Drogon Опубликовано 15 ноября, 2013 Поделиться Опубликовано 15 ноября, 2013 Как живет Греко-Католическая Церковь в Казахстане? В этом году греко-католики Казахстана, которые имеют в этой стране давнюю и трагическую историю, стали участниками важного события: 15 сентября в столице государства Астане был освящен храм Св. Иосифа Обручника, строившийся на протяжении десяти последних лет. А ранее, весной 2013 года, Казахстан посетили члены Постоянного Синода епископов Украинской Греко-Католической Церкви, которые получили возможность непосредственного ознакомления с жизнью и проблемами местных католиков византийского обряда. О прошедшем и нынешнем дне греко-католичества в Казахстане рассказал корреспонденту Религиозно-информационной службы Украины (РИСУ) Апостольский визитатор для греко-католиков Казахстана и Средней Азии отец Василий Говера. В конце 90-х годов он, как миссионер, приехал в страну, в которой когда-то проживал с семьей его депортированный отец. - История украинского присутствия в Казахстане измеряется столетиями. Ее отсчитывают с XVII века, а последняя волна датируется 60-ми годами XX века, когда, по призыву партии, многие украинцы отправились осваивать целину. Еще 20 лет назад в Казахстане проживало 900 тысяч украинцев. А как обстоит дело теперь? - Теперь их около 300 тысяч – это последние статистические данные. Численность украинцев и правда быстро уменьшается, поскольку всего лишь десять лет назад их было полмиллиона. Причины этого различны: кто-то возвращается на родину, а кто-то ассимилируется. У нас очень много смешанных браков. - А как, по статистическим данным, выглядит присутствие УГКЦ в Казахстане? Как здесь структурирована Церковь? - У нас 5 зарегистрированных общин: в Караганде, Астане, Павлодаре, Шедерты (Павлодарская область) и Сатбаево. Есть еще 10 общин в других местах, которые периодически посещаются священником. В Алма-Аты община до сих пор не зарегистрирована, хотя там есть постоянный священник. Всего у нас служат 9 священников и пятеро монахинь из Конгрегации Служительниц Непорочной Девы Марии (трое из них трудятся в карагандинском приходе, а двое – в Апостольской нунциатуре в Астане). В прошлом году количество священников впервые за всё время увеличилось: двое пастырей приехало из Украины, а один – из России. Он прежде был православным, а потом перешел в Греко-Католическую Церковь. Территориальной структуры в Казахстане пока нет: для этого нужно иметь больше верующих, приходов, священников. Мы надеемся, что со временем такая структура появиться. Я исполняю функцию делегата (визитатора) Конгрегации Восточных Церквей, иначе говоря, Апостольского визитатора. Но при этом мы не зависим от Римско-Католической Церкви. На сегодняшний день есть только две страны – Казахстан и Белоруссия, – в которых Апостольские визитаторы наделены большими, чем это бывает обычно, полномочиями. - Кто они такие, греко-католики Казахстана? Отличается ли друг от друга паства различных ваших приходов? - Жизнь Греко-Католической Церкви здесь отличается большим разнообразием. Приходы очень разные, как по численности верных, так и по их особенностям. Например, в Караганде существует традиционный греко-католический приход, 90% верных которого – это дети и внуки депортированных галичан (в этом, 2013 году, мы отмечаем 65-ю годовщину этой депортации). А в других приходах большинство составляют восточные украинцы: дети и внуки тех, кто в свое время приехал сюда осваивать целинные земли. Они считают себя православными, но приходят в нашу Церковь: хотят хоть в какой-то мере слышать украинскую речь во время богослужения, поэтому и идентифицируют себя с УГКЦ. Разумеется, есть и общины в таких местах, где прежде не было никакой церкви или прихода. Они возникли совсем недавно, когда сюда стал регулярно наведываться священник.- На каком языке вы служите? — В некоторых случаях – по-русски или по церковно-славянски. Всё зависит от обстоятельств и нужд общины. Например, есть у нас такая община, в которой литургия служится исключительно по-украински, а проповедь – на русском. - Расскажите пожалуйста, как живется христианской Церкви в нехристианской стране? Как складываются ваши отношения с властями, с Русской Православной Церковью? - На протяжении 20 лет независимости Казахстана, минувших после развала СССР, религиозная ситуация в стране была достаточно стабильной, а отношение государства к религии – либеральным. Однако в последнее время, в связи с определенными тенденциями в обществе (я имею в виду влияние фундаментализма, радикального ислама, появление различных экстремистских течений), государство пересмотрело свою религиозную политику. В позапрошлом году парламент принял Закон о религиозных объединениях, которым существующее положение дел в религиозной сфере было существенно изменено. Теперь государство в значительно большей мере контролирует Церковь, сложнее стало регистрировать общины, получать разрешения на строительство храмов и т.