Jump to content

Против Яннараса


 Share

Recommended Posts

На одном православном сайте опубликован перевод статьи Х. Яннараса "Пиетизм как экклезиологическая ересь"

Вот какую рецензию на нее дал о. Петр Мещеринов:

Очень слабая, а, главное, недобросовестная статья.

Разберём несколько цитат. Яннарас пишет: "В противовес интеллектуальному и абстрактному пониманию Бога и догматической истины, пиетизм утвердил практическое, активное благочестие (praxis pietatis): добрые дела, ежедневное самоиспытание в добродетели согласно объективным критериям, ежедневное изучение Библии и практическое применение ее нравственного учения, интенсивный эмоциональный настрой в молитве, явный разрыв с «миром» и мирскими обычаями (танцы, театр, нерелигиозное чтение); стремление к обособлению, с тенденцией к частому проведению собраний и выделению себя из «официальной» Церкви".

1. Из официальной Церкви пиетисты себя никогда не выделяли.

2. "Интенсивный эмоциональный настрой в молитве" - это что это? Ведь здесь нужны пояснения: пиетисты по существу вернулись к православному учению о молитве, а Яннарас об этом ничего не говорит, сводя молитву пиетистов к "эмоциональности", которая является штампом для православных, сразу настраивающим их на отрицательный лад.

"Для пиетизма знание Бога предполагает «перерождение» человека (т.е., опыт «возрождения» - Ред.), и такое «возрождение» понимается как жизнь в соответствии с моральным законом Евангелия и как эмоциональное переживание авторитетных истин". Это что за безобразие? Пиетизм предполагает мистическое "рождение свыше", а Яннарас об этом ни слова не говорит, но пихает сюда "моральный закон" и "переживание авторитетных истин" (бред какой-то).

Для пиетизма "жизнь Церкви ограничивается моральным послушанием, религиозным долгом и исполнением социальных обязанностей." Это просто недобросовестное передёргивание. Ложь, говоря резче. Пиетизм полон живой христианской церковной мистики. Яннарас беззастенчиво подменяет понятия в расчёте на то, что его читатели просто незнакомы с пиетизмом в источниках.

Кстати, источники: НИ ОДНОЙ ссылки на собственно пиетисткие тексты. Для того, чтобы понять пиетизм, нужно читать Арндта, Шпенера, Этингера, Цинцендорфа. О них в одной ссылке упоминается, но на сами их тексты ссылок нет. И это одно делает всю статью Яннараса никуда не годной. Нет ссылок и на нормальные книги. Цитировать Ричля - ну может ещё всерьёз Баура цитировать с его гиперкритицизмом? Из современных книг можно было хотя бы в книгу Вальмана заглянуть.

Я не допускаю мысли, что профессор Яннарас знает о предмете, о котором пишет, меньше меня. Значит, он преследует конфессионально-идеологические цели. Увы. И заполняет пространство своей статьи непременной критикой Запада и православной разлюли-малиной, типа:

"Для пиетизма спасение не есть, в первую очередь, факт Церкви, Богочеловеческой «новой твари» тела Христова, которая есть способ существования согласно тринитарному первообразу и единство личностей в общении. [Спасение] - это не динамическое, личное участие человека в теле церковного общения, которое спасает его вопреки индивидуальному недостоинству, восстанавливает его неповрежденным и целостным для экзистенциальной возможности личностной всеобщности, и даже трансформирует его грех, через покаяние, в возможность восприятия Божьей милости и любви..." "Здесь, по-видимому, практически не остается места для опыта и исторической реализации истины Церкви, тринитарного способа существования, для переживания нашего спасения посредством практического вхождения индивида в опыт общения, присущего Церкви как телу, и для осознания этоса или морали Евангелия через самотрансценденцию индивида, посредством свободы и различения личностей внутри общества святых..." бла-бла-бла... ну и так далее...

Link to comment
Share on other sites

Очень слабая, а, главное, недобросовестная статья.

А что, у Яннараса разве есть сильные статьи?

Link to comment
Share on other sites

Не знаю, но православные часто на него ссылаются.
Link to comment
Share on other sites

Если под пиетизмом понимать течение в лютеранстве (и кальвинизме), то с точки зрения Православной Церкви он, конечно, ересь, как и протестантизм в целом. Но несколько смущает слово "экклезиологическая". Что именно в пиетизме сугубо экклезиологического? Более экклезиологического, чем, например, в лютеранстве вообще?
Link to comment
Share on other sites

  • 10 years later...

yannaras.jpg

Преставился Христос Яннарас, богослов эроса и небытия Бога

24 августа 2024 года преставился Христос Яннарас, классик православной мысли — кажется, последний из старшего поколения персоналистов-неопатристов (Зизилуас, Уэр, Мейендорф, Хоружий и др.).

