем там речь не идет.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

а вот я всетаки думаю, что скорее ада, чем чистилища. там уже нет надежды, там даже любовь Кельвина к этому существу тщетна.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот я и говорю о том, что о Всевышнем там речь не идет.

О Всевышнем вообще почти нигде речь не идет. Мы не можем дать Ему полное позитивное определение.

 

я всетаки думаю, что скорее ада, чем чистилища. там уже нет надежды, там даже любовь Кельвина к этому существу тщетна.

Имхо, любовь все же остается. Возможно. надежда именно в этом. Оба фильма, Cолярис и Сталкер не имеют окончания(не могут его иметь). Главные герои живы,все еще возможно.

Изменено пользователем joseph
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

О чем ты говоришь, Йоси? В "Солярисе" Бога всемилующего нет.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В Солярисе вообще нет Бога,только Разум.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Лем - талантливый писатель, а Тарковский - средний режиссёр.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...