Jump to content

Памяти о. Петра Корнелюка, OFMConv


 Share

Recommended Posts

R5QZLY2i6LhHojbUKBiT-f2XKlHIwdb02Db1bS_c

(4 февраля 1970 - 4 ноября 2024)

На 55-м году жизни отошёл ко Господу отец Пётр Корнелюк, OFMConv.
Réquiem ætérnam dona ei Dómine; et lux perpétua lúceat ei. Requiéscat in pace. Amen

  • Sad 1
Link to comment
Share on other sites

DSC_0122.jpg

о. Пётр Корнелюк, OFMConv: «Жить надо так, как хочет от тебя Господь»

Монах-францисканец, настоятель монастыря св. Франциска Ассизского в Москве отец Пётр Корнелюк рассказал Ольге Хруль о своём призвании и формации, о роли музыки в его жизни и пастырстве, а также о том, как не отчаиваться в тяжелые времена, в рамках цикла «Церковь с человеческим лицом».

– Как к вам лучше обращаться, «отец Пётр» или «брат Пётр»?

– Обычно в cлавянской культуре к священникам обращаются «отец». Я не только священник, но и монах Ордена Францисканцев – Братьев Меньших Конвентуаных, поэтому «брат» – также нормальное обращение.

– Где вы родились и выросли?

– Я родился 4 февраля 1970 года в деревне Старое Село Брестского района (Беларусь). Это очень живописная деревня, рядышком течёт река Лесная, есть два парка. Старое Село, пригород г. Бреста – историческое место, связанное с именем известного польского писателя, политического деятеля Юлиана Немцевича. Недалеко, в соседней деревне Скоки, он родился и воспитывался. В его усадьбе долгое время была школа.

В моей семье всегда соблюдались католические традиции – и родители, и бабушки-дедушки, и более дальние родственники были католиками, поэтому католическую веру я впитал «с молоком матери».

– Расскажите немного о родителях.

– Мои родители были красивым примером любящей супружеской пары и семьи, примером добрых и заботливых родителей для своих детей, примером веры. Родители тяжело работали: мама – на ферме телятницей, свинаркой, дояркой. Папа работал на стройке. Я не могу сказать, что они были примером регулярного посещения богослужений в храме. Выходных почти не было, и я очень хорошо помню, как папа заменял маму на ферме, чтобы она могла поехать в храм. Конечно, мы (у меня есть еще две старшие сестры, Нина и Людмила) тоже в доме помогали по хозяйству.

Папа Пётр Игнатьевич умер за две с половиной недели до моего рукоположения в священники, ему было 67 лет, мамы Анны Людвиковны не стало три года спустя, когда ей было 70 лет.

258639709-0.jpg

Анна Людвиковна и Пётр Игнатьевич. Из личного архива отца Петра

– В семье были католические традиции?

– Да, безусловно! Cемейные традиции прежде всего касались празднования Рождества Христова, Пасхи. В Адвент мы твёрдо знали, что это время не для увеселительных мероприятий (что, конечно, не касалось занятий в музыкальной школе). Где-то за неделю до Рождества мы уже начинали готовиться: к 20-м числам декабря у нас уже была подготовлена ёлка. Когда мы её украшали, была потрясающая атмосфера. В канун праздников мама всегда пекла отменные пироги. К Пасхе мы всегда постились, были строгие ограничения в еде, а ещё много молились.
Родители передали нам католическую традицию – мы с детства знали, как себя вести, что делать и как готовиться к церковным праздникам. Мои две старшие сестры передают и развивают эти традиции в своих семьях.

Но это не значит, что в жизни я не переживал никаких трудностей, не отходил от Церкви. Когда я учился в общеобразовательной школе, дал понять своим родителям, что мне очень тяжело совмещать нагрузки общеобразовательной, музыкальной школы и катехизации в храме. Поэтому вопрос катехизации был «отложен на потом», и больше родители к этому вопросу уже не возвращались.

– Как музыка вошла в вашу жизнь?

– Меня часто спрашивают: есть ли музыканты в семье, откуда это. Нет, в семье у нас не было музыкантов. В детский сад я не ходил, меня воспитывала бабушка, родители были на работе, старшие сёстры были в школе. Когда у нас в селе открыли детский садик, родители спросили меня, хочу ли я туда идти. Я отказался, потому что думал, что если я туда пойду, то моя свобода окончательно будет погублена и потеряется. А мне хотелось быть свободным, чтобы бабушка, я – и всё!

В то время, 70-е годы, по телевидению было очень много образовательных и культурных программ, транслировались концерты. Я в детстве не мог понять, каким это образом из скрипки извлекается звук. Именно тогда я впервые заинтересовался скрипкой.

Перед началом каждого учебного года начиналась подготовка к школе: тетради, ручки, карандаши, линейки, пеналы, ну и, наконец, покупка школьного костюма. В начале лета он не покупался, потому что я ещё рос. И вот, в конце августа, проходя по одной из улиц Бреста с очередным приобретением – новым школьным костюмом, только что купленным к началу нового учебного года, – я увидел магазин, который назывался «Мелодия» (этот магазин до сих пор есть, но сейчас он называется по-другому и там уже не продаются музыкальные инструменты).

Я увидел в витрине скрипку и попросил у мамы разрешения зайти в этот магазин. Мы зашли, и я увидел скрипки! Маленькие и большие. Я попросил: «Мама! Купи мне, пожалуйста, скрипку!». Мама удивилась: «Зачем тебе эта скрипка, если ты на ней не умеешь играть?». Других аргументов у меня не было, у меня всё-таки было чувство послушания родителям, поэтому я с ней согласился.