Актуализация сокровищ патристической мысли стала возможной благодаря постмодерному повороту актуальной мысли. Мы можем читать Дионисия Ареопагита благодаря Хайдеггеру; Хайдеггер позволяет понять глубину и радикальность мысли Дионисия; православная теология как продукт постметафизической мысли: так можно было бы передать суть богословского начинания Яннараса, если бы не было упущено одно: свободный, поэтический, «экзистенциальный» стиль его слова и мысли. Мы поэтому начнем мемориальный обзор с —

«Вариаций на тему “Песни песен” (эссе о любви)», текста, где голос Яннараса, кажется, всего звучней. Характерно, что первая книга Яннараса посвящена метафизике тела у прп. Иоанна Лествичника (читайте об этом замечательную статью Т. Щукина). Телесность, эрос — ясно, как важны эти темы в актуальной мысли — что и позволяет Яннарасу актуализировать соответствующие потенции православной мысли. «Вариации» — прекрасный как по поэтичности, так и по глубине текст о любви — поэзия и философия одновременном: человеческая любовь, ее трагические срывы и ее стремление к Божественной Любви:

«Существует один способ недоумевать, одновременно доверяя. И этот способ мы можем нащупать только в эросе. Эрос значит вера, доверие, самоотдача. Находишься во тьме бесконечных вопросов, на которых нет ответа. Однако оставляешь все ради желания, и оно удостоверяет тебя, что Другой желает твоего желания. И тогда все вопросы получают ответ без ответа. Значимое действует без знаков. Существует только язык возношения, язык желания. На котором разговаривает младенец, когда сосет грудь матери. На котором разговаривают влюбленные в молчании «единой плоти».

Темнота этих вопросов — природное расстояние, отделяющее человека от Бога. Всегда отстоит от Бога, не местом, но природой. Именно наша природа отстраняет нас от ответов на эти вопросы. Поэтому даже отрицание существования Бога, вечности человеческой личности — это лишь одно из природных состояний. Его можно понять. Превратить природную удаленность в личностную связь — это подвиг самоотречения от природы, это эрос.
Дар благодарения вместо вопросов, на которых нет ответа. Обо всех, ихже вемы и ихже не вемы».

«Обнаженная блестящая красота человеческого тела — чудо, явившееся в мире, слепом по отношению к этому откровению. К тому, как тленная плоть воплощает в себе живой логос бесконечного, к призыву общаться с непосредственностью всего — земля, море и порфирный закат солнца в ощутимой близости обнаженной красоты.

И цивилизация, неспособная к прикосновению, лишенная чувства связи, замораживает красоту в объект коммерческого зрелища. Везде растиражированная нагота, мертвое зрелище с трудом различимой любви, бездна пустоты между созерцаемым и созерцателем и недостижимая непосредственность. Столько веков отвергнутой жажды и вожделения, коллективного подсознательного, разъяренного от лишенности, отказа от любви. И вот теперь они переходят в цивилизацию искусственной экзальтации от безнадежного желания, в автоэротизм фантазирования».

«Одна ощутимая благодать отвечает на последние вопросы. Благодать — харизма призыва к красоте связи. То, что призывает, — не заключается в понятии, но имеет лицо и имя. Призыв приводит желание, чтобы оно вошло в безграничный залив единственной действительной нежности».

«Хайдеггер и Ареопагит, или Об отсутствии и непознаваемости Бога» — и вот ядро, основание мысли Яннараса. Хайдеггер и Ареопагит — что их связывает, учредителя проекта деструкции метафизики и византийского теолога? И тот и другой говорят о Том, что/кто не является бытием, но дает бытие всему сущему. В центре умозрения и того и другого — Ничто, не-сущее, на фоне которого выступает всё. Яннарас (вслед за Хайдеггером в его толковании Ницше) разбирает и другое Ничто, Ничто новоевропейского нигилизма — как сознательного отказа от Бога с одной стороны, и бунта против идолов, которые ставит на место Божественного Ничто новоевропейский человек, с другой. Эта книга Яннараса стоит в самом центре современной мысли, в разборе долгого пути, пройденного западной мыслью, совершившей в XX веке постметафизический поворот. Яннарас показывает, что этот поворот открывает путь к православной мысли, конкретно — к Ареопагиту — за полторы тысячи лет до Хайдеггера, сформулировавшего «онтико-онтологическое различие» (главная новость Хайдеггера): ареопагитская, православная теология как событие хайдеггеровой, постметафизической мысли. «Небытие Бога» — это просто-напросто то как всегда учила говорить о Боге апофатическая теология (Ареопагит — ее классик). «Смерть Бога» — не как торжество атеизма, а событие преодоления метафизики, открывающее возможность возрождения патристической мысли:

«В 1882 г. Фридрих Ницше издал книгу «Веселая наука» (Die frohliche Wissenschaft), возвестив с ее страниц о «смерти Бога»: «Бог умер, Бог мертв».