д. Русская Православная Церковь в Казахстане развивается довольно динамично. Если недавно здесь было только три епархии, то теперь вдобавок к ним учреждено еще шесть. Ныне в стране существует митрополичий округ, идет интенсивное храмостроительство, открываются новые приходы. Отношения между нашими Церквами спокойные, напряжений нет. Православный митрополит – очень открытый человек, он часто встречается с римско-католическими епископами. Правда, каких-то совместных мероприятий христианские Церкви практически не проводят, разве что за исключением локальных выступлений в защиту христианских ценностей – борьбы с абортами и т.п. - Насколько религиозны казахи?- По большей части они религиозно индифферентны. Ситуация здесь напоминает ту, что сложилась в России и в Восточной Украине. Т.е. казахи номинально считаются мусульманами, но в действительности процент практикующих верующих очень незначителен. - Есть ли случаи прихода казахов в Греко-Католическую Церковь? - Нет. Отдельные случаи обращения казахов ко Христу имеют место лишь в протестантских общинах. Но в целом ситуация в этой сфере очень сложная. Государство не поддерживает христианизацию казахов, а общество реагирует на такие попытки очень агрессивно. Обращенные в христианство имеют затем проблемы в семье, от них часто отрекаются родичи, поэтому принять Христа – это для казаха очень трудный шаг. - Когда-то раньше Вы говорили, что намеревались провести в Казахстане три года. Вы приехали сюда, узнав, что карагандинскому приходу нужен священник. Чем же так пленила Вас казахская земля, что Вы остаетесь здесь до сих пор? - Казахстан – это место особенное. С одной стороны, это место каторги. Людей же сюда не на курорт везли: здесь тяжелые условия для жизни, резко-континентальный климат, перепады температуры, бураны, снега, морозы, громадные расстояния – это же как три Украины. Жить здесь намного труднее, чем в Украине или Европе. Но когда ты узнаешь про путь Греко-Католической Церкви на этой земле, о том, сколько мучеников вышло из ее рядов, вот тогда ты поймешь, что здесь становится осязаемой тайна гонимой Церкви. И это понимание помогает в служении людям, оказавшимся в трудной ситуации. Когда я рассказываю американцам про восточную украинскую династию, они удивляются: а зачем вы там служите? Не лучше ли было забрать этих людей на Украину? Т.е. они считают, что здесь не нужно ничего строить, не стоит открывать приходы, а нужно лишь вывезти отсюда украинцев, как это сделали немцы. Я же отвечаю им, что это – задача государства, а мы – как Церковь – призваны быть рядом с людьми, которые, различным образом и в разное время, оказались вдали от своей родины. Помочь им не забывать о своих корнях. И, разумеется, вести евангелизацию, помогать людям найти Бога. В Казахстане накоплен громадный опыт жизни Церкви в подполье и мученичества. На территории Казахстана было очень много концлагерей. Мы теперь собираем данные об их узниках. Уже известно, что в местах заключения здесь побывало свыше 200 священников. Когда в 1955 г. большинство узников выпустили на волю, большинство их вернулось в родные места. Но было и много таких, кто остался здесь и здесь продолжил свое служение. Здесь существовала большая немецкая диаспора (свыше полумиллиона депортированных немцев), и украинские священники служили также и им. Это – очень хороший пример сотрудничества. Культ блаженного о. Алексея Зарицкого существует ныне и среди римо-католиков. Он официально признан небесным покровителем Караганды, его статуя водружена в римско-католическом храме Караганды. Римско-Католическая Церковь в Казахстане многим обязана украинским священникам, их самоотверженному служению. https://sibcatholic.ru/2013/11/15/kak-zhivet-greko-katolicheskaya-cerkov-v-kazaxstane/ 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Рекомендуемые сообщения
Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь
Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий
Создать учетную запись
Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!
Регистрация нового пользователяВойти
Уже есть аккаунт? Войти в систему.
Войти