К моему счастью, как раз в этот учебный год в нашей деревне открывали филиал музыкальной школы и был объявлен набор на обучение детей на фортепиано, баян-аккордеон и – о Боже! – скрипку. Я записался на скрипку. Родители подписали заявление, чтобы меня приняли в музыкальную школу. У меня появилась скрипка. Она вошла не только в мою жизнь, но и в жизнь всей семьи, потому что все слышали гаммы и этюды, которые я играл.

image-26-04-22-06-56.png

Из личного архива о. Петра

– Когда вы пошли на катехизацию?

– Катехизация возникла много позже. Мне казалось, что всё-таки музыка будет моей специальностью, и после 8-го класса я поступил в Брестское музыкальное училище, экзамены сдал без проблем. И в Церковь я начал возвращаться именно через музыку.

У нас в католическом храме в Бресте была фисгармония, и мне безумно хотелось её услышать! В одно из воскресений я поехал в Брест, услышал фисгармонию и был в восторге от её звучания. Тогда мне было, наверное, лет 17.

Потом я поступил в Университет культуры в Минске и там постоянно ходил в католический храм, все в моей группе знали, что я католик. Но традиции я соблюдал только тогда, когда ездил домой.

Cейчас можно вспомнить притчу о Блудном сыне, когда этот сын всё растратил, начал нуждаться и сказал: «Встану и пойду к отцу моему…». Конечно, я ни в чём не нуждался, но наступил такой момент, когда я очень серьёзно задумался о своих отношениях с Господом Богом.

В начале 90-х годов, когда открылись границы и приезжало очень много миссионеров, мои приятельницы пригласили меня в баптистскую церковь, и я пошёл. Там всё было очень хорошо, и даже потрясающе! Cо мной познакомилась церковная молодёжь, я был в центре внимания, и это, конечно, мне очень понравилось. И подумалось мне: а вот почему у нас в Католической Церкви такого нет? Поздороваешься со знакомыми в воскресенье – и всё.

И я начал ходить к баптистам, а месяца через два-три возник вопрос о моём крещении в баптистской общине. Пастор спросил о моём желании принять его. Я ответил, что я уже крещён в Католической Церкви. Он сказал, что тогда это было необдуманно, а сейчас пришло время осознанного крещения. Я ему ответил, что не могу так быстро и необдуманно принимать такие важные решения, и поехал в конце января домой на каникулы. Как сейчас помню, мама чистит картошку в нашем деревенском доме у печки, сын, приехавший из столицы, сидит и попивает кофе,а потом осторожно спрашивает: «Мама, как ты отнесёшься к тому, что твой сын уйдёт в баптисты?». Моя мама с образованием в 7 классов ответила: «Знаешь, сынок, останешься ли ты католиком, будешь ли ты баптистом или православным, самое главное, чтобы ты был и оставался всегда человеком».

Эти слова запали мне в душу и всё поставили на своё место. Я перестал думать о крещении в баптистской церкви, но продолжил общаться с этими потрясающими ребятами и девушками.

А в начале пятого курса университета познакомился с группой из движения «Свет-Жизнь» во главе со священником, духовным руководителем этой группы, о. Иренеушем Копачем, и благодаря им вернулся в Католическую Церковь, прошёл катехизацию.

Я впервые исповедался и принял Причастие в возрасте 23-х лет. Позвонил домой. А дома у нас тогда телефона не было, нужно было идти к соседке. То есть нужно сначала позвонить соседке, чтобы она позвала маму. Папа к телефону не подходил, поскольку он очень эмоциональный человек, и когда он начинал со мной говорить, то плакал, слёзы текли у него из глаз.

К телефону подошла мама, и я ей сказал: «Мама, у меня сегодня самый счастливый день в моей жизни! Наконец-то я исповедовался и в первый раз принял Причастие!». Мама вздохнула: «Ой! Слава Богу! Наконец-то!».

– Мысленно Анна Людвиковна ждала этого события?

– Думаю, что да! Конечно, родители меня не заставляли, но наверняка молились об этом. Я вернулся в Церковь, поблагодарил Господа Бога за этот дар возвращения!

Я молился: «Господи, дай мне какой-то знак, что нужно делать в моей жизни дальше? Каково моё призвание? Жениться, пойти в семинарию или уйти в монахи?». И я, может быть, немножко схитрил – попросил дать этот знак в течение трёх лет. И этот знак действительно появился в конце моего трёхлетнего ожидания.

Я ездил на молитвенные встречи движения «Свет-Жизнь», принимал участие в духовных упражнениях, которые длились 15 дней, их вёл замечательный модератор, священник Иринеуш Копач, который до сих пор занимается организацией таких встреч.

В конце пятого курса я встретился с францисканцами. С этой встречи начался отсчет моего трехлетнего ожидания «знака от Господа». Университет закончен, любимая работа есть (играл в Камерном Оркестре Брестской филармонии). Позже, во время духовных упражнений я познакомился с отцом Дариушем Харасимовичем, который сейчас является кустодом Российской Генеральной Кустодии, а в то время он был священником только второй год, приехавшим тогда с молодежью из Москвы и с семинаристами (теперь это епископ Николай Дубинин, а также отец Александр Улас, нынешний директор сайта catholic.by). Когда я их увидел, подумал: «Боже мой! Это действительно тот знак, который я ожидал три года!».

Я начал с ними общаться. Мне нравился образ их поведения, молитвы, размышления, с ними было очень хорошо и интересно поговорить. Позже я услышал гитару отца Дария (он пел песню «Живу не я»). И тогда принял окончательное решение, что я ухожу в Орден францисканцев.

Родители не поняли мой выбор и даже были немного против, но со временем смирились. Единственными, кто с пониманием отнесся к моему решению, были мои коллеги из филармонии, из Камерного оркестра, в котором я работал.

