Перейти к содержанию

Советы о молитве


Владимир М.
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Интервью с ныне покойным архимандритом Софианом (Богиу):

– Когда человек молится, Бог слышит его?

 

– Это верно, что человек, когда молится, чего-то ждет от Бога – помощи, которую никто ему оказать не может, кроме Него. Часто связи с людьми оказываются бесполезными. А когда он начинает молиться и на деле следовать советам Божиим, тогда ощущает сильную помощь. Бог никогда не учит нас плохому, Он всегда учит тому, что полезно для нас.

 

– Что вы можете сказать о силе молитвы, которой обладали церковные люди во времена гонений?

 

– В тюрьмах за нами так сильно следили и так притесняли, что мы не могли обращаться никуда – только вверх, по вертикали, к Богу. Человек сильнее всего молится в напастях. А в тюрьме действительно были великие напасти!

 

Молитвы узников принимались Богом, узники были угодны Богу, и потому Он их укреплял. Так что при всех ужасах, при всей злобе, которые обрушивались на несчастных заключенных, они все-таки сохраняли в душе безмятежность и радость, которой неоткуда было прийти, кроме как свыше, от Бога. Молитвы узников были, наверное, сродни молитвам святых пустынников и мучеников, сжигаемых на костре: под ними пылал костер, а они были веселы, они служили Богу и благодарили Его за эту свою жертву, которую они приносят Ему, пред Ним.

Примерно такими же были и эти молитвы в тюрьмах для очень многих узников. А нам, внешним, их молитвы и пережитое внушают мысль, что нужно смиряться, браться за труды, нести подвиги, насколько это возможно: посты и молитвы, поклоны, терпение оскорблений, наносимых нам в жизни, терпение безропотное. И тогда наши молитвы принимаются Богом, как молитвы узников.

<…>

 

– Как можно в условиях современной жизни стяжать дар молитвы Иисусовой, когда, как известно, ум нынешних христиан намного рассеяннее, чем у христиан былых времен, а ритм нашей жизни очень мешает сосредоточить свой ум и глубоко исследовать себя?

 

– Это правда – то, о чем вы говорите. Таков ритм современной жизни – это жизнь в спешке, жизнь в суете, жизнь, полная движения. Но и молитва эта очень краткая. А моления пустынников продолжались весь день и всю ночь. Так, один святой в «Добротолюбии» говорит, что он молился с утра до вечера, а когда уставал молиться, прочитывал все Священное Писание; таким образом, его жизнь постоянно находилась на связи с Богом. Как он творил молитву – преклонив колени или стоя, воздевал ли он руки или складывал их на груди – мы не знаем! У разных людей движения разные. Но его молитва удерживала на одном месте – в его молитвенном уголочке.

 

Бог будто специально для этой нашей современной жизни установил молитву «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного!» Будем произносить хотя бы окончание, вывод этой краткой молитвы: «Иисусе, помилуй мя!» В какой бы спешке мы ни находились в этой нашей повседневной жизни – на лекциях ли мы сидим или на семинарах в университете, на работе или едем куда-то, общаемся ли с кем-нибудь, – мы время от времени можем, но как можно чаще, произносить: «Иисусе, помилуй мя!»

 

Эти слова – суть Иисусовой молитвы. Слово «Иисусе» указывает на вершину нашей христианской жизни – Бога со всем Царством Его, а слова «помилуй мя» – это нижнее состояние, состояние ничтожности, напастей, в которых мы зачастую пребываем. Хотя бы эти слова будем произносить в суете нашей жизни. Три слова! А если мы будем произносить всю молитву целиком, то это будет лучше всего.

 

Она очень короткая. И эту молитву нужно произносить как можно чаще, как бы мы ни были заняты. Я знал одного делателя сердечной молитвы, который, я это точно знаю, молился непрестанно. Когда он рассказывал очень серьезные вещи из своей страдальческой жизни времен русской революции, я положил ему руку на плечо и спросил: «Отец Иоанн, вы теперь молитесь?» Он захватывающе рассказывал, а сердце его молилось. Молитва вошла в его сердце, а когда эта молитва входит в сердце, мы молимся, как дышим.

 

Так что в современной жизни со всей ее спешкой, с ее скоростями, при всей нашей суете мы можем питаться от этой молитвы вполне достаточным образом.

 

– Отец архимандрит, каким должно быть повседневное молитвенное правило студента?

 

– Некогда в Афинах учились двое студентов, производивших сильное впечатление на своих современников. Их звали Григорий и Василий. Одного все христианство сегодня поминает как святого Василия Великого, а другого – как Григория Богослова. Это была счастливая двоица афинских студентов, которые, помимо своих занятий, изучали и Евангелие. Две тропинки были в жизни этих студентов, как говорит святой Григорий, товарищ святого Василия: одна вела в школу, а другая – в церковь.

