Перейти к содержанию

Караимы: тоже крымчане


Neta
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Crimean_Karaites_main_640.jpg

 

Караимы проживают на полуострове восемь веков, сумев пережить и татарское владычество, и немецкую оккупацию

 

Когда говорят о «коренных жителях Крыма», даже большинство россиян и украинцев вспоминают только крымских татар. Но полуостров с древних времен осваивался представителями многих цивилизаций, был родным домом для поколений скифов и греков, итальянцев и евреев, турок и немцев, болгар и готов. И даже список народов, для которых Крым — основная родина, татарами не ограничивается. Тут еще живут и караимы с крымчаками, о происхождении и религии которых до сих пор спорят ученые.

 

Иудаизм или караизм?

 

На улицах крымских городов можно встретить красивые здания в мавританском стиле, утопающие в буйной зелени. Чаще всего — заброшенные или используемые не по назначению. На их фасаде можно разглядеть следы давно сбитой шестиконечной звезды. Это молитвенный дом не евреев, а караимов. Они его называют не синагога а кенасса, а караимскую религию — караизм — одни считают либо особым ответвлением от иудаизма, либо и вовсе отдельной религией, одной из самых малых по численности среди авраамических.

Слово «караим» появилось в IX веке, и наряду со словом «раввинист» изначально использовалось для обозначения религиозных групп внутри иудаизма. Эта общность возникла в Вавилоне еще в VIII веке, когда часть иудеев решила придерживаться только «истинного учения Танаха (ветхого Завета). Талмуд же и Устный Закон, по мнению караимов, его исказили. Как водится, сами себя они назвали «самой чистой формой иудаизма», а раввинисты сочли караимов сектантами.

 

Из Вавилона караимы расселились в Византию, Египет, Испанию, примерно в XIII веке они попали в Крым. Почти во всех странах караимы продолжали, несмотря ни на что, считать себя евреями, но лишь крымские постепенно начали осознавать себя другим народом. Тем более что основным его «ядром» со временем стали уже не семиты, а местные тюрки. По одной версии — хазары, по другой — половцы, говорить крымские караимы стали также на тюркском языке. «Путешественник Птахия из Регенсбурга нашел живших среди тюрков-кочевников южнорусских областей сектантов-ананитов, которые проводили субботний вечер в темноте и запрещали даже резать хлеб в субботу».

 

Караимская синагога получила название кенасса, раввин — хахам, кантор — хазан. В кенассе принято снимать обувь, женщины и мужчины отделены перегородкой. Караимы не используют тфилин, цицит (кисти по нижним краям талита)—- белые и голубые. У караимов очень жесткие законы ниды — даже на дверях караимских домов было две ручки: общая и отдельно для женщин в состоянии ритуальной нечистоты.

 

cenassa_vrez1_600.jpg

 

Внутренний двор Большой соборной кенасcы в Евпатории. Фото: Алексей Павлишак / ИТАР-ТАСС

 

Караимский календарь — лунный, первым месяцем года считается нисан. Празднование Нового года может выпадать на любой день недели, поэтому караимский Иом-Киппур не всегда совпадает с раббанитским. Песах и Суккот празднуются лишь семь дней, признавая Пурим, караимы не соблюдают пост. Ханука не считается у караимов праздником, но субботние запреты на у караимов более всеобъемлющи, нежели 39 ограничений, предусматриваемых в раввинистическом иудаизме.

 

Протоиерей Стариков в статье «О крымских караимах» (Православная жизнь: приложение к журналу «Православная Русь», 1966, № 5) писал:

«Если познакомиться с религией караимов, то можно видеть, что их Библией считалось Пятикнижие Моисеево, они признавали Иисуса Христа пророком, но наравне считали пророком и Магомета, что они верят в переселение душ, что их праздники идут по лунному календарю, что положение женщины и до, и после замужества, основывается на учении Магомета, что у кенассы строился, как у мечети, фонтан и было специальное помещение для омовения по типу магометанскому, что при входе в кенассу снималась обувь, как у магометан. Особенно почиталась книга «Левит» (из Пятикнижия Моисея) и из нее главы 18 и 19 о любви к ближнему, к старшему, о морали. Это учение расширялось в проповедях газзанов и как-то приближалось к учению первохристиан. Характерно, что в учениях караимов нет высказываний, возвышающий этот народ над прочими, нигде не проповедуется рознь между людьми, но о человеколюбии достаточно говорится».