– Как вы попали в филармонию?

– Распределения как такового у нас не было. Перед окончанием университета в 1994 году мы встречались с ректором, который интересовался, куда мы хотим ехать. Я хотел работать в симфоническом оркестре и поэтому написал, что уезжаю в Брест в распоряжение Управления культуры.

Но попал я не в симфонический, а в камерный оркестр. Надо было сыграть конкурсную программу в присутствии комиссии, в которой сидело человек десять. Я сыграл, меня поздравили и сказали, что берут на работу. Таким образом я вернулся в Брест. Да и от Минска я уже устал, от шумного столичного города, захотелось тишины и спокойствия.

У каждого ребёнка есть свои мечты, у меня тоже они были: стать музыкантом, получить образование, ещё лучше – высшее образование, работать в оркестре, а ещё лучше, если оркестр, в котором я буду работать, ездил бы за границу на гастроли. Всё это было в моих детских мечтах, которые и осуществились. А взрослая жизнь сложилась так, что я ушёл в Орден францисканцев. И коллеги-музыканты меня поняли, даже пришли с моим дирижёром на мою первую Мессу в октябре 2007 года.

– Вы рассказывали, что за своё призвание вы «боролись». Как это было?

– Дело в том, что в Орден я вступал два раза. В первый раз я пошёл в 27 лет, я приехал в Польшу и свои первые шаги во францисканском Ордене делал в Непокалянове – это один из самых больших францисканских монастырей. Там я проходил постулат, но так сложились обстоятельства, что после годового пребывания в постулате я получил совет вернуться домой, чтобы подумать о своем призвании.

Я вернулся в Брест, на свою старую работу в филармонию. Спустя год я приехал в Россию, чтобы продолжить свою формацию. Второй год постулата был уже в Москве, потом – семинария в Санкт-Петербурге, годичный новициат в Польше, рукоположение в священники в Москве, так я остался в России, в Российской Кустодии.

 

Link to comment
Share on other sites

DSC0003.jpg

Братья Российской Кустодии св. Франциска

– Вы были однокурсниками с нынешним настоятелем Кафедрального собора о. Дмитрием Новоселецким?

– Да, мы поступили в 2000 году, первые два курса учились вместе, потом я уехал на год в Польшу в новициат, а когда вернулся, наши братья стали на курс старше нас. Потом мы объединились с ними уже на 6 курсе, они вернулись с годичной практики диаконата.

– А где вас рукополагали?

– Для меня это был очень сложный год, потому что за две с половиной недели до рукоположения у меня скоропостижно от инфаркта умер папа, мама приходила в себя после инсульта, поэтому я был в очень непраздничном состоянии. Но рукоположение состоялось в московском Кафедральном соборе 4 октября 2007 года, в день памяти св. Франциска. Рукополагал наш бывший генеральный министр, архиепископ Агостино Гардин. Обычно в этот день, 4 октября, происходят самые важные события в жизни францисканцев. Так, например, в этот день братья приносят торжественные вечные обеты, в этот день наших братьев рукополагают в священники, епископская хиротония владыки Николая Дубинина также состоялась в этот день – так и складываются традиции.

В октябре я приехал в Брест служить свою первую Мессу в своём приходе, на ней были мои коллеги из Камерного оркестра, было очень красиво и душевно. Я до сих пор поддерживаю отношения с ними, а когда приезжаю домой, постоянно их посещаю, мы общаемся. Мне, конечно, радостно, что меня помнят.

– Где проходили первые годы вашего служения?

– Первый год священства я провёл здесь, в Москве. Потом меня перевели в Черняховск Калининградской области, назначили настоятелем прихода и монастыря. Это был первый опыт служения в приходе. Для меня это было очень интересно: общение с людьми, приходские обязанности.

Мне очень повезло, потому что я служил во всех приходах и монастырях, где трудятся наши братья: в Черняховске, Астрахани, Калуге, Петербурге и в Москве.

Служение в приходе – это, прежде всего, молитвенная жизнь, служение Месс, исповедь, катехизация, разговоры с людьми. Люди приходят просто поговорить, поделиться не только своими тревогами, но и радостями, приходят не только католики, но и протестанты, православные, то есть те, кто находится в поиске, всякое случалось в моём служении. Оно и направлено на то, чтобы помогать этим людям советом или просто выслушать человека. Скорее он откроется больше незнакомому человеку, чем родному.

Очень часто бывает, что я стараюсь выходить в монашеском одеянии, когда еду куда-нибудь, и люди спрашивают, кто я, почему так одет. Хабит непросто встретить в городе, нетипичная одежда всё-таки. Я рассказываю о хабите, о святом Франциске, а потом о Боге, о Церкви. Люди открываются, рассказывают о своей жизни, делятся своими переживаниями. Слушая их, как будто сам переносишься в историю их жизни.

6_n.jpg

Святая Месса в приходе св. Бруно в Черняховске

– Вы, наверное, помните дона Бернардо Антонини?

– Я видел его только во время постулата в Москве. А когда мы поступили в семинарию, дон Бернардо уже служил в Казахстане.

Все истории про дона Бернардо семинаристы старших курсов передавали младшим, как свидетельство об уникальной личности. Это действительно был человек веры и большого сердца, человек, который всю жизнь доверил и отдал Богу! Он был великим сподвижником возрождения Церкви в России. Мы знаем, как всё это было тяжело, есть видеоматериалы, где дон Бернардо с фигуркой Пресвятой Богородицы вместе с прихожанами входит в храм. Дон Бернардо говорил о Библии со всеми, даже с таксистами.

Очень отрадно понимать, что дон Бернардо является духовным покровителем поместной церкви в России и в Казахстане.

