Перейти к содержанию

150-летие храма в Нижнем Новгороде


Drogon
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

От архиепископа

28 октября 2011 г.

 

 

Поезд в Нижний Новгород отошел от Курского вокзала. Ещё темно, и компанию мне составляют Псалмы утренней молитвы Часа чтений. Меня захватывают, увлекают слова 131 (132) Псалма: «Избрал Господь Сион, возжелал его в жилище Себе. «Это покой Мой на веки: здесь вселюсь, ибо Я возжелал его»». Здесь на первый план выходит исполненное благодарности удивление царя Соломона перед тем, что Бог избрал Себе жилище в Своём народе. Бог присутствует и действует в жизни царя и всего народа. Бог исполнил обещание, которое Он дал отцу Соломона, Давиду, обещание построить храм, место постоянного присутствия Бога среди людей. Господь находит себе покой – то есть место, где Он желает обитать, – и это место – Его народ, человечество! Ведь Он с самого начала желал обитать с нами! (ср. Исх 25, 8).

 

 

Мы знаем, что храм Соломона – это лишь этап присутствия Бога среди людей. Господь не вечно обитает в каменных храмах. И мы знаем, что храм Соломона будет разрушен, опустошён и брошен… И это говорит о неизбежной, печальной хрупкости всего того, что человек «творит» своими руками, даже когда он строит ради славы Божией. Мы знаем, что власть этого мира ненавидит всё то, что воздаёт славу Богу, что отсылает людей к присутствию Бога, к тому, чтобы жить в присутствии Бога. И потому власть мира сего ненавидит красоту храма, которая есть видимый знак невидимого Бога.

 

 

История храма в Нижнем Новгороде также отмечена опустошением, разрушением. И этот храм – далеко не единственный, переживший разрушение!

 

 

23 октября нижегородская католическая община празднует 150-летие своей истории. По архивным данным в 1861 г. в Нижнем Новгороде был построен храм, освящённый в честь Успения Божией Матери, что говорит о том, что католическая община появилась в городе уже раньше. В самом Нижнем Новгороде, кроме храма, было ещё три часовни, часто фигурирующие в документах как отдельные приходы, – и это также многое говорит о том, настолько стремительно католическая община развивалась здесь в конце XIX – начале XX века.

 

 

Новый храм прихода действовал, к сожалению, лишь до 1929 года. В том году богослужения и вся пастырская деятельность в нём были прекращены. Храм был закрыт и передан под нужны сменявших друг друга советских учреждений. Часть прихожан и члены приходского совета были репрессированы, настоятель, отец Антоний Дземешкевич, – расстрелян на Соловках. Хочется надеяться, что отец Антоний будет провозглашен мучеником за веру и причислен к лику святых.

 

 

Приход был снова официально зарегистрирован 10 февраля 1994 года, а в 2000 году архиепископ Тадеуш Кондрусевич освятил новый храм, который расположился в отреставрированном здании исторического приходского дома.

 

 

Настоятелем храма с момента восстановления прихода до сего дня является аргентинец о. Марио Бевератти. Он делает всё возможное, чтобы память о прошлом не угасла, и самый простой способ сделать это – жить сегодня теми живыми отношениями с Христом, на которых основана жизнь Церкви.

 

 

Наша история показывает, что Бог никогда не оставляет Свой народ. Бог нашёл Свой покой в нерукотворном храме, в храме, который никто не может разрушить. И этот новый, окончательный и неразрушимый храм, в котором обитает Бог, – это живое тело Христа. Сам Христос умерший и воскресший являет Собой окончательный храм, который терпит поражение в истории, но который одновременно не может быть разрушен. В этом храме участвуем и мы – не по заслугам нашим, но по благодати Божией. Мы являемся теми живыми камнями, о которых Иисус говорит, беседуя с Самарянкой: «Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме», говорит Самарянка. И Иисус отвечает ей: «Поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу». Потому что «настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (ср. Ин 4, 20-24).

 

 

Да, в духе и истине! Иисус сказал Своим друзьям, что Он есть истина и путь и жизнь (ср. Ин 14). Поэтому мы призваны поклоняться Богу в храме Его окончательного присутствия, который есть сам Христос, Его тело, живая Церковь. Да, я понимаю, что Христос – это храм, в котором возносится наша молитва Богу. И Церковь – это то место, где мы снова и снова слушаем обновляющий нас голос Христа. В общине Церкви воплощаются слова, которые мы слышали сегодня в Евангелии: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (ср. Мф 22, 34-40).

 

 

И голос Христа, через который звучит Слово, Свет, который позволяет нам видеть Христа присутствующего и живущего здесь и сейчас, – это Дух Святой. Храм, который есть Церковь, не может быть разрушен, потому что действие Духа Святого не может быть остановлено. Нет никакой силы в этом мире, которая могла бы противостоять власти Святого Духа.

 

 

Из этого мы понимаем, что наша задача, наша ответственность состоит в том, чтобы наш голос, наше дыхание совпали с тем возгласом, которым заканчивается Библия: «Приди Господи Иисусе!». «Приди Святой Дух!». Таким образом в нашей жизни начинают исполняться слова святого Павла: «Уже не я живу, но живёт во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (ср. Гал 2, 20).

 

 

Без дара Святого Духа человек не может делать ничего: всё опустошается, всё становится ложью, всё внушает лишь грусть и тоску. А Дух Святой открывает нам сердце Иисуса, и, таким образом, мы принимаем внутрь себя любовное общение Пресвятой Троицы, согласно обещанию Иисуса: «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Моё; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придём к нему и обитель у него сотворим» (ср. Ин 14, 23).

 

 

Мы с вами призваны стать – ради нас самих и ради наших современников – этим живым храмом, людьми, для которых Христос является присутствием, способным менять, преображать нашу жизнь.

 

 

Сегодня мы не можем сказать, что католическая община здесь столь же многочисленна, какой она была до революции. Однако главное для нас – что это община живая. В ней отражается кафоличность Церкви, которую образуют верующие со всех концов земли, в том числе студенты, приезжающие учиться в Нижний Новгород. Всегда, когда мне удаётся встретиться со студентами со всего мира, которые учатся в университетах городов нашей Архиепархии, меня поражает в них та живость, в основе которой лежит не темперамент и не особенности культуры, а общая вера. Единство их веры, часто неосознанно, становится самым прекрасным и естественным способом миссии. Они становятся для своих друзей свидетелями веры – почти незаметно, и, я бы сказал, – по благодати дара Святого Духа.

 

 

Вот почему мы должны просить у Богородицы на Небо взятой о благодати обращения к Иисусу, обращения нашего взгляда к Её Сыну, чтобы самим стать храмом нерукотворным для наших братьев, чтобы и мы стали «образцом для всех верующих» (ср. 1 Фес 1, 7). Пресвятая Богородица стала вершиной творения, ибо в ней Бог особым образом обрёл Свой покой, Своё жилище: божественная любовь нашла в ней полное соответствие, и в её чреве Единородный Сын стал человеком.

 

 

Обратимся к Богородице, чтобы она испросила для нас изобилия даров любви, и чтобы наша жизнь стала песней хваления Отцу, через Сына, в Духе Святом. Veni Sancte Spiritus, Veni per Mariam. «Приди, Дух Святой. Приди через Марию».

 

 

 

 

+ Павел Пецци

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...