Перейти к содержанию

Парсифаль


Ana
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Была на трансляции "Парсифаль" из Метраполитен Опера.

Кстати, она была доступна и в Российских кинотеатрах.

Голоса великолепные, 6 часов пролетели на одном дыхании. Постановка очень яркая, хотя и весьма своеобразная.

 

Вместо священного леса и рыцарей-монахов, зрителям были представлены декорации какой-то каменистой пустыни и "рыцари" чья одежда варьировалась от офисного типа белой рубашки с черными брюками в первом акте, до каких-то современно-бомжовского типа лохмотьев в третьем акте. По заднику сцены метались сюрреалистично освященные облака, создавая ощущение какого-то космического пейзажа с неземной и весьма мрачной атмосферой, а первый час третьего акта (когда актеры поют о том что наконец дошли, нашили и все такое более менее оптимистичное хоть и выстраданное ) так и вообще какие-то космические картины когда над выжженной землей встает какая-то гигантская, прямо-таки чудовищная желто-красная планета.

Трансляция предлагает субтитры, и это создает дополнительный сюр, ибо Парсифаль поет о том как прекрасен этот луг и как чудно-красиво все теперь вокруг, а зритель в это время видит нечто пугающее и если красивое, то некой мрачной и зловещей красотой и уж точно менее всего похожее на лесную поляну.

 

Второй же акт вообще сногсшибательный по оформлению. По идее действие происходит в замке злого волшебника, в чудесном саду, где, находясь под властью колдуна, Кундри пытается соблазнить Парсифаля.

Чудесный сад представлен бассейном во всю сцену, наполненном крашеной в красное водой. В общем весь второй акт актеры поют и танцуют по щиколотку в крови. Весь хор закалдованных девушек и Кундри и сам Парсифаль к концу акта по уши измазаны в крови. Более того, когда Парсифаль, вместо того чтобы пасть под чарами, духовно прозревает и разрушает злое колдовство, т е согласно любой осмысленной интерпретации это нечто хорошее и радостно-победное, зритель видит всю сцену залитую немыслимым количеством крови, в которой валяются трупами несколько десятков молодых девушек в некогда белых платьях.

 

А голоса великолепные, Кауфманн, кажется, даже особо не напрягаясь, перекрывает весь оркестр, причем из любой скрюченной позы, уткнувшись носом в землю.

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кундри, конечно, внешне Парсифалю в матери годится, так что неудача в соблазнении юноши вполне понятна, однако это не мешает восприятию, так как она и по смыслу очаровывает не столько своей собственной красотой сколько наведенным колдовством.

Да и тексты второго акта на редкость осмысленны и логичны, так что тут интересны не только музыка и голоса, но и сам ход диалога, когда Кундри сначала давит на Парсифаля, рассказывая ему о его матери, пробуждая в нем стыд и тоску по матери, потом под эту дудочку соблазняет на поцелуй, который в итоге не столько пробуждает в том вожделение, сколько открывает ему глаза на то что вожделение это ненормально и губительно, а ноты сострадания к матери естественно переходят в остро-прочувствованное сострадание к Амфортасу, т е к тому, чьи страдания он бездушно наблюдал незадолго перед этим.

После Кундри еще пытается гнуть свою линию, стараясь переориентировать сострадание Парсифаля на себя, типа "если ты хочешь всех сделать счастливыми, то начни с меня" (с), мол, я страдаю не меньше чем Амфортас, пожалей бедную, приголубь, и это сопровождается истерической исповедью в своих грехах, но Парсифаль, не отказываясь жалеть и даже наоборот, решительно отказывается приласкать.

В общем все это довольно умно и психологично.

Жаль что такой, явно и даже пронзительно христианский сюжетный момент вплетен в конву довольно-таки сомнительной вагнеровской духовности, где христианство намешено с языческими и буддийскими мотивами, которые, кажется, особо старались подчеркнуть в данной постановке.

Вот интересно, а можно было бы поставить эту оперу так, чтобы звучали только христианские мотивы, или ни музыка ни тексты этого не позволят?

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 3 недели спустя...

Я на форуме недавно и только сейчас обнаружила эту замечательную тему. Спасибо Вам, Ana.

"Парсифаль" - асболютно "моя" опера, и я, невзирая на все вагнеровские духовные блуждания, воспринимаю её именно как христианскую и всегда пересматриваю/переслушиваю во время Великого Поста.

 

Сначала кратко мои впечатления от этой конкретной постановки.

Перед нами очередная "режопера". Хотя, справедливости ради, следует заметить, что постановка, несмотря на всю экстравагантность, в большинстве случаев придерживается либретто. Даже крестное знамение копьем творил Парсифаль в конце второго акта. Правда, было больше похоже на то, что он просто отмахивается от наседающих на него девиц. В итоге получилось, что все формальности как бы соблюдены, но христианство в сведено к антуражу, причем не всегда уместному. Пойти дальше (например, выбросить крещение Кундри), видимо, постеснялись - всё-таки Мет с "Парсифалем" связывают особенные отношения.