– Какие воспоминания остались у вас об отце Григории Церохе?

– Очень хорошие и светлые. Его очень не хватало и не хватает всем нам. Это был очень харизматичный человек. Любил эту Церковь, эту страну, этих людей. Несмотря ни на что, надо было идти дальше, продолжать то дело, которое начал отец Григорий.

Я его помню очень хорошо, потому что он был нашим первым воспитателем, нашим магистром в постулате. После основания Российской Генеральной Кустодии о. Григорий стал первым ее настоятелем, кустодом. Его воспитанниками были многие, и владыка Николай Дубинин – один из его первых воспитанников и первый францисканский священник, который был рукоположен после столь длительного периода борьбы с религией.

Даже когда о. Григорий перестал быть воспитателем, он всё равно приезжал в семинарию, общался с семинаристами, посвящал своё время им. Не было такого, чтобы он сказал: «У меня нет времени, приди позже». Он всегда выслушивал, советовал, был очень духовным и молитвенным человеком.

В постулате я приходил вечером в часовню и казалось, что в ней никого нет, все по комнатам, но там сидел отец Григорий в уголочке и молился, один. Несмотря на загруженность днём, он вечером всегда приходил молиться.

Я его вспоминаю очень тепло, с благодарностью. Для нас он был примером доброго отца. У нас действительно была братская атмосфера, никаких дистанций. Сейчас мы тоже стараемся быть для наших младших братьев таким примером «братской жизни», общаемся с ними, всё делаем вместе: молимся, трудимся, ходим в кино. В этом и заключается наша конвентуальность, всё-таки мы францисканцы конвентуальные («конвентуальность» означает «общинность»).

– Были ли в вашей семинарской жизни забавные или курьёзные случаи?

– Были, конечно. Вот один из них. Июнь, Санкт-Петербург. Я поехал на духовный разговор к доминиканцам на Невский проспект, возвращаюсь на метро. На эскалаторе много людей, а я без куртки, только во францисканском хабите. А люди смотрели то на меня, то в сторону, как будто сравнивали. Я посмотрел в сторону, а там реклама чешского пива и на ней – такой дородный монах c двумя кружками пива. Наверное, я был на него очень похож, скорее всего – комплекцией.

Или вот ещё. У меня уже есть внучатые племянники и, соответственно, я уже дедушка. У моих сестёр есть дети, их четверо. Они уже взрослые, у них свои семьи и это мои племянники, которые называют меня «дядя Петя», никто не говорит «отец Пётр». Я их вынянчил, принимал участие в воспитательном процессе, кашки им варил, ужин готовил. А дети моих племянников называют меня «дедушка Петя». И вот был такой случай: пришёл мой внучатый племянник на Мессу в Бресте, сидит возле монахини в первом ряду, я служу Мессу, а он дёргает сестру за руку и говорит: «Сестра, это мой дедушка!». А сестра ему: «Тише, я знаю!». Вот такой приятный и забавный случай.

– Вам рассказывают и о проблемах с детьми?

– Да, часто. Есть такая еврейская мудрость: нужно говорить с детьми о Боге в детстве, чтобы потом не пришлось с Богом говорить о своих взрослых детях.

Link to comment
Share on other sites

DSC_0032.jpg

Из личного архива о. Петра

– Где-то я видела вашу фотографию в хабите и на мотоцикле…

– Я немного авантюрный священник, люблю приключения. Но на мотоцикле — это была только фотография. Это одна из моих «мечт» – прокатиться на мотоцикле в рясе по своей родной деревне. Прокатиться не получилось, но фото сделал.

– Вы счастливы?

– Да! Я счастливый человек, потому что нашёл своё место в жизни. И когда принял решение о служении в Ордене францисканцев, я наконец почувствовал спокойствие, гармонию и внутреннюю радость. Это спокойствие дало понять, что, видимо, моё решение было верным.

И, конечно же, я молился. Я отдал Господу Богу все мои тревоги, которые были, какие-то нерешённые вопросы с просьбой: «Господи, займись этим!». Теперь стараюсь от Него не уходить. Насколько эти старания успешны, покажет время. Жить надо так, как хочет от тебя Господь, по Его заповедям, в согласии с Ним, cо своими ближними и со своей совестью. После себя я бы хотел оставить добрую память.

И у меня есть музыка — это универсальный язык! Когда-то великий датский сказочник Андерсен сказал: «Когда не находишь слов высказать свои чувства и эмоции, тогда тебе в этом помогает музыка».

Когда приходит какая-то грусть, появляется печаль, хорошее настроение куда-то улетучивается, ты идёшь в часовню. Помолишься, откроешь орган, или возьмёшь гитару, скрипку, альт, поиграешь – и уже всё совершенно по-другому. Всё уходит – печаль, грусть, всё возвращается в обычную колею. Мне очень помогает музыка!

Я благодарен Господу Богу и родителям за то, что они не позволили мне забросить музыку. А ведь у меня был такой момент, когда я хотел бросить музыкальную школу. Когда я сказал маме об этом, она ответила: «Знаешь, сынок, мы тебя с папой в школу музыкальную не отправляли, ты сам записался, поэтому тебе надо её закончить! Всё! Разговор закончен!».

– Как музыка помогает вам в служении священника?

– Братья мне как-то сказали: «Если ты музыкант, то до конца жизни музыкантом и останешься». Нет бывших музыкантов, бывших учителей, бывших художников – эти умения человек несет в себе до конца жизни.

Я заметил, что музыка очень помогает в душепастырстве. В Кафедральном соборе регулярно проходит музыкальный фестиваль “Цецилиада” в память святой Цецилии, покровительницы музыки и приходских музыкантов. Я с радостью в нём участвовал.

