Maxim Bulava Posted September 30 Author Share Posted September 30 В общем и целом это так, не влияют. Единственное, что нужно отметить - если эти последствия не могли быть предвидены субъектом. Если их можно было предвидеть, то влияют. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Дмитрий Posted October 1 Share Posted October 1 18 часов назад, Maxim Bulava сказал: В общем и целом это так, не влияют. Единственное, что нужно отметить - если эти последствия не могли быть предвидены субъектом. Если их можно было предвидеть, то влияют. Петя в ответ на грубое Ванино замечание толкает Ваню в грудь, будучи в принципе способным предвидеть как крайне маловероятную возможность, что Ваня может убиться при неудачном падении. Будет ли Петина вина зависеть от того, убился ли Ваня? В любом случае он мог предвидеть возможные последствия. Он в любом случае толкнул Ваню, будучи способным предвидеть. Но дальше Ваня мог убиться, а мог нет. Дальше, уже после совершённого поступка, толчка в грудь, от Ваниной смерти вина уже не зависит? Link to comment Share on other sites More sharing options...
Лада К Posted October 1 Share Posted October 1 Вероятно, тут многое зависит от того, соглашался ли хотя бы теоретически («возможно, ну и пёс с этим!») внутренне Петя с самой возможностью, что от его толчка Ваня: 1) может упасть 2) убиться в результате этого падения. Причём, именно в таком порядке — он ведь мог, например, соглашаться на 1), но не на 2). Как правило, человек (хоть раз в жизни вступавший в потасовку) способен осознавать, НАСКОЛЬКО сильно он толкнул оппонента. Иными словами, он примерно способен предвидеть, упадёт ли человек от подобного толчка (ну, если он, конечно, не Илья Муромец:). Ну, и одно дело толкаться на широком мягком ковре, где нет рядом острых углов, другое — на краю тротуара возле оживлённой проезжей части, третье — на балконе или крыше... список можно продолжить. А ещё есть такая вещь, как «состояние аффекта». Хотя, и тут есть нюансы: действительно ли человек из-за накала эмоций не способен был осознать последствий — или мог бы, но от злости не захотел. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Лада К Posted October 1 Share Posted October 1 (edited) Ну, а меня лично в связи с неважностью последствий поступка для его моральной оценки, если их нельзя было предвидеть, занимает такой казус. Помнится, здесь же на форуме обсуждался случай внематочной беременности, и как раз уважаемый Максим утверждал, что морально неприемлемо в этом случае разрушение и удаление эмбриона из маточной трубы, но морально приемлемо удаление куска трубы ВМЕСТЕ с эмбрионом, поскольку это лишь удаление патогенного органа, и намерения убивать эмбрион не было. Но разве нельзя в этом случае с полной очевидностью предвидеть гибель эмбриона в результате этого действия (хоть она и не была его целью)? В скобках замечу (на всякий случай), что вообще с моральной неприемлемостью аборта я полностью согласна. Edited October 1 by Лада К Link to comment Share on other sites More sharing options...
Amtaro Posted October 1 Share Posted October 1 3 hours ago, Лада К said: Ну, а меня лично в связи с неважностью последствий поступка для его моральной оценки, если их нельзя было предвидеть, занимает такой казус. Помнится, здесь же на форуме обсуждался случай внематочной беременности, и как раз уважаемый Максим утверждал, что морально неприемлемо в этом случае разрушение и удаление эмбриона из маточной трубы, но морально приемлемо удаление куска трубы ВМЕСТЕ с эмбрионом, поскольку это лишь удаление патогенного органа, и намерения убивать эмбрион не было. Но разве нельзя в этом случае с полной очевидностью предвидеть гибель эмбриона в результате этого действия (хоть она и не была его целью)? В скобках замечу (на всякий случай), что вообще с моральной неприемлемостью аборта я полностью согласна. Лада, я на полях отмечу, что не встречал мнения о том, что прекращение внематочной беременности есть аборт. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Лада К Posted October 2 Share Posted October 2 (edited) 7 часов назад, Amtaro сказал: Лада, я на полях отмечу, что не встречал мнения о том, что прекращение внематочной беременности есть аборт Как раз поэтому и был спор (ещё на старом функционале форума, я ведь его давно читаю) — считать ли прекращение внематочной беременности абортом или нет. Мнение Максима (но не ваше, Андрей, это я тоже помню:) было таким, как я описала выше: просто удалить эмбрион нельзя, а вырезать часть трубы (лишив тем самым женщину возможности в будущем иметь детей) — можно. Мне ещё тогда было непонятно, в чём разница, поскольку эмбрион погибает в обоих случаях. А кто-то считал, что вообще ничего предпринимать нельзя: раз так случилось — значит, Богом попущено, и пусть, мол так всё и будет (то есть, пусть погибают оба). Edited October 2 by Лада К Link to comment Share on other sites More sharing options...