 

Так должны слагать свою жизнь и наши нынешние студенты – между занятиями и молитвой. Не знаю, как им удается справляться с современной программой, но кроме телесной пищи, которую мы волей-неволей ищем и усваиваем, нам необходима душевная пища, без которой мы умираем. Да, умираем, хоть и живы! Умираем душевно. Становимся бесплодными, окамененными, черствыми, бесчувственными, злыми, завистливыми, гордыми и так далее – без этой душевной пищи. И поэтому хорошо было бы, чтобы мы питались и той, и другой пищей. Как говорит Спаситель Христос: ищите прежде Царства Божия и правды Его, а все остальное приложится вам!

 

– Почему говорят, что молитва – это разговор с Богом, когда в действительности говорим только мы?

 

– Это все-таки разговор, потому что Бог внимает нашим молитвам. Когда мы говорим с кем-нибудь, то тот, другой, слушающий, сочувствует, одобряет то, о чем мы говорим. Или – время от времени, как придется – Бог не внимает нашей молитве. Это ответ со стороны Бога. Или же Он слышит нашу молитву, и тогда это все-таки диалог, общение, тесное единение с Ним.

 

– Иногда сердце хочет петь славу или благодарение Богу своими словами. И можно ли молиться вдвоем или небольшой группой и как?

 

– Здесь на самом деле не один, а несколько вопросов. Во-первых, эта молитва, возносимая совместно, очень угодна Богу. Я уже говорил вам об этом, что в тот момент, когда святой Петр был арестован и, закованный в цепи, брошен в темницу, где-то, в каком-то доме всего несколько людей возносили молитвы о нем. Однако эти несколько людей были, как стрелы – если позволительно так будет сказать, – обращены умом к небу, к Богу. У всех было одно желание, одно чаяние, одна молитва. Все молились об одном – чтобы святой Петр был избавлен от смерти, ибо на следующий день его должны были вывести и казнить на глазах у всех иерусалимлян, и апостол должен был умереть. Тогда христиане молились, чтобы он был избавлен от тюрьмы, а фактически – чтобы он был избавлен от смерти. И поскольку все молились в одном желании, с одной мыслью, Бог услышал их молитву.

 

Так что когда несколько человек молятся вместе утром или вечером – как мы молились, например, в интернатах (или в других местах, где я был), когда нас выводили из спален на монастырский или школьный двор, и один читал молитву, а остальные слушали, – это прекрасное дело, однако при том обязательном условии, что все должны быть внимательны к словам молитвы.

 

Молитва индивидуальная лучше, как мне кажется, потому что, когда я начинаю блуждать умом и становлюсь невнимателен к тому, что произнес, я возвращаюсь назад и повторяю молитву. Я внимаю, каюсь и задерживаюсь на некоторых местах или фрагментах молитвы. Я совершаю ее сам, один. А когда со мной несколько человек, я не могу всех остановить, чтобы заново начать молитву с того самого места, где я начал блуждать умом. Поэтому я и говорю, что групповая молитва очень хороша, когда все единомысленны в молитве и внимательны к тому, что говорится. А если происходит так, как я сейчас сказал, тогда лучше, чтобы молитва была индивидуальной, чтобы каждый молился отдельно, в тайне жизни своей.

 

– Некоторые батюшки говорят, что единственная общая молитва, которая допускается Церковью, – это молитва во время богослужений, в противном случае мы рискуем стать пиетистами. Что вы можете сказать об этом? И что такое пиетизм?

 

– Пиетизм – это формальная молитва. Однако общая молитва крайне необходима в храме: богослужение вечерни, утрени, святой литургии не может совершать каждый человек по отдельности. Оно должно совершаться в каком-то особом доме – в доме Божием – публично. Один служит, а остальные внимают тому, что говорится в алтаре, на солее или клиросе. И тогда тоже необходимо внимание, потому что и во время богослужения в церкви находятся такие люди, которые мешают другим. Они могут задавать вопросы, даже когда в святом алтаре поют: «Тебе поем, Тебе благословим…», то есть в самый священный момент святой литургии, – вопросы, ну, например, о том, как надо… варить варенье, или о чем-нибудь еще из области быта, из домоводства. И прерывают молящегося, потому что он слушает, о чем его спрашивает ближний, и лишается благодати молитвы, этой стрелы, которая всегда должна быть нацелена к Богу, присутствующему на святом престоле. А тогда ведь освящаются святые тайны, дары, приносимые верующими, прелагаются в Тело и Кровь Спасителя – это самый священный момент святой литургии. Бывает, что и в другие моменты службы тоже задевают тебя, спрашивают о чем-то или рассказывают такие вещи, о которых ты мог бы и попозже узнать или не знать вообще. Если бы не узнал об этом, ты нисколько не пострадал бы, тебя только отвлекают от молитвы.