DSC0139.jpg

Музыкальный фестиваль “Цецилиада”

Cейчас уже нет столько времени, чтобы посвятить себя музыке, как это было раньше, в студенчестве, когда я играл на инструменте по три часа в день. Я уже попрощался с большой сценой, но иногда я позволяю себе во время проповеди играть на скрипке или альте, когда уже не хватает слов, языком музыки можно добиться гораздо большего, чтобы резонировали струны души.

В отпуск я всегда еду с инструментом, беру его на духовные упражнения, например. В Петербурге мы устраивали концерты духовной музыки, сольные концерты с органом…

– Встречались ли вы с Папой Римским?

– Только на расстоянии. Личной встречи с Папой у меня не было. Я не теряю надежды, что когда-нибудь эта встреча произойдёт. Cвященнослужителей много, а Папа один. Но сама атмосфера встреч со святым Папой Иоанном Павлом II (а я был на этих встречах в Вильнюсе и во Вроцлаве), общих аудиенций Пап Бенедикта XVI и Франциска, а также молитвы Angelus на площади святого Петра каждое воскресенье в полдень – очень домашняя и тёплая. Даже если Папа стоит от тебя далеко, если ты видишь его в окне, это такое благодатное время, там совершенно незнакомые люди начинают здороваться, возникает чувство единения и вселенскости. И необязательно бежать по головам, чтобы приложиться к руке Папы, поцеловать его перстень. Эту атмосферу нужно видеть, чувствовать, она нужна и необходима! Она укрепляет веру. Сама молитва вместе с Папой — это благословение Божие. И даже вдалеке мы же всегда молимся на Мессах за Папу, за Вселенскую Церковь.

– Сейчас очень неспокойное время. Как не отчаяться и вернуть равновесие?

– От Церкви невозможно требовать какого-то рецепта. Если мы выгнали Бога из своей жизни, то сразу видно, что происходит, какие последствия.

В этих испытаниях самое важное не потерять человеческий облик, не потерять гуманность. Мы стараемся жить по заповедям Божиим, одна из которых говорит: «Возлюби ближнего своего, как самого себя».

Cейчас очень сложная ситуация, и мы молимся, чтобы возобновился мир, чтобы прекратились любые проявления насилия. Молимся и советуем, чтобы люди не оставляли молитву и не озлабливались. С большой радостью я служу Мессы на белорусском языке, которые проходят в нашей монастырской часовне раз в месяц. Приходят мои земляки, которые не забывают свой язык, свои обычаи и свои корни веры.

Когда-то Мать Тереза сказала: «Прежде чем менять мир, начни с самого cебя». Если я начну менять мир, а над собой не стану работать, то, наверное, пользы много не будет. Церковь не безмолвствует. Церковь проповедует Слово Божие. А мы идем в Церковь, к Богу, чтобы внимать этому Слову, чтобы позволить Господу взращивать в нас Свое Слово.

Когда-то мне попались слова св. Иоанна М. Вианнея, которые не дают мне покоя и по сей день. Он написал следующее: «Богу – сердце, людям – улыбку, себе – крест». Эти слова помогают мне «держаться на плаву». Можно сказать, что они и являются моим жизненным принципом.

IMG_7085.jpg

Беседовала Ольга Хруль

Фото обложки: Ольга Хруль

Рускатолик.рф

Link to comment
Share on other sites

prazdnik-semey-alt-solo.jpg

о. Пётр Корнелюк, OFMConv: “Не будем бояться давать людям шанс узнавать в нас христиан”

Автор: Редакция Рускатолик.рф. 10.10.2015

Имя и фамилия: о. Пётр Корнелюк

Конгрегация: Орден Францисканцев — Братьев Меньших Конвентуальных, OFMConv

Сколько лет в монашестве: 17 лет (информация на 2015-й год)

Служение (чем именно вы занимаетесь): Викарный священник в приходе Успения Пресвятой Богородицы в г. Астрахани (епархия св. Климента в г. Саратове)

* * *

Кем вы хотели стать, когда вырастете?: Скрипачом (так получилось, что я им и стал). Все мои детские мечты стали явью: музыкальное образование, работа в оркестре, гастрольные поездки. Но потом появились мечты взрослого человека – посвятить себя служению Богу, Церкви, людям. И эти мечты впоследствии также осуществились в Ордене св. Франциска.

Ваши скрытые таланты?: Мои братья не позволяют скрывать таланты, а помогают их «вытаскивать» наружу.

Любимый библейский персонаж и почему?: Святой Иосиф – Обручник Пресвятой Богородицы. Почему? – В Священном Писании св. Иосиф безмолвствует, но как велика его миссия – быть хранителем семейного очага.

Ваш метод евангелизации окружающих?: Когда-то св. Франциск с собратом отправился проповедовать. Они прошли через весь город, не проронив ни слова. С недоумением брат спрашивает св. Франциска: «Мы вышли к людям проповедовать и не сказали ни слова. Почему?» На что Франциск сказал: «Наша проповедь заключалась в том, что мы прошли через город в монашеском одеянии». Поэтому мой метод евангелизации – не бояться идти к людям во францисканском хабите. Мной получен от Господа дар игры на музыкальных инструментах, этот дар также успешно используется в евангелизации.

Самое ценное в общинной жизни?: Способность жить для другого, забыв о себе!

А самое трудное?: Стать альтруистом (жить для своего брата).

Что для вас значит «посвященная жизнь»?: «Богу – сердце, людям – улыбку, себе – крест» (св. Иоанн Мария Вианней).

Яркий или забавный эпизод из вашей монашеской жизни (ваши «Цветочки»)? У каждого человека иногда происходят случаи, которые помогают переосмысливать свое жизненное предназначение. Кто-то мог бы из таких случаев составить большой букет цветов и поставить его в красивую напольную вазу, кто-то мог бы ограничиться маленькой цветочной композицией, вроде миленького букетика фиалок с парижского Монмартра.

