Перейти к содержанию

Тайны монастырских чердаков


Neta
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Монастырские чердаки и подвалы – словно врата в прошлое. Открывая их, входишь в таинственный мир, полный сюрпризов. В сундуках, коробках, закутках и ящиках забытой некогда мебели можно отыскать небольшие, но особенные предметы странной формы и загадочном назначении. Пусть это не сокровища из серебра и золота, но они являют нам совершенно неизвестные или позабытые за давностью лет страницы монашеской истории. Что же скрывают закутки кармелитских монастырей?

 

Орешек

 

%D0%BE%D1%80%D0%B5%D1%88%D0%B5%D0%BA-2.jpg%D0%BE%D1%80%D0%B5%D1%88%D0%B5%D0%BA-1.jpg

 

Это два кусочка дерева в форме ореха, две половинки, составляющие одно целое. Внутри – гвоздики. Они служили босым кармелитам и кармелиткам во время медитации: когда веки смыкались и монах впадал в дрему, он стискивал орешек в руке. Уколы гвоздей вновь возвращали ему бодрость.

 

“Затворница”

 

%D0%BA%D0%BB%D1%8E%D1%87%D0%B8%D0%BA.jpg

 

Это разновидность ключа, которым некогда отпирались двери, ведущие в часть монастыря, называемую «затвор». На некоторых из таких ключей гравировали инициалы владельца.

 

Приборы из коровьего рога

 

%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%B1%D0%BE%D1%80%D1%8B.jpg

 

Столовые приборы из натуральных материалов (дерева, рогов коровы или быка) некогда были в ходу у босых кармелиток. Выбор такого материала был связан с практикой обета бедности. Сначала коровий рог долго вымачивали и вываривали в растворе, содержащем смягчающие вещества. Затем резали на пластинки, а уже после придавали ему форму ложки или вилки. Когда прибор высыхал и затвердевал, его шлифовали и делали гладким.

 

Табакерка из коровьего рога

 

%D1%82%D0%B0%D0%B1%D0%B0%D0%BA%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%B0.jpg

 

Изготавливалась братьями для личного пользования тем же способом, что и столовые приборы.

 

Крестик из перламутра

 

%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%BB%D0%B0%D0%BC%D1%83%D1%82%D1%80-300x400.jpg

 

Сделанный вручную перламутровый крестик был найден во время эксгумации тела средневекового кармелита. Вблизи поражает старанием, с которым выполнено тело Христа и черты Его лика.

 

«Дисциплина»

 

%D0%B4%D0%B8%D1%81%D1%86%D0%B8%D0%BF%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B0-2.jpg

%D0%B4%D0%B8%D1%81%D1%86%D0%B8%D0%BF%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B0-1.jpg

 

«Дисциплина» – это разновидность бича, использовалась для бичевания, которое в Кармеле, как и в других монашеских орденах, было одной из покаянных практик. Бичевание использовалось трижды в неделю: в среду, пятницу и субботу. Происходило это на монашеских хорах, во время чтения Псалма 50, именовавшегося также Miserere– Покаянным Псалмом. Чаще всего дисциплина изготавливалась из шнурков или ремней. Сплетенную из шнурков дисциплину ненадолго погружали в расплавленный воск, чтобы она приобрела необходимую твердость после остывания воска. В отличие от дисциплин из ремней и шнурков, металлические использовались крайне редко и в исключительных случаях.

 

Покаянные орудия

 

%D0%B1%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BB%D0%B5%D1%82.jpg

 

Крестик, пояс и браслет изготавливались из проволоки нужной толщины. Их прикладывали к телу стороной с острыми концами. Они не были видны во время ношения, поскольку их скрывало монашеское облачение.

 

Ножницы брата-ризничего

 

%D0%BD%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%B8%D1%86%D1%8B-2.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

%D0%BD%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%B8%D1%86%D1%8B-1.jpg

 

Эти странные ножницы не были медицинским инструментом. С их помощью брат, который отвечал за часовню, обрезал горящие фитили свечей, когда те были слишком длинными.