 

Восемь веков в Крыму

 

В Средние века большинство крымских караимов жили в столице Крымского ханства Солхате (ныне Старый Крым) и в Чуфут-Кале (она же — «Еврейская крепость») неподалеку от Бахчисарая (еще в XIX веке его население состояло почти исключительно из караимов). В XV веке вторгшийся в Крым литовский князь Витовт провел первую «депортацию» — - переселил часть жителей полуострова в свои владения. Так появились и польско-литовско-белорусские татары, и совсем небольшие — в несколько сотен человек — общины караимов в Литве (Тракай), на Западной Украине (Луцк, Галич, Львов).

Историк Илья Казас писал в статье «Общие заметки о караимах» (журнал «Караимская жизнь», 1911, № 3—4):

«Судьба караимов в Крыму отличается от судьбы живших в Западной Европе талмудистов. Они не подвергались, подобно последним, жестоким религиозным гонениям, не знали ужасов инквизиции, для них не сожигались те страшные костры, на которых принимали мученическую смерть сотни и тысячи их религиозных братьев иного толка».

 

После присоединения Крыма к Российской империи для караимов наступил настоящий «золотой век» — на них не только не распространили «черту оседлости» и прочие ограничения, применявшиеся к евреям, а фактически уравняли в правах с православными, но избавив даже от воинской повинности. Караимы имели налоговые послабления, им разрешалось приобретать земельную собственность — это позволило многим стать крупными землевладельцами и промышленниками.

 

Неудивительно, что все те красивые и богатые здания караимских кенасс и в Крыму, и за его пределами (в Одессе, Николаеве, Бердянске, Харькове) построены при русских царях. Лучшее отношение к караимам по сравнению с евреями способствовало окончательному с ними размежеванию, росту национального самосознания как отдельного народа. Но сам народ при этом оставался очень небольшим (несколько тысяч человек, 1—1,5% населения Крыма) прежде всего за счет перехода части караимов в христианство и их ассимиляции. В некоторой мере ассимиляция затронула даже не перешедших в христианство — с начала ХХ века богослужения в кенассах начали проводить уже даже не на тюркском, а на русском языке.

 

caraim_kladbishe_vrez2_600.jpg

 

Древнее караимское кладбище в Иосафатовой долине. Фото: Станислав Красильников / ИТАР-ТАСС

 

В советское время многим караимам стало жить хуже — прежде всего из-за борьбы с «эксплуататорами» (у богатых караимов национализировали их предприятия и земли) и «религиозным дурманом» — кенассы, как и церкви, закрывали. Переделывали в склады, клубы и фабричные корпуса. Но самым тяжким испытанием стала, конечно же, Великая Отечественная война.

 

С началом немецкой оккупации над караимами нависла угроза уничтожения — вначале фашисты сочли их евреями и готовились к поголовному истреблению народа. Подобное уже случилось в Киеве — немногих проживавших в городе караимов вместе с евреями расстреляли в Бабьем Яру. Но за караимов вступились эмигрировавшие в Европу еще в 1920-е годы офицеры армии Врангеля, православные священники и итальянские ученые (проводившие в Крыму в 1930-е этнографические изыскания), сумевшие убедить поборников «расовой чистоты» что караимы евреи лишь по религии (да и то не совсем), а по происхождению — тюрки.

 

Епископ Берлинский и Германский Серафим в апреле 1942 года пояснял немцам: «Караимское вероучение, по признанию Русской православной церкви, рассматривалось как совершенно обособленная религия. Рядом законодательных актов русское правительство подтверждало полную религиозную обособленность караимской религии и предоставляло караимам все права русских граждан, без всяких ограничений».