В моей монашеской жизни также имели место подобные «Цветочки». Вспоминается один забавный случай. Июньский теплый день. Я ожидаю на автовокзале прибытие своего автобуса (ехал в один из приходов служить Святую Мессу). Весь в своих мыслях, в молитвенной «экзальтации». Мой францисканский хабит помогает мне в этом, охраняет меня также от жары.

Подходит ко мне один молодой человек, возможно, был под «легким chaffe» и спрашивает меня, может ли он сесть рядышком. Мой ответ был, конечно же, положительный. После некоторой паузы, победив свою робость, молодой человек со всей серьезностью, спрашивает меня: «Не монах ли я – францисканец»? «О, – подумал я, – кажется, попался человек грамотный, воцерковленный». «Да, я – монах францисканец», – с гордостью сказал я. «А можно я пожму Вашу руку»,- спросил незнакомец. «Конечно, – ответил я, протягивая дружелюбно свою руку».

Мы разговорились. Он начал рассказывать о своей жизни, о своих переживаниях. Получился очень интересный разговор. Время ожидания пролетело очень быстро. В конце нашего разговора собеседник признался, что впервые видит «вживую» «настоящего монаха францисканца». До этого он видел францисканцев только в фильме о Робин Гуде.

Мы попрощались. «Настоящий монах францисканец» сказал, что будет молиться за молодого человека. Молодой человек сказал, что будет молиться за «настоящего монаха францисканца». На этом наши «пути – дорожки» разошлись. Я занял свое место в автобусе. Поблагодарил Господа Бога за дар этой встречи и уехал. Еще некоторое время виднелась фигура моего удаляющегося собеседника.

«Все-таки, хорошо, что я – в хабите», – подумал я. По крайней мере, позволил человеку узнать во мне францисканца, который выслушал его. А молодой человек так в этом нуждался (потом сам признался).

Не будем бояться давать людям шанс узнавать в нас христиан: мирян,  монашествующих, священников. Ведь мы даем тем самым красивое свидетельство о Боге, о Его безграничной любви к человеку.

Последняя прочитанная книга и пару слов о ней?: Бальтазар, Барт, Кюнг: Богословие и музыка. Три речи о Моцарте

Посоветуйте, что делать, если испытываешь трудности в молитве?: Взглянуть на Распятие Христово, увидеть любящий Лик Иисуса Христа, вспомнить Евангельские слова Христовы: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф 11, 28) и погрузиться в созерцание тайны Божественной Любви, тайны Бога.

Фото: Евгений Мартынович

Link to comment
Share on other sites

CnXVxElDlO6pXP1kxzndYvrqKHIONpwYbefsVzsu

К 25-летию повторного освящения Кафедрального Собора Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Москве: отец Пётр Корнелюк, OFMConv, настоятель монастыря св. Франциска Ассизского в Москве (4 февраля 1970 - 4 ноября 2024). 
(Запись сделана в Торжество Всех Святых 1 ноября 2024 года)

Для меня кафедральный собор - это главный храм Москвы, главный храм архиепархии.

В первый раз я приехал в Москву в 1998 году, когда о. Николай, нынешний вспомогательный епископ, приносил вечные обеты. Тогда я очень впечатлился и самой атмосферой, самим потрясающим храмом: так всё было по-душевному красиво, какие были хорошие люди!

Но когда увидел березки, которые ещё росли на крыше этого храма, то немножко мне стало не по себе. Время было такое, что храм уже отдали прихожанам, велись работы по его восстановлению, поэтому я тоже, можно сказать, немножко был свидетелем его возрождения, ренессанса.

А в 1999 году я приехал в Москву уже для прохождения постулата, поэтому все события этого знакового года происходили на моих глазах. Братья постуланты нашего ордена тоже приходили в храм, помогали в подготовке повторного освящения храма, насколько позволяли и обстоятельства и возможности. Атмосфера здесь была очень домашней.

Поэтому кафедральный собор для меня - это святое место, где Господь Бог помогал мне в становлении моего призвания - призвания к монашеской францисканской жизни. Мы были очень связаны с кафедральным собором: во-первых, наш монастырь находится на территории этого прихода, во-вторых, мы знали многих прихожан, особенно тех, кто приходил на богослужения в наш монастырь, мы часто молились вместе.

Поэтому кафедральный собор для меня - это второй дом, в нём люди молятся и общаются, храм помогает всем нам обрести путь к Господу Богу.

Прихожанам желаю прежде всего веры! Веры в Бога, веры в добро, веры в то, что Бог каждого из нас приводит в храм для того, чтобы исполнить наше предназначение, нашу миссию, которой является святость. Потому что Господь Бог нам сказал: "Будьте святы, ибо я свят!" И в этом соборе мы учимся быть святыми и учимся идти этой дорогой святости. А наши священнослужители, монашествующие в этом помогают.

Поэтому каждому из вас, мои дорогие братья и сестры, прихожане, желаю вам крепко держаться Иисуса Христа и идти за Ним, для того, чтобы прийти и достигнуть Царствия Божия, Царствия любви, Царствия гармонии, Царствия радости и счастья. Мир и добро!

Текст записала Ольга Хруль
 

Link to comment
Share on other sites

mfdGiuPRnPn_blsw0jifhlb7Y4eGEuoi2wmHmJHc

Порядок прощания с о. Петром Корнелюком

Среда, 6 ноября 2024г., Кафедральный Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Москве:
13:30 – Розарий
14.00 – Святая Месса с участием архиепископа Павла Пецци, Апостольского нунция в России архиепископа Джованни Д’Аниелло и ординария Саратовской епархии епископа Клеменса Пиккеля.
15.30 – выезд машины с гробом в Беларусь в д. Старое Село, Брестского р-на, к дому семьи о. Петра.