Резанули по ушам аплодисменты в конце первого акта (с аплодисментами после второго я уже смирилась, это всеобщая болезнь). Впрочем, в Мет так любят аплодировать (порой даже не дожидаясь, пока певец закончит арию), что подвигом можно считать уже то, что тут они дотерпели до конца акта.

Что касается состава... Папе великолепен, как всегда. Маттеи великолепен, как всегда. Кауфманн... Кауфманн такой Кауфманн :) При всём моем неоднозначном (мягко говоря) к нему отношении, нельзя не признать, что Вагнер - это его стихия. К вокальной части претензий нет. Другое дело, что Кауфманн в принципе не способен создать такой невинно-наивный образ, каким является Парсифаль в первых двух актах. Но надо отдать должное и Жирару, и самому Кауфманну - они нашли способ выйти из положения и и вместо классического образа Парсифаля выдали свою интерпретацию, которая внезапно оказалась очень удачной, органично вписавшись в музыку.

Кундри, конечно, внешне Парсифалю в матери годится,

Катарина Далайман, действительно, выглядит как-то уж совсем не привлекательно, несмотря на то, что старше Кауфманна (который, впрочем, тоже уже далеко не юноша) всего на шесть лет. В целом, она мне скорее не понравилась (в смысле вокала), но это, возможно, вопрос личного восприятия, поскольку я всех Кундри невольно сравниваю с непревзойденной Вальтрауд Майер.

За дирижерским пультом я бы предпочла видеть маэстро Ливайна, но это уже точно вопрос личных предпочтений.

 

Трансляция предлагает субтитры, и это создает дополнительный сюр, ибо Парсифаль поет о том как прекрасен этот луг и как чудно-красиво все теперь вокруг, а зритель в это время видит нечто пугающее и если красивое, то некой мрачной и зловещей красотой и уж точно менее всего похожее на лесную поляну.

Оформление всего третьего акта очень сильно извращает смысл оперы, на мой взгляд. Герои поют об искуплении, о прощении грехов, о милосердии Божием, о новой надежде etc. И дело не только в либретто. Ведь и сама музыка здесь такая глубокая, торжественная и светлая. У меня в сцене крещения Кундри и в финале слезы наворачиваются на глаза, потому что сама музыка позволяет пережить катарсис. Но в данной постановке в финале мы видим только безжизненную пустыню и небо, затянутое тучами, через которые едва пробивается свет. Не знаю, что хотел этим сказать режиссер, но я восприняла это так, что герои находятся в прелести плену иллюзий. Все слова об искуплении - ложь. Кундри умирает не в храме, а посреди пустыни, по которой никогда не потекут "реки воды живой"; Парсифаль возносит Грааль к небесам, но небеса закрыты. Герои прошли долгий путь, но в конце - пустота. Вечное ничто.

 

Более того, когда Парсифаль, вместо того чтобы пасть под чарами, духовно прозревает и разрушает злое колдовство, т е согласно любой осмысленной интерпретации это нечто хорошее и радостно-победное, зритель видит всю сцену залитую немыслимым количеством крови, в которой валяются трупами несколько десятков молодых девушек в некогда белых платьях.

Второй акт, конечно, нечто. Но финал его как раз единственное, что выглядит более-менее адекватно (в рамках данной постановки, конечно), ибо хорошее тут только для Парсифаля, а зло, которое представлено, в том числе, и коварными чародейскими девицами, терпит поражение.

 

Вот интересно, а можно было бы поставить эту оперу так, чтобы звучали только христианские мотивы, или ни музыка ни тексты этого не позволят?

Можно. Обрядить всех рыцарей Грааля в кардинальские облачения, а Парсифаля в финале короновать тиарой :)

Если серьезно, то мое мнение - да, можно. Эта опера открыта для интерпретаций, как никакая другая опера Вагнера, музыка оставляет простор для фантазии, а либретто настолько изобилует христианскими символами, которые имеют сюжетообразующее значение, роль которых вовсе не сводится к антуражу, что все побочные идеи при правильной подаче можно отодвинуть на десятый план. Причем "правильная подача" в данном случае - это очень просто, на мой взгляд. Достаточно не вносить никаких режиссерских идей, а поставить все в строгом соответствии с либретто. Например, моей любимой постановкой является постановка Метрополитен Опера 1993-го года, режиссера Брайана Ларджа. Она абсолютно канонична, за исключением одной детали - голубь в финале не прилетает :( Несколько утешает мысль, что это вызвано, видимо, чисто техническими проблемами, а не режиссерским видением. И Парсифаля поёт замечательнейший хельдентенор Зигфрид Ерузалем. И хотя возраст у него там уже предпенсионный, это как раз тот случай, когда о возрасте исполнителя начисто забываешь - настолько его исполнение искренне и естественно.