Восемьдесят лет спустя, в 1961 г., Мартин Хайдеггер опубликовал свою книгу о Ницше. Проповедь «смерти Бога» признается в ней пророческим подтверждением уже свершившегося события, которое было неизбежным итогом долгой исторической эволюции европейской метафизики. «Смерть Бога» есть следствие, или «внутренняя логика», метафизического развития европейского человека.

Итак, в словах Ницше мы сталкиваемся не с выражением личных убеждений атеиста, но с проницательными констатациями пророка. «Бог умер»: это значит, что христианский Бог, Бог западной метафизики — уже мертвая фикция ума, «голая идея», абстрактный смысл. В лучшем случае этот Бог представляет собой некоего идола, некую условную «ценность». […]

В связи с этим мы говорим об идолоборческом апофатизме, который в форме нигилизма проявляется как «внутренний кризис» западной метафизики. Хайдеггеру мы обязаны признанием этого кризиса в качестве отправной точки для ее исторического анализа. [..]

Отказ приписывать Богу определения сущего, то есть подчинять божественную реальность и способ Его бытия интеллектуальным схемам, был сформулирован в церковном богословии греческого Востока по крайней мере за четырнадцать столетий до Ницше и Хайдеггера. В частности, в сочинениях V века нашей эры, авторство которых традиция приписывает Дионисию Ареопагиту, мы имеем высший образец вполне сформировавшегося к тому времени богословского апофатизмаю».

«Личность и эрос» — кажется, главная книга Яннараса. Здесь развертываются главные его идеи: онтология Хайдеггера как основа философствования — возвращение к святоотеческой мысли — личность как то, в чем «есть» бытие — эрос как способ существования личности. Яннарас формулирует:

«В этой книге я попытался рационально и систематически показать, как греческая философская мысль ранне- и средневизантийской эпох отвечает на вопрошание онтологии. […]

В исследуемой конкретной философской традиции ответы на онтологический вопрос в конечном счете сконцентрированы в двух основных терминах: личность и эрос. Для греческой философской мысли ранне- и среднехристианского периодов отправным пунктом для приближения к подлинному бытию служит реальность личности; а способ этого приближения, делающий личность доступной познанию, есть эрос».

«Вера Церкви» — самое известное произведение Яннараса, система православного богословия, развивающая христианскую философию в апофатическом и персоналистическом ключе, творчески используя акутальной мыслью: Яннарас пользуется в основном, понятно, Хайдеггером, выкладками психоанализа и другими современными течениями мысли. «Вера Церкви» — написанное очень просто, но вовсе не теряющее от этого глубины, замечательное введение в православное богословие, особенно для тех, кто хочет понять Православие в рамках современного мышления. Яннарас так характеризует замысел «Веры Церкви»:

«Задача автора предлагаемой вниманию читателя книги заключается не в том, чтобы убедить его в своей правоте или же заставить возможных противников изменить их точку зрения. Это не «апология» христианской веры, ставящая перед Собою цель привлечь на свою сторону как можно большее число сторонников. Автор стремился к другому: четко разграничить то, что есть христианская вера, и то, что ею не является; по мере возможности устранить недоразумения, связанные с сегодняшним пониманием церковной истины; очистить ее от посторонней шелухи, которую часто принимают за саму истину. Нашей задачей было рассказать об этом простым и понятным языком, доступным, как говорится, «обыкновенным людям» и в особенности обыкновенным «интеллектуалам». Именно современный интеллигент является, как правило, виновником и жертвой возникающей путаницы. Отрезанный от живых корней веры, порой даже психологически подавленный формальной семейной религиозностью, преследуемый воспоминаниями — увы, слишком часто негативными — о безвкусном школьном катехизисе, он отбрасывает то, что принимает за христианскую веру, так и не узнав самой веры. Но если в один прекрасный день человек все-таки захочет выяснить, что же именно он отбрасывает, то здесь ему может пригодиться подобная книга, типа словаря или элементарного учебника, излагающая материал с помощью привычных для нашего сознания терминов и понятий».

Владимир Шалларь

Предание.ру

 

  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
 Share

×
×
  • Create New...