Пятница, 8 ноября 2024 г. :
около 13:00 – выезд из дома
около 13:30 – Святая Месса в приходском храме о. Петра в Чернавчицах с участием вспомогательного епископа Архиепархии Божией Матери в Москве Николая Дубинина
после Мессы - обряды на кладбище

Мы хотели бы поблагодарить за все ваши молитвы и выражения сочувствия и братской солидарности. Нам будет очень не хватать отца Петра.

Благодарим за ваши пожертвования. Можно также заказать заупокойную Мессу за о. Петра.

Пусть покоится в мире и пусть Сам Господь будет ему наградой.

О. Дариуш Харасимович OFMConv

Фото Ольги Хруль

Католический портал "Ruthenia Catholica"

Link to comment
Share on other sites

OLuvfC7S-2jofBqG0TAxoF6c6paPI_gFWIOt9L7s

Соболезнования Архиепископа в связи со смертью о. Петра Корнелюка, OFMConv

Возлюбленные во Христе братья и сестры,
дорогие собратья во священстве!

Я с глубокой скорбью узнал, что сегодня умер наш дорогой брат священник Петр Корнелюк из Ордена Братьев Меньших Конвентуальных. Его жизнь в следовании за Христом через подражание святому Франциску стала огромным даром для нашей Церкви, для множества людей, которых отец Петр утешал и радовал своей преданностью Богу, своей добротой и простотой, своим замечательным чувством юмора, и конечно своим неповторимым музыкальным талантом, которым он так щедро делился с нами с подлинно францисканским восхищением перед красотой и гармонией этого сотворенного Богом мира. Его безвременный уход — это большое горе для францисканской общины и для всех, кто знал и любил отца Петра, особенно в приходах в Москве, Санкт-Петербурге, Черняховске, Калуге, Астрахани, где проходило его служение. Мы верим, что, придя в дом Отца, он не оставит нас своей молитвой, и его щедрый труд и его жертвы ради Евангелия принесут обильные плоды для францисканской харизмы и для всей Церкви в России.

Прошу Вашей молитвы — личной и общей — о вечном покое и вечном свете для нашего дорогого брата Петра, об утешении для его семьи, его собратьев и его друзей, и о том, чтобы светлая память о нем служила источником обновления нашего призвания и нашей веры в воскресение. Священников прошу служить о нем заупокойную Святую Мессу.

Боже, Отче Всемогущий, тайна креста — наша сила, а Воскресение Сына Твоего — основание нашей надежды; освободи усопшего раба Твоего, священника Петра, от уз смерти и сопричти его к лику спасенных!

+ Павел
Москва, 4 ноября 2024 г.

Фото: Ольга Хруль

Архиепархия Божией Матери в Москве

Link to comment
Share on other sites

Памяти о. Петра Корнелюка, конвентуального францисканца и "Божьего скрипача".

 

  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

06.11.2024 Отпевание отца Петра Корнелюка

  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

mVpNc8upRis.jpg?size=2560x1707&quality=9

Сегодня, в среду, 6 ноября 2024г., Кафедральный Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Москве прощался с отцом Петром Корнелюком, OFMConv (4 февраля 1970 — 4 ноября 2024) - монах-францисканец, настоятель монастыря св. Франциска Ассизского в Москве.
Святую Мессу возглавил архиепископ Павел Пецци, которому сослужил ординарий Саратовской епархии епископ Клеменс Пиккель и священники архиепархии.. На богослужении присутствовал Апостольский нунций в России архиепископ Джованни Д’Аниелло, Посол Республики Польша в Российской Федерации Кшиштоф Краевски с супругой и дипломатический корпус.

На богослужении было зачитано письмо ГЕНЕРАЛЬНОГО МИНИСТРА
ОРДЕНА БРАТЬЕВ МЕНЬШИХ КОНВЕНТУАЛЬНЫХ

Соболезнования в связи с кончиной
Брата Петра Марии Корнелюка
Рим, 5 ноября 2024 года
Брату Дарию ХАРАСИМОВИЧУ
Генеральному кустоду – Москва

Дорогие брат Дарий и собратья,
Кустодия Серафического Отца Святого Франциска в России и Казахстане, родственники, друзья,

С глубокой скорбью я пишу эти несколько строк; мои сердце и душа до сих пор ранены и потрясены вестью о скоропостижной кончине нашего собрата Петра.

Всем, прежде всего собратьям Кустодии, а также его родственникам, верующим, друзьям выражаю самые глубокие соболезнования.

Я сразу же узнал об обстоятельствах этой загадочной болезни и об уходе брата Петра на Небеса от Кустода, брата Дария. События развивались очень стремительно.

Вспоминая разные моменты наших встреч с братом Петром – в Риме и в России – в глубине души я размышляю о тайне жизни, неотъемлемая частица которой тайна «сестры смерти», как учил нас Святой Франциск. Мы все предназначены для неба.

Петр был очень простым братом, бескорыстным, трудолюбивым и апостолическим в служении. Но, наверное, больше всего всем известен его музыкальный талант. Игрой на музыкальных инструментах он помогал нам насладиться красотой и обратиться с молитвой к Богу. Он нес в себе сокровенную радость, и умел выразить ее как игрой на клавиатуре, так и - пожалуй, в первую очередь, - с помощью струн своего альта.

Я навсегда запомню его полностью погруженным в музыку, отныне – Божественную. Я сразу отметил, что его смерть несколько предварила начало года, в который мы будем отмечать восьмое столетие создания Песни о Творениях, сочиненной Серафическим Отцом в 1225-м.

