Перейти к содержанию

Лидеры

Популярный контент

Показан контент с высокой репутацией 15.10.2022 во всех областях

  1. Конечно, верно то, что знание естественного закона в его полноте затемнено всякого рода заблуждениями, страстями, а попросту сказать – грехом. И это является одной из тех причин, по которой Бог дал, кроме естественного, и Свой позитивный закон. Сейчас будем говорить о нем. Вспомним, что Божественный позитивный закон – это закон, полученный через Откровение Бога. Мы принимаем его иначе, чем естественный закон. Если естественный закон мы знаем и принимаем, исходя из доводов естественного разума, то основанием принятия Божественного позитивного закона является сверхъестественная вера - свободно сообразуясь с благодатью, мы принимаем Бога и сообщенное Им из доверия к Нему. Поскольку мы принимаем сверхъестественное Откровение из сверхъестественных же мотивов, то Божественный позитивный закон может вести нас к той цели, которая лежит за пределами возможного природного счастья, то есть к вечному бытию в Боге. Наверное, излишне говорить, что исполняется этот закон под влиянием благодати, а не собственными природными силами человека. Хотя надо заметить, что теологи высказывали мнение, согласно которому Бог может сопроводить своей благодатной помощью и исполнение естественного закона, если бы "благородный дикарь" невиновным образом знал только этот закон. Итак, Божественный позитивный закон отличается от естественного по тому способу, которым он нам известен, и по той цели, к которой он нас ведет. Согласно истории самого домостроительства спасения, мы делим его на ветхозаветный закон и новозаветный закон. Ветхозаветный закон, о котором мы говорим сейчас, представлен теми заповедями, которые были даны от сотворения мира до Моисея (например, о единстве и нерасторжимости брака, об обрезании) и Моисеевым законом. В целом в Ветхом Завете мы различаем заповеди морали, ритуальные заповеди и заповеди правления. Первая группа заповедей – заповеди морали – затрагивают отношения человека с Богом и ближними. Развернуто они представлены заповедями Декалога. Давайте сразу зададимся вопросом: обязательны ли они для христиан? Вопрос не вполне праздный, так как время от времени можно услышать, что они никак не связывают христиан ввиду того, что новозаветная мораль их полностью превосходит, и вообще Христос отменил вся ветхозаветные узаконения. Нет ничего дальше от истины. Десять заповедей и другие моральные законы Ветхого Завета по своей природе неотменяемы. Почему? Мы уже говорили о том, что при всех других различиях, придаваемых принадлежностью к Божественному позитивному закону, содержательно Декалог идентичен главным заповедям естественного закона. Следовательно, его заповеди – такая же неотъемлемая часть вечного закона, как и естественный закон. Они являются базовой структурой морального порядка, костяком морального строя всего мироздания. Вследствие этого они совершенно универсальны, и честертоновский отец Браун с полным основанием сказал: "У (Вселенной) нет пространственных границ, но за границы нравственных законов она не выходит. Истина и разум царят на самой далекой, самой пустынной звезде. Посмотрите на звезды. Правда, они как алмазы и сапфиры? Так вот, представьте себе любые растения и камни. Представьте алмазные леса с бриллиантовыми листьями. Представьте, что луна — синяя, сплошной огромный сапфир. Но не думайте, что все это хоть на йоту изменит закон разума и справедливости. На опаловых равнинах, среди жемчужных утесов вы найдете все ту же заповедь: «Не укради»". Замечательно, что Честертон прямо соединяет закон разума и справедливости (то есть естественный закон) и Богооткровенную заповедь. Это соображения богословского порядка. Кроме того, Мать-Церковь, дабы разум ее чад не блуждал, прямо закрепила данную истину своим учительством. В XVI в. в протестантской среде кипело брожение на предмет обязательности для христиан заповедей Декалога, и большая их часть склонялась к тому ответу, что Христос освободил своих последователей от такой обязанности. Учитывая опасность проникновения подобных взглядов в католическую среду, Святой Тридентский Вселенский Собор одним из канонов провозгласил: "Если кто говорит, что Евангелие не заповедует ничего, кроме веры, что все прочее безразлично, [то есть] ни предписано, ни запрещено, но свободно, или что десять заповедей не касаются христиан, да будет отлучен от сообщества верных". Подведем итог: моральный заповеди Ветхого Завета обязательны для христиан. Именно о них Христос говорил: "Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона". Ритуальные заповеди Ветхого Завета, напротив, потеряли свою силу, так как служили только приуготовлению к приходу Мессии. Святой Августин выделил три периода в действии этих заповедей после прихода Христа: 1) период до Распятия, когда эти заповеди соблюдал и Сам Спаситель, и его ученики 2) переходный период, когда они перестали связывать и когда обязывать к ним было уже нельзя, но когда их исполнение не было грехом (приблизительно, до разрушения Иерусалима) 3) последующий период, когда тот, кто придерживается этих заповедей по религиозным соображениям, отрицает смену Заветов. Заповеди правления, которые регламентировали социальную жизнь еврейского народа, потеряли силу с уничтожением еврейского государства.
    1 балл
×
×
  • Создать...