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Оооой... "Парсифаля" слушала один раз живьём - гастроли Мариинского театра были - но уже едва ли что-то помню... :(

 

Надо бы как-то себе напомнить:)

 

 

Но смотрела в чисто классической постановке. Это помню точно :).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я "парсифаля" слушала первый раз, а другие вагнеровские оперы вообще не слушала.

Несколько раз начинала слушать и бросала. Всегда Вагнер казался мне несколько нудный.

Однако эта вот данная постановка, при всей её неоднозначности, что угодно только не скучная.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Моя любовь к опере началась именно со знакомства с Вагнером. Причем "Парсифаль" был второй оперой, которую я послушала (первая - "Летучий голландец"). С тех пор я его, "Парсифаля", и полюбила. Но я не поклонница экспериментов, мне по душе классические (в плане сценического действия) постановки, но при этом я двумя руками за минимализм в декорациях и простоту костюмов. Масштабные действа типа дзефереллиевской "Аиды" меня сильно утомляют и отвлекают от музыки. На мой взгляд, сценическое действие должно музыку подчеркивать, обрамлять, но никак не подавлять и не затмевать. Ну и самое главное, чтобы не терялся смысл. В данной постановке я как-то сразу не смогла ухватить режиссерскую мысль и чувствовала себя "чужой на этом празднике жизни".

А вот недавние метовские постановки вагнеровской тетралогии "Кольцо нибелунгов" мне очень понравились.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У меня наоборот. Я в детстве оперетту очень любила. У мамы большая коллекция оперетт на виниловых пластинках была. Да и до сих пор я оперетту люблю. :) Просто с возрастом стали все больше раздражать водевильные, эстрадные моменты в оперетте, и напротив, все больше полюбились настоящие арии, дуэты в которых голоса "сбегаются и разбегаются", хор.

Соответственно и первые оперы которые понравились это были наиболее легкие оперы, не далеко ушедшие от оперетты - Россини "севильский цирюльник" , Моцарт "женитьбы Фигаро", Доницетти.

Да и сейчас я не претендую на ценителя музыки. Любую музыку слышу не раньше чем с третьего прослушивания, а до этого она мне шумом идет, который можно принять и хоть как-то понять только благодаря сценическому шоу.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Соответственно и первые оперы которые понравились это были наиболее легкие оперы, не далеко ушедшие от оперетты - Россини "севильский цирюльник" , Моцарт "женитьбы Фигаро", Доницетти.

А я долгое время "Свадьбу Фигаро" не могла осилить, она мне казалась слишком сложной в музыкальном плане, я сильно уставала к концу второго акта :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А Вы наверное музыке не чужие. :) Мне так медведь в детстве на ухо наступил. Ни музыкального слуха, нет ни музыкальной памяти.

Марсель Пруст в своих "поисках утраченного времени" озвучивал мнение, что композиторы вроде Чайковского это не высокая музыка потому что её может слушать любая кухарка, вот Вагнер или Дебюсси, это другое дело.

В отношении музыки я явно "кухарка". :) Под "женитьбу фигаро" Моцарта я в детстве квартиру убирала, танцевала со шваброй и пела в скакалку. Понимаю я его или нет не скажу, но что мне он нравился и нравится, это факт.

А не будь этого яркого шоу, я бы и Вагнеровского "Парсифаля" не услышала.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Всё мое музыкальное образование - это частные уроки игры на фортепиано в детстве. И самостоятельные занятия во взрослом возрасте, уже когда оперу полюбила. Но медведь по ушам не топтался, слух есть. По крайней мере, когда я играю или пою фальшиво, а это происходит всегда то слышу это :)

К Чайковскому у меня идиосинкразия. В детстве меня сводили на "Евгения Онегина", с тех пор я оперу возненавидела. Когда мне было 20, меня пригласили на "Богему". После этого я возненавидела оперу еще больше. А в 25 случайно попала на гастроли Баварской оперы, они привезли "Летучего голландца". Была в полнейшем восторге, но долгое время могла слушать только Вагнера. А потом понеслось :)

Только вот Чайковского по-прежнему слушать не могу, увы.

 

А не будь этого яркого шоу, я бы и Вагнеровского "Парсифаля" не услышала.

Я не против "режоперы" в принципе. Мне только не нравится, когда драматургия застит или извращает либретто. Но должна признать, что из всех современных постановок "Парсифаля" (за последние лет двадцать точно) - эта самая смотрибельная и адекватная, без особых извращений.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...