Источник.

  • Like 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 1 месяц спустя...

Кстати, о молитве своими словами отец Софиан ничего не ответил. Хотя об этом нам известно из поучений Феофана Затворника: молитва своими словами допустима и очень желательно, когда идет от сердца. Святитель даже рекомендует при этом отложить обычное молитвенное правило, поскольку оно, по его мнению, и служит как раз для того, чтобы разогреть сердце. Однако при этом не следует забывать и наставления других отцов, в частности прп. Иоанна Лествичника: "«Не употребляй в молитве твоей премудрых выражений, ибо часто простой и неухищренный лепет детей был угоден Небесному Отцу их» (Лествица. 28: 9); «не старайся многословить, беседуя с Богом, чтобы ум твой не расточился на изыскание слов. Одно слово мытаря умилостивило Бога, и одно изречение, исполненное веры, спасло разбойника. Многословие при молитве часто развлекает ум и наполняет его мечтаниями, а единословие обыкновенно собирает его» (Лествица. 28: 10).

 

P.S. Нашел цитату из писем святителя Феофана: «Если душа бывает вяла и не сильна сама подняться к Богу, читайте на память какую-либо молитву, каждое слово несколько раз повторяя, чтоб разбить душу, как молотом. Когда же душа идет сама к Господу, не читайте никаких молитв заученных, а свою речь прямо ведите к Господу, начиная с благодарения за милости именно вам самим, потом и другое что нужно сказывая. Господь близь! Он внимает слову из сердца».

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 3 недели спустя...

Хотелось бы сказать о молитве словами Матери Терезы:

Лучшая молитва — это молитва в безмолвии. Мы не сможем ощутить присутствие Бога, если не добьемся внутреннего и внешнего безмолвия. Заставьте молчать ваш разум, глаза и язык. В молчании мы обретем новую энергию и настоящее единство. Энергия Бога войдет в нас, и наши мысли сольются с Его мыслями, наши молитвы сольются с Его молитвами, наша жизнь — с Его жизнью.

 

Все наши слова бесполезны, если они не идут изнутри. Слова, которые не проливают свет на Христа, только сгущают тьму, Молитва требует от нас многих жертв. Но если вы действительно хотите молиться, будьте готовы начать прямо сейчас. Если вы решительно не сделаете первых шагов к молитве, то никогда не достигнете цели — ощущения присутствия Бога.

  • Like 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Хотелось бы сказать о молитве словами Матери Терезы:

Лучшая молитва — это молитва в безмолвии. Мы не сможем ощутить присутствие Бога, если не добьемся внутреннего и внешнего безмолвия. Заставьте молчать ваш разум, глаза и язык. В молчании мы обретем новую энергию и настоящее единство. Энергия Бога войдет в нас, и наши мысли сольются с Его мыслями, наши молитвы сольются с Его молитвами, наша жизнь — с Его жизнью.

 

Все наши слова бесполезны, если они не идут изнутри. Слова, которые не проливают свет на Христа, только сгущают тьму, Молитва требует от нас многих жертв. Но если вы действительно хотите молиться, будьте готовы начать прямо сейчас. Если вы решительно не сделаете первых шагов к молитве, то никогда не достигнете цели — ощущения присутствия Бога.

Категорически несогласна.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тоже несогласна. Очень трудно добиться внутреннего безмолвия, для меня практически невозможно, да и нужно ли?

Начинаешь молиться словами, ничего не ощущая, просто по вере, и Бог приходит. Он приходит на открытое и искреннее сердце, как у ребенка. :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тоже несогласна. Очень трудно добиться внутреннего безмолвия, для меня практически невозможно, да и нужно ли?

Нужно. Ведь трудно услышать другого человека, когда в комнате кто-то постоянно говорит. Или когда сам болтаешь без умолку. Так и с молитвой. Хочешь услышать Бога, сосредоточься и уйди в молитву , хоть на пару минут.

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Преподобный Слуан Афонский пишет об одном человеке, обычном мирянине, который умел всецело уходить молитву. Он прошел войну (надо полагать, первую мировую), которая, можно сказать, и научила его молиться. Изменено пользователем Владимир М.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Так и с молитвой. Хочешь услышать Бога, сосредоточься и уйди в молитву , хоть на пару минут.

На пару минут - да, согласна. Но надолго не получается. :)
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 9 месяцев спустя...