 

За караимов вступился также бывший городской голова Евпатории Семен Дуван и известный крымский адвокат Самуил Ходаш. Он разыскал в центральном симферопольском архиве документы о том, что караимы являются самостоятельным тюркским этносом. Позднее Ходаш сам был расстрелян нацистами в марте 1942 года за отказ от сотрудничества с оккупантами. Известны случаи помощи караимов своим соседям-евреям, которых они прятали у себя в домах или снабжали документами своих погибших родственников. Многие были выявлены фашистами и тоже расстреляны, но в целом народу удалось уцелеть в отличие от крымчаков. Этот крымский народ — тоже тюркский, но исповедовавший талмудический иудаизм — фашисты не пощадили и, несмотря на несемитское происхождение, большей частью уничтожили.

В наши дни

 

После освобождения Крыма караимам вновь повезло — они не были депортированы в отличие от крымских татар, болгар, греков, армян и небольших общин румын, венгров, немцев и итальянцев. Но устранение татарского языка из обихода в Крыму привело к резкому упадку и языка караимского, а глубокое изучение караимской истории стало вдвойне опасным из-за возможных обвинений как в сионизме, так и в пантюркизме.

 

caraim_evpatoria_vrez3_600.jpg

 

На улице Караимская в Евпатории.Фото: Алексей Павлишак / ИТАР-ТАСС

 

Темы, относящиеся к крымским татарам, их языку и культуре, а также к истории евреев и караимов, все послевоенные годы были полузапретными. В результате в общественном сознании возобладали искаженные представления как об истории Крыма в целом, так и о караимах в частности (в тех редких случаях, когда о них вообще вспоминали). Неудивительно, что в годы распада СССР почти половина общины караимов переселилась в Израиль — по законам этой страны они имеют право на репатриацию, и даже религиозные деятели Израиля считают караимов «заблуждающимися» евреями.

 

В 2003 году Всенародным съездом крымских караимов Украины была принята уточненная формулировка своей национальной идентичности:

«Крымские караи (крымские караимы-тюрки) — коренной народ Крыма, объединенный общностью крови, языка и обычаев, осознающий собственную этническую индивидуальность, кровное родство с другими тюркскими народами, самобытность культуры и религиозную самостоятельность. Испытывает особые чувства к Крыму, как к исторической родине, дружеское расположение к другим народам и конфессиям, уважает их самоидентификацию».

 

В настоящее время в Крыму насчитывается всего 647 караимов. Они компактно проживают в Бахчисарае, Евпатории, Севастополе, Симферополе, Феодосии, Ялте. Здание кенассы в Евпатории было отреставрировано и вновь открыто в 2005 году. Несколько десятков караимов живут в Москве. Сегодня они считаются исчезающим народом.

 

В конце марта представители крымчаков и караимов в Госсовете республики Крым на первом заседание конституционной комиссии предложили включить в текст Конституции статью о коренных малочисленных народах, к которым они отнесли крымских татар, караимов и крымчаков. С этим предложением конституционная комиссия, скорее всего, согласится. А вот выделить квоты для избрания в Госсовет Крыма представителей крымских татар, караимов и крымчаков вряд ли удастся, так как это предложение противоречит Конституции и законодательству России.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Слыхал, что караимов Литвы немцы не тронули. А девушки на фото красивые. Респект. Изменено пользователем Балтиец
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Слыхал, что караимов Литвы немцы не тронули. А девушки на фото красивые. Респект.

 

У меня где-то есть книжка, в которой говорится, что, когда встал вопрос с караимами, служба Розенберга, как ни парадоксально, обратилась....к раввинам. Считать караимов евреями или нет. На что раввины ответили - нет однозначно. И Холокост караимов миновал. Принцип "пикуах нефеш".

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я нигде не могу найти точную и однозначную этимологию этнонима. "Караим", насколько я понимаю, множественное число слова на иврите. Самоназвание же "Qaraylar". Прикольно, что зная казахский, я их язык понимаю очень хорошо, в отличие от тех же узбеков.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тут, сдается мне, не только пикуах нефеш, но и тот факт, что караимы и раввинисты действительно очень сильно разошлись на сотни лет, а в начале XX века этот процесс еще больше усилился. Слово "караим" - ивритское, означает "читающие", изначально это было что-то вроде иудейского "лютеранства" IX века (обращение только к Торе, отвержение "предания" - Талмуда и Устной Торы, каждый сам для себя толкует Закон и т. п.) Современные крымские и литовские караимы часто говорят, что к этой секте никакого отношения не имеют, а являются совершенно отдельным от евреев тюркским народом. Соответственно, qaraylar - это карай (ивр. "читающий") + тюркское окончание множественного числа. Почему вы понимаете караимский лучше, чем узбекский - на этот вопрос наука дать ответа не может, по науке должно быть наоборот :). Впрочем, родство языков и взаимопонятность - это всё-таки разные вещи.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Почему вы понимаете караимский лучше, чем узбекский - на этот вопрос наука дать ответа не может, по науке должно быть наоборот :).