Maxim Bulava Posted October 2 Author Share Posted October 2 23 часа назад, Дмитрий сказал: Петя в ответ на грубое Ванино замечание толкает Ваню в грудь, будучи в принципе способным предвидеть как крайне маловероятную возможность, что Ваня может убиться при неудачном падении. Будет ли Петина вина зависеть от того, убился ли Ваня? В любом случае он мог предвидеть возможные последствия. Он в любом случае толкнул Ваню, будучи способным предвидеть. Но дальше Ваня мог убиться, а мог нет. Дальше, уже после совершённого поступка, толчка в грудь, от Ваниной смерти вина уже не зависит? Мера греховности поступка в приведенных примерах - да, она не зависит от того, упадет ли Ваня, и что с ним потом случится. 1 Link to comment Share on other sites More sharing options...
Maxim Bulava Posted October 2 Author Share Posted October 2 11 часов назад, Лада К сказал: Ну, а меня лично в связи с неважностью последствий поступка для его моральной оценки, если их нельзя было предвидеть, занимает такой казус. Помнится, здесь же на форуме обсуждался случай внематочной беременности, и как раз уважаемый Максим утверждал, что морально неприемлемо в этом случае разрушение и удаление эмбриона из маточной трубы, но морально приемлемо удаление куска трубы ВМЕСТЕ с эмбрионом, поскольку это лишь удаление патогенного органа, и намерения убивать эмбрион не было. Но разве нельзя в этом случае с полной очевидностью предвидеть гибель эмбриона в результате этого действия (хоть она и не была его целью)? Конечно, можно предвидеть смерть эмбриона. Но я не совсем понимаю причину недоумения. У нас есть действие, которое само по себе (по своему объекту) нейтрально. У нас есть благая цель - спасение жизни женщины. Далее, мы предвидим последствия двоякого рода - хорошие и плохие - и принимаем решение совершить действие, так как благие последствия достаточно весомы и хороши для того, чтобы разрешить и плохие. Это обычная ситуация двойного эффекта, которая разрешается по правилам таких ситуаций. Я напомню, что мы вообще сначала поэлементно рассматриваем сам акт, а потом уже обращаемся к его последствиям. Если акт морально благ, то мы можем разрешить его плохие последствия, если перед нами ситуация двойного эффекта. Если же мы не предвидим злых последствий, то они и не влияют никак на нашу оценку акта. 1 Link to comment Share on other sites More sharing options...
Лада К Posted October 2 Share Posted October 2 Спасибо за разъяснение:) — стало понятнее, тем более, что бездействие тоже привело бы к смерти эмбриона, только уже вместе с женщиной. 1 Link to comment Share on other sites More sharing options...
Дмитрий Posted October 2 Share Posted October 2 5 часов назад, Maxim Bulava сказал: Мера греховности поступка в приведенных примерах - да, она не зависит от того, упадет ли Ваня, и что с ним потом случится. Вот это всегда казалось вопиюще несправедливым в светском законодательстве (любой, как я понимаю, страны) - то, что виновность преступника зависит от совершенно неотносящихся к делу вещей. Убийца ты или не убийца зависит от работы врача. Киллер сознательно стреляет жертве в голову, но врач хорошо поработал, спас - и вот это уже не убийство, другой состав преступления, другие сроки. Бред. То ли дело католическое моральное богословие Link to comment Share on other sites More sharing options...
Recommended Posts
Create an account or sign in to comment
You need to be a member in order to leave a comment
Create an account
Sign up for a new account in our community. It's easy!
Register a new accountSign in
Already have an account? Sign in here.
Sign In Now