 

«Матрака»

 

%D0%BC%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BA%D0%B0-300x400.jpg

 

«Матрака» – разновидность колотушки, используемой в Кармеле во время Страстной Недели. Колотушки разных типов и форм заменяли во время Великого Поста колокольчики, что подчеркивало покаянный характер этого литургического периода. Представленная на фото колотушка изготовлена в 1882 году.

 

Розарий добрых дел

 

%D1%87%D0%B5%D1%82%D0%BA%D0%B8-%D0%B4%D0%BE%D0%B1%D1%80%D1%8B%D1%85-%D0%B4%D0%B5%D0%BB.jpg

 

Подобные четки также называли «часом милосердия». С их помощью монах или монахиня считали количество умерщвлений плоти или добрых дел, которых каждый должен был ежедневно совершить ровно семь (ибо семь – число, символизирующее совершенство). Четки прикрепляли к облачению, под скапулярием. К ним прицепляли крестик либо медальон со святым или тайной веры, к которой монах имел особое благочестивое отношение.

 

Инструмент для изготовления облаток

 

%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0-%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D1%82%D0%BA%D0%BE%D0%B2.jpg

 

Инструмент, отдаленно напоминающий инструмент для пыток – это матрицы и круглые ножи для выпекания и вырезания литургических облатков и гостий. Тесто для их приготовления делалось из пшеничной муки, потом выливалось на матрицу и прижималось верхней плиткой. Менее чем через минуту получалась белая облатка, из которой круглым ножом вырезали частицы для св. Мессы.

 

Гусиное перо

 

%D0%B3%D1%83%D1%81%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B5-%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%BE-300x400.jpg

 

Монахи не всегда могли позволить себе хорошие перья для чернил, поэтому изготавливали простые писчие принадлежности из перьев гусей.

 

Утюг

 

%D1%83%D1%82%D1%8E%D0%B3-300x400.jpg

 

Металлические утюги, которые разогревались на печи либо имели в себе емкость для горячей металлической пластины, появились в 1600 году. Пластину разогревали добела и вкладывали внутрь утюга при помощи специальных щипцов или кочерги. Вскоре появились и утюги с емкостью для горячего угля. Уголь вначале полоскали, потом сушили. Затем вкладывали внутрь утюга и сбрызгивали денатуратом и подбрасывали следующие кусочки топлива, чтобы утюг не остывал. Каждые полчала пепел вытрясали, и все начиналось заново.

 

Масляные лампадки

 

%D0%BB%D0%B0%D0%BC%D0%BF%D0%B0%D0%B4%D0%BA%D0%B0-2-300x400.jpg%D0%BB%D0%B0%D0%BC%D0%BF%D0%B0%D0%B4%D0%BA%D0%B0-1-300x400.jpg

 

Глиняные масляные лампады придумали греки в VI– VIIвеках. Главным их производителем и экспортером были Афины. На фотографиях показаны лампады, которые использовались в кармелитских монастырях во времена, когда еще не было электричества. Они служили монахом для передвижения в темных монастырских коридорах.

 

Бритва для тонзуры

 

%D0%B4%D0%BB%D1%8F-%D1%82%D0%BE%D0%BD%D0%B7%D1%83%D1%80%D1%8B.jpg

 

Бритва и кожа для ее заточки служили монахам для выстригания круглой тонзуры на голове (знака принадлежности к монашескому и священническому сословию). Использовалась еженедельно.

 

Перевод и редакция Братства св. Биргитты

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Интересно, зачем монашествующим табакерка? ;)
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я так понимаю, это в продолжение темы "А может, и меня Господь хочет видеть в Кармеле"? :)
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Интересно, зачем монашествующим табакерка? ;)

 

Нюхать табак.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Именно. «Досточтимой Марии Терезе де Ламуру (de Lamourous) показали в кармелитском конвенте в Париже мантию святой Терезы Авильской и даже позволили ее надеть. «Я целовала ее, я прижимала ее к себе, – писала та. – Я заметила всё, даже маленькие пятнышки, оставшиеся, кажется, от испанского нюхательного». (Больше см.: https://www.catholicworldreport.com/Item/1762/in_the_habit_a_history_of_catholicism_and_tobacco.aspx).
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Надо учитывать нюхательный табак применялся и в медицинских целях.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...