 

Почему же? И казахский, и караимский - оба относятся к кыпчацкой ветви тюркских языков. А вот узбецкий - вроде бы к карлуцкой.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

По-моему, наоборот. Впрочем, там есть, кажется, разные мнения.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тут, сдается мне, не только пикуах нефеш, но и тот факт, что караимы и раввинисты действительно очень сильно разошлись на сотни лет, а в начале XX века этот процесс еще больше усилился. Слово "караим" - ивритское, означает "читающие", изначально это было что-то вроде иудейского "лютеранства" IX века (обращение только к Торе, отвержение "предания" - Талмуда и Устной Торы, каждый сам для себя толкует Закон и т. п.) Современные крымские и литовские караимы часто говорят, что к этой секте никакого отношения не имеют, а являются совершенно отдельным от евреев тюркским народом. Соответственно, qaraylar - это карай (ивр. "читающий") + тюркское окончание множественного числа. Почему вы понимаете караимский лучше, чем узбекский - на этот вопрос наука дать ответа не может, по науке должно быть наоборот :). Впрочем, родство языков и взаимопонятность - это всё-таки разные вещи.

Олег-Михаэль, как Вы думаете, может, караимы Росс. Империи пошли по пути отрицания их принадлежности к мировому караизму, потому что выбрали безусловно трендовый в то время и в том месте путь национализма?

Если так, то их религиозная традиция это предмет науки, а их нынешнее желание быть нацией (или этносом, не могу решить, как их лучше назвать) в модерном смысле это их выбор и современная действительность для всех (нас, людей). Таким образом, современных караимов нужно просветить --- сказать, что для идентификации себя как отдельной караимской нацией (или только этносом, не могу решить, как лучше сказать) не обязательно утверждать, что они не имеют отношения к древней религиозной еврейской традиции.

Что про это можно сказать?

Пишу это, потому что усмотрел в такой позиции лит и крым караимов распространенную привычку безоговорочно проецировать текущую действительность на историю. На територии совка эта привычка распространена вне зависимости от образования носителя (почти; во всяком случае историки и политологи такой привычки не имеют).

 

Насчет пикуах нефеш --- похоже на добрую легенду. Неужто немцы не нашли бы специалистов, знающих реалии караимов и евреев в России, обращались к раввинам.

Изменено пользователем Saszko
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Почему вы понимаете караимский лучше, чем узбекский - на этот вопрос наука дать ответа не может, по науке должно быть наоборот :).

 

Почему же? И казахский, и караимский - оба относятся к кыпчацкой ветви тюркских языков. А вот узбецкий - вроде бы к карлуцкой.

 

Совершенно верно. Караимский язык - это кыпчакско-половецкая подгруппа. Казахский - кыпчакско-ногайская подгруппа.

Узбекский - это карлукская подгруппа (или карлукско-чагатайская, там куча диалектов, которые можно отнести к разным подгруппам). Но наиболее близки к узбекам по языку уйгуры.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 3 недели спустя...
Почему вы понимаете караимский лучше, чем узбекский - на этот вопрос наука дать ответа не может, по науке должно быть наоборот :). Впрочем, родство языков и взаимопонятность - это всё-таки разные вещи.

 

как уже было сказано, узбекский язык относится к карлукской группе, а казахский и караимский - кыпчатской. Добавлю только, что речь идёт о литературном узбекском языке, так как есть "узбекские" диалекты относящиеся к огузской и кыпчатской группам (как в немецком - литературный немецкий относится к верхненемецким языкам, а диалекты - к верхне-, средне- и нижненемецким языкам)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...