О методе "круговой молитвы":

 

"Давайте теперь посмотрим, как совершается молитва. Молитва совершается различными путями. Каждый человек, в соответствии со своим характером, находит свой собственный способ, который мало-помалу изменяет. Сегодня я уверяю, что хорошо говорить молитву устами. Завтра открываю что лучше это делать при помощи языка. Я двигаю языком, произнося «Господи Иисусе Христе, помилуй мя, грешного» и держу внимание на языке. Кто-то другой открывает, что куда лучше творить молитву горлом, чтобы двигались органы гортани и ум держался там. Иной соединяет молитву с ударами сердца. Это не означает, что мы поместим свой ум в сердце, мы не будем использовать настолько технические приёмы. Важно чтобы мы нашли способ, который нам подходит сегодня, и завтра Христос нам даст другой способ, или мы его откроем сами. Это «завтра» может наступить и через месяц и через пять лет, а может и через 20 лет. Но подумайте, двадцать лет в подвиге вместе со Христом, состранствие вместе со Христом!

 

Во время молитвы я слежу, чтобы ничто не вошло в мой ум. Подобно тому, как линия окружности, которую я рисую, не прерывается ничем, то же самое должно происходить и с моим умом. Когда я говорю молитву, она должна быть такой будто бы я рисую некий круг, который постоянно возвращается к самому себе и никуда более. И если даже явится Христос и скажет мне: «молодец, чадо моё, я пришёл тебя благословить», я ему скажу: «Христе мой, уйди, мне сейчас есть дело только до того, чтобы ум был в том, что я говорю». И уж тем более я не буду заниматься чем-то хорошим, что придёт мне на ум, благочестивой мыслью или решением проблемы. Я не позволю, чтобы произошёл такой разрыв, потому что молитва есть постоянное единение со Христом. Христос приходит и прилепляется уму. Подобно тому, как если я положу где-то мёд, то пчела сама туда прилетит, а не я её туда сажаю, то же самое происходит и с молитвой: я помещаю мой ум в слова молитвы и Дух Святой сам приходит и прилепляется уму. Так происходит наше обожение, очень просто, без того, чтобы мы сами это понимали, и потихоньку мы видим результаты, открываем для себя опыты, радости, утешения, наслаждения, веселья. Таким образом, мы получаем полную гарантию Богообщения. Разве есть другой способ, более простой, который может нам гарантировать Бога?

 

Когда кто-то проводит так ночь, то днём не имеет влечения ни к разговорам, ни к спорам. И если скажешь ему: гляди! летит осёл! – то так как он будет говорить молитву, то согласится с тобой. Кто не знает, что ослы не летают? Но поскольку ум его пребывает во Христе, и ты пребываешь во Христе, для того чтобы показать единство с тобой он не будет отрицать твои слова. Произносимые же в молитве постоянно, эти слова молитвы и наш ум становятся огнь и раскалённые угли, и возлагается на них сверху жертва нашей самости, наших желаний, наших мечтаний, наших стремлений и восходит вверх дым, восходит ко Христу, и обоняет Христос жертву и радуется. Потому что чадо Его вместе с Ним."

 

https://m-kleopas.liv....com/57745.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 4 месяца спустя...

В ЖЖ Дунаева есть хорошие ссылки на Богооткровение двум простым женщинам:

 

https://ni-ka.com.ua/index.php?Lev=nikaslave#nik43

https://omiliya.org/article/zapisi-golosa-chistogo-arkhiepiskop-ioann-san-frantsisskii-shakhovskoi.html

 

Там, слава Богу, нет пророчеств (ведь они так приятны своей зрелищностью и эффектностью для падшего человеческого естества), но есть аскетика (которая так неприятна для падшего человеческого естества).

 

Уже начало вселяет уверенность, что это от Бога.

 

"1. Иногда Господь приходит тихим, добрым голосом, который звучит в тебе твердо и четко. При Его приходе замирают любые твои мысли и воспоминания. Ты уже не можешь ничего думать, говорить. Это происходит неожиданно, но очень явно. После того, как Он все скажет, наступает тишина, и уже потом приходят твои мысли благодарности к Господу, что посетил тебя.

 

2. Бывают моменты, когда после слов Господа приходит восторг и слезы от Его Величия, и чувство, которое поглощает тебя. В эти моменты любовь ко всем сходит на тебя и очищает тебя.

А иногда этого не происходит, просто тихо и спокойно от слов Господа, но остается ясность мысли и просвещенность".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 1 год спустя...

Ты не умеешь молиться? – Стань пред Ликом Божиим и скажи Ему: "Господи, я не умею молиться!…" Будь уверен: ты уже молишься.

 

Св. Хосемария Эскрива

  • Like 4
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 7 лет спустя...
  • 11 месяцев спустя...
В 05.04.2012 в 19:34, Владимир М. сказал:

Интервью с ныне покойным архимандритом Софианом (Богиу):

Источник.

Я согласен,что индивидуальная молитва лучше. Я в индивидуальной молитве как бы учу свой разум сосредотачиваться на Боге. А тишина в молитве приходит неожиданно. Осознание этой тишины приходит спустя время. 

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...