Брат Петр, я уверен, будет воспевать на Небесах уже не в память о Святом Франциске – как во время своей жизни здесь, - а вместе с ним песнь хвалы Всевышнему Благому Господу и Его творению, чье предназначение вечное прославление Бога.

Сегодня в нашей общине, здесь, в Генеральной курии, мы совершим Святую Мессу об упокоении брата Петра, я помню и поддерживаю вас.

Брат Карлос А. ТРОВАРЕЛЛИ
Генеральный министр


В 15.30 машина с гробом отца Петра выехала в Беларусь в деревню Старое Село, Брестского района.
Ссылка на фотоальбом:https://vk.com/album549864182_304839808
Ccылка на трансляцию: https://youtube.com/@katolikimmaculate?si=5iqFuVqbapI..

Текст и фото: Ольга Хруль

qgQUcKdhoco.jpg?size=2560x1707&quality=9

VihqN3FZ-gI.jpg?size=2560x1707&quality=9

GgG9eHFAPmw.jpg?size=2560x1707&quality=9

JymLeCjoq5M.jpg?size=2560x1707&quality=9

PYQ9u_qwh3I.jpg?size=2560x1707&quality=9

sc27qURbZNY.jpg?size=2560x1707&quality=9

WDqgo5mqjYA.jpg?size=2560x1707&quality=9

ScJvt1v6cyk.jpg?size=2560x1707&quality=9

9UqgHmwKuDU.jpg?size=2560x1707&quality=9

2PBblQ0bLao.jpg?size=2560x1707&quality=9

  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

hwAaZr1wWIE.jpg?size=2560x1904&quality=9

WMqvsbq9VqQ.jpg?size=1751x2160&quality=9

С начала ноября мы вспоминаем о. Петра Корнелюка. Сначала из-за его болезни, а теперь из-за смерти. Несколько лет он был руководителем нашего подросткового клуба Каритас в Астрахани. Именно тогда мы начинали и развивали модель работы для ребят, которые уже "переросли" наши детские центры. Завоевать внимание и доверие подростков - это вам не само собой разумеющееся. Не работают декларации о ценностях, проповеди о морали. И, если ребятам не тепло и безопасно, не интересно и искренне, то не удержишь никакими коврижками. У о. Петра получилось находить контакт и отогревать, расположить и принимать, отвечать на разные подростковые эмоции, вопросы, проблемы и идеи. Мы помним его музыку, заботу и радость, которыми он щедро делился.

Каритас Юга России (Caritas South Of Russia)

  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

GKX-KqpvTJM.jpg?size=1440x1326&quality=9

Фотографии с похорон отца Петра Корнелюка, OFMConv, которые состоялись сегодня, 8 ноября в приходе Святой Троицы в Черновчицах (Пинская епархия, Брестский деканат).
Вечный покой дай ему Господи!

Взято у Ольга Хруль

NiY-U9Muml4.jpg?size=1440x1321&quality=9

4ikpCVmEWiw.jpg?size=1440x1326&quality=9

tqtzUNQpBhY.jpg?size=1440x1326&quality=9

RxAafTuoZWQ.jpg?size=1440x1326&quality=9

jx0eHCgDh6o.jpg?size=1440x1322&quality=9

MTqZ5dnp5jM.jpg?size=1440x1326&quality=9

DJ244v4V2vo.jpg?size=1440x1322&quality=9

Q9MpPuF11Kk.jpg?size=1440x1322&quality=9

 

Link to comment
Share on other sites

Вот я не знаю, почему, зачем, для чего, но мне очевидно, что эта скоропостижная смерть такого... по моей скромной оценке, истинного францисканца — это, как бы это не было нам прискорбно, прямое проявление воли Божией. Или я чего-то не понимаю. Ведь мы же христиане — почему же мы всё время воспринимаем смерть как нечто негативное? Вспомним, например, Лурдских визионеров — ведь только Лучия дожила до преклонного возраста, всем же остальным Дева Мария обещала, что «заберёт их к себе», и они этому радовались (и они, как мы помним, умерли в детском возрасте). Мне тоже было грустно вначале (хотя я и не была лично знакома с о. Петром, только иногда присутствовала на мессах, которые он проводил), но сейчас, почему-то, чувствую даже некоторое воодушевление, некую «небоязнь смерти», если можно так выразиться

Edited by Лада К
  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

А ещё , хотя я никогда не слышала игры на скрипке о. Петра, но даже глядя на фотографии, мне вспоминаются строки Окуджавы:

Музыкант играл на скрипке, я в глаза его глядел

Я не то, чтоб любопытствовал — я по небу небу летел

Я не то, чтобы от скуки, я надеялся понять:

Как умеют эти руки эти звуки извлекать?

Из какой-то деревяшки, из каких-то грубых жил

Из какой-то там фантазии, которой он служил

Да ещё ведь надо в душу к нам проникнуть и поджечь

А чего ж с ней церемониться, чего её жалеть

.......

Счастлив тот, чей путь недолог, пальцы злы, смычок остёр

Музыкант, соорудивший из души моей костёр

А душа, уж это точно — ежели обожжена,

Справедливей, милосерднее и праведней она...

Edited by Лада К
  • Like 2
Link to comment
Share on other sites

А я слышала его игру, впервые побывав на Мессе во францисканском монастыре и впервые увидев играющего на скрипке монаха. Незабываемое впечатление.

  • Like 2
Link to comment
Share on other sites

16 часов назад, Neta сказал:

Вечный покой дай ему Господи!

 

94a1ab3db5339b13eaa0b6bee6e3f32e.jpg

Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
 Share

×
